Поэзия диаспоры

Автор публикации
Наталья Резник ( США )
№ 2 (26)/ 2019

Стихи

У Натальи Резник резкий поэтический жест. Она бывает предельно иронична и самоиронична – в том числе. Стихотворение может веселить читателя, но после его прочтения улыбка становится печальной – открываются боль и страданье, вызывающие у читателя живой эмоциональный отклик.

 

Д. Ч.

 

МАЯТНИК ФУКО

 

Нам было просто и легко

Входить и видеть слепо

В соборе маятник Фуко,

Огромный и нелепый.

 

Бесстыже что-то он чертил

С настойчивостью детской,

Но землю он мою крутил

Вокруг оси советской.

 

С тех пор прошло сто тысяч лет

В тумане и во мраке.

В соборе маятника нет.

Забыл его Исаакий.

 

И только очень далеко

В глухом нерусском штате

Качает маятник Фуко

Без устали Создатель.

 

 

* * *

 

Жил человек без походки, лица и почерка,

Без своих поражений, бед своих и побед.

Он в начале анкеты каждой ставил три прочерка,

Да он и не заполнял никаких анкет.

У него не было номера телефона, не было дома,

Не было прошлого, города и страны,

Не было родителей, друзей и знакомых,

Первой жены и уж точно второй жены.

 

И этот человек, безликий, безымянный, бездомный,

Которого я придумала, как друзей сочиняют дети,

Он меня любил такой любовью огромной,

Какой не было и не будет никогда на свете.

 

 

ДЕТСТВО

 

Прибиться к остальным ученикам

Пыталась. Нагибалась и кивала,

И голову руками прикрывала,

Но всё равно – лупили по рукам.

 

 

* * *

 

Лечу самолётом из Денвера до Нью-Йорка,

Кучевых облаков пронзая торосы,

Думаю: я когда-то была комсоргом,

Собирала комсомольские взносы.

 

«Две копейки, говорила Мелентьеву грубо,

Вылетишь из комсомола иначе».

У него, как всегда, был один рубль,

У меня, как всегда, не было сдачи.

 

Потом заполняла ведомость кое-как, убого,

Относила в комитет комсомола.

В ведомости сразу искал фамилию Коган

Не-помню-как-звали комсорг всей школы.

 

«С кого денег в этот месяц насобирали?

Спрашивал меня, улыбаясь косо.

О, Коган-то не уехала в свой Израиль,

Всё ещё платит комсомольские взносы».

 

Где это было, в какой идиотской пьесе,

В театре какого провинциального пошиба?

«Спасибо», на выходе говорю стюардессе.

И она, улыбаясь, по-английски отвечает спасибо.

 

 

* * *

 

Знаю: до последнего вздоха,

До последнего всхлипа мне,

Привередливой, будет плохо

В этой самой лучшей стране.

 

За дешёвый компотец в жилах

Неподъёмную дань плачу.

Эту я полюбить не в силах

И другой – уже не хочу.

 

 

* * *

 

С Леной Самсоновой дралась в раздевалке

Классе, наверно, в третьем.

‎‎Отличников сказала она не жалко,

И мы ей за всё ответим.

Она сказала, что я уродливая еврейка,

А сама Лена была веснушчатая блондинка.

Она повалила меня на скамейку

И била по голове чьим-то ботинком.

В памяти эта нелепая сцена

Сменяется радостными картинками,

Но где ты теперь, Самсонова Лена,

Кого теперь колотишь ботинками?

 

Что, думаю, если бы встретиться нам случилось?

Я с тех пор драться так и не научилась.

 

 

ЗАМОК

 

Когда ты исчез, рядом пересох океан,

Как бы это ни прозвучало странно,

Потом соседей наших накрыл вулкан,

Хотя откуда в этих краях вулканы?

 

В поисках людей я смотрела в окно

И однажды, к северо-востоку прямо,

Как бы это ни показалось смешно,

Увидела один светящийся замок.

 

Там сновали тени: в замке жила семья.

Трое детей: девочка, два пострела.

И какой бы дурой ни показалась я,

Но я каждый день на замок этот смотрела.

 

А потом случились ветер, торнадо, дождь

И наводненье в нашей пустынной суши.

Как бы нелепо ни было, ты поймёшь:

Рухнул и этот последний замок. Воздушный.

 

 

* * *

 

Закончились правильные слова,

Рифмы, ровные стихотворные размеры.

Врачи упрямо утверждают, что я жива,

Но врачам у меня с детства не было веры.

Какая может быть жизнь без гладких рифмованных строк,

Изгнанных, правда, из современной поэзии, вон рутину!

Ещё до того, как сплошной стихотворный поток

Захлестнул всемирную электронную паутину.

 

Что за стихи без подсчёта слогов в строках,

Делающие жизнь всё бессвязнее и корявей!

Я думала, что могу её удержать в руках,

Но она вырвалась и покатилась, разбрасывая человеческий гравий.

 

Стихи как жизнь: на словесной дыре дыра,

Жизнь как стихи: беспорядочное движение.

Это всё-таки жизнь – твердят упрямые доктора.

Но что они понимают в стихосложении!

 

 

ХАНУКА

 

Через сорок-пятьдесят лет,

Если меня «Абсолют» не сведёт в могилу,

Я возглавлю семейный обед

Под какую-нибудь «Хаву Нагилу».

Стоя одной ногою у райских врат,

Буду невнятно шамкать родным и близким

Про давно потерянный Ленинград

На ломаном полузабытом английском.

И мои весёлые юные правнуки,

Освещая менорой праздничный стол,

Прощебечут: «Бабушка, хэппи ханука!»

А я им: «Ленин. Партия. Комсомол».

 

 

* * *

 

Застряв среди веток ёлки

Широким воротником,

Висишь, как подарок волку

На ужин одним куском.

 

Тебе и легко и страшно.

Сердечко сжимает лёд,

И грудь под ночной рубашкой

Укусов кровавых ждёт.

 

Зачёсана набок чёлка

Под выглаженный чепец.

Ты ждёшь, замирая, волка,

А волк не идёт, подлец.

 

Он в городе, в подворотне,

Вжимаясь в дверной проём,

Дрожит. Там живет охотник

С большим боевым ружьём.

 

Волк щурится глазом красным

И сдерживает озноб,

Предчувствуя сладострастно

Два выстрела в глаз и в лоб.