Поэзия метрополии

Автор публикации
Юлия Белохвостова ( Россия )
№ 4 (20)/ 2017

Стихи

Есть авторы, которые сразу запоминаются, не могут не запомниться, даже в нынешнем бесконечном и обескураживающем поэтическом мейнстриме. Собственно, моё знакомство с Юлией Белохвостовой произошло именно так – я моментально «выхватил» её тексты в потоке произведений, присланных на интернет-конкурс «Эмигрантская лира». И это притяжение состоялось, наверное, потому, что наряду с замечательной образностью, метафоричностью с ходу запомнившихся текстов, есть в стихах Юлии нечто другое, ещё более важное. Есть присутствие подлинной жизни, её дыхания, её неподдельной боли и радости. Есть, наконец, редкое ощущение узнавания того окрестного пейзажа и того внутреннего пространства, которые запечатлены в стихах Юлии Белохвостовой.

 

О. Г.

 

БЛИЖНИЙ КРУГ

 

Мой ближний круг очерчен так давно,

так ловко замкнут, что не видно стыка.

Зима корнями сплетена с весной,

из лета в осень вызрела брусника,

и так горчат плоды её на вкус,

налитые уже багряным соком,

так тяжелы на ветке, что, боюсь,

из круга выйдет кто-нибудь до срока.

Но не сейчас.

Пока жужжит пчела

над медоносным счастьем внутрикружья,

течёт с небес янтарная смола

густого солнца, гром гремит снаружи.

А здесь, внутри зелёные ростки –

трава, трава живучая, простая

цепляется за старые сучки,

мой ближний круг прочней переплетая.

 

 

ВРЕМЯ ПОДОРОЖНИКА

 

А когда мои один за другим

окровавлены сыновья,

я уже не мать называюсь им,

а сестра милосердия,

не стихи – молитвы ко всем святым

распеваю им по слогам,

не наряды новые, а бинты

примеряю к рукам-ногам.

 

А когда пестрят по лугам цветы

– незабудка, мак, ноготок –

подорожник кожистые листы

разворачивает у ног.

Колокольчик синий начнет звонить –

у дороги в доме швея

достает иголку, вдевает нить,

аккуратно сшивает края.

 

И пока ещё не осела пыль

на зелёный глянцевый лист,

и пока дорожки от слёз скупых

по морщинам не растеклись,

только-только времени у меня,

чтобы подорожник сорвать,

чтобы кровь унять, сыновей обнять,

как сестра умеет и мать.

 

 

ПАПИНА ЯБЛОНЯ

 

Нестройность птичьего сопрано, воскресный благовест вдали, под сладкой тяжестью шафранной согнулись ветки до земли, в коклюшках веток – паутина, и день плетётся кое-как, стоит плетёная корзина, наполовину в яблоках… В траве, в садовой бочке, всюду избыток райский, собирай и веруй в яблочное чудо, в необычайный урожай.

Вот эту яблоню за домом я помню дольше, чем себя. Отец рассказывал знакомым, что к середине сентября (не этого, но через годик уж точно) будет нам пирог, всё дело в правильном уходе. И он ухаживал, как мог: поил, кормил, зимой холодной ствол мешковиной пеленал… Увы, она была бесплодной, как Авраамова жена.

Сад пережил пожар, щитовок, набеги выросших детей и переделку в духе новых ландшафтно-парковых идей. Творцы в порыве вдохновенья хотели яблоню срубить, но для густой прохладной тени оставили. И птицы вить в её ветвях привыкли гнёзда, а папа в солнечные дни любил сидеть в шезлонге пестром в её спасительной тени.

Тот год, когда мы проводили отца, был яблочно богат. Под слоем золотистой пыли тонул в осеннем солнце сад, со стороны усадьбы старой трезвонили колокола, и яблоня библейской Саррой воспрянула и понесла – согнулись ветки под плодами, не в силах с ношей совладать, а в доме пахло пирогами, а в сердце стала благодать.

 

 

АСТАРТА

 

Уткнётся внучка в колени, в промасленный фартук,

твердит сквозь слёзы: «бабушка, почему?»,

а та, до сих пор похожая на Астарту,

в ответ вздыхает: «в каждом дому по кому»,

 

и гладит дурёху по встрёпанной головёнке,

и думает, что вот если б она тогда

своей божественной властью, во имя ребёнка,

не сводничала без следствия и суда…

 

А кто от кого – теперь и она не помнит,

не помнит, солила суп? выключала утюг?

Облезлым веником ловит пыльные комья,

которые разбегаются из-под рук.

 

Печёт по субботам яблочные оладьи,

стирает шторы осенью и весной,

и эту растрёпу по головёнке гладит,

и, может быть, живёт для неё одной.

 

 

* * *

 

Так медальончик сердца моего

качается на панцирной цепочке

над этой канителью снеговой,

пока не достигая крайней точки.

 

 

А я его нет-нет да подтолкну

нетерпеливым жестом или словом.

Под крышкой локон отливает в хну

и кажется к бессмертию готовым.

 

Допустим, это будет не сейчас,

кому нужна в таких вопросах точность?

Нежнее медальон в руках качай,

ещё цепочку проверяй на прочность.

 

 

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

 

В полудрёме утренней, в тумане,

принакрывшем беспокойство вод,

«Лев Толстой» идёт к своей поляне,

человек, писатель, теплоход.

 

Перегружен судьбами людскими,

суммой незначительных забот.

Что их на плаву удержит? Имя,

зацепившись буквами за борт.

 

Что им в этом имени сегодня?

Миром ли закончилась война?

Хорошо, что Волга полноводна –

не достать до илистого дна.

 

Только тем до сей поры и живы,

вопреки теченью и судьбе,

что старик трёхпалубный двужильный

наши души тянет на себе.

 

Тянет эту ношу человечью,

словно записавшись в бурлаки,

и «Антону Чехову» навстречу

подает гудок взамен руки.

 

 

БЕЛОЕ

 

Ничего без тебя не изменится в мире моём,

белой взвесью под утро заполнится окоём,

белой завистью склеятся звуки в словах у других,

расцарапает уши бессмысленный белый стих.

 

Рваным платьем наденет день на себя снегопад,

выйдет чистить дороги до дома восточный люд

им, наивным, и невдомек, что не хватит лопат

всей богатой Москвы на новый шёлковый путь.

 

В непрозрачном окне из непрочной молочной слюды

(проморозило так, что и за день не продышать)

белой тенью нездешней птицы метнётся душа,

или чем там покажется мне сигаретный дым?

 

Ничего, ничего не изменится в мире моём,

поседеет под утро от инея старый дом,

небо станет на землю отряхивать белый прах,

под сугробами белыми спрячет мой серый страх.

 

 

УТРОМ В СРЕДУ

 

Бывает так: проснёшься утром в среду,

не зная ничего наверняка,

но чувствуя, что чёрная река

заполоводит берега к обеду.

 

Вздохнёшь, пройдёшься как по нотам в гамме

по комнате своей туда-сюда,

не замечая – чёрная вода

не оставляет суши под ногами.

 

Из тех, с кем даже дружен не был близко,

из всех знакомых вспомнишь одного,

кивнёшь себе согласно головой

и именно ему пошлёшь записку.

 

И вот уже беспечно напеваешь

какой-то незатейливый мотив,

как будто всех за всё уже простив,

и ждёшь, когда к тебе придёт товарищ.

 

В столе затеешь разбирать бумаги,

не обманув себя ничем другим,

запишешь в столбик все свои долги

с дотошностью, вполне достойной скряги.

 

В окно посмотришь – нет ли снегопада?

Не надо бы... На первом этаже

в кондитерской у Вольфа с Беранже

неторопливо выпьешь лимонада.

 

Теперь пора... бывает, время лечит,

но в этот раз проснёшься и поймёшь,

что нужно смыть скорее эту ложь,

взять пистолет и ехать к Чёрной речке.

 

 

ДУЭЛЬ

                         (дуэль – фр. duel, лат. duellum – поединок, борьба двоих)

 

На этой войне ты, наверное, будешь убит.

Здесь некуда скрыться, когда поднимают в атаку!

Ты будешь убит, и прекрасною девой оплакан,

и выпущен ею из плена вчерашних обид.

 

На этой войне ты стоишь на ветру, на виду,

открыт, как ладонь, но противник руки не протянет.

Положат тебя в неудобные, тряские сани,

и первые слёзы в утоптанный снег упадут.

 

И прочь повезут от забот о сегодняшнем дне,

от горьких раздумий о дне безвозвратно вчерашнем.

Как долго до дома, о Боже, как больно, как страшно,

как хочется выжить убитым на этой войне.

 

Во след тебе тонко, по-бабьи завоет метель,

уже предвещая стенания многих и многих.

И так беспощадна, и так бессомненна в итоге

война на двоих. Поединок смертельный. Дуэль.

 

 

ЗА ДВА ЧАСА ДО СНЕГА

 

            и каждым утром удивлённый взгляд:

            «Какая ты! Какие мы!»

            – Какие?

Екатерина Бушмаринова

За два часа до снега ничего

к его приходу дома не готово.

Под окнами качает головой

вполне кудрявой, цвета золотого

берёза. Недосохшее белье

болтается на джутовой верёвке,

и стайка любопытных воробьёв

скользит по водосточной оцинковке,

перебегая с крыши на балкон.

Присвистывает чайник, закипая,

как будто даже чайник удивлён:

какие мы («какая ты, какая?»)

И будто бы не чувствует никто –

ни вздорные взъерошенные птицы,

ни люди, выбегая без пальто

на улицу курить, что всё случится:

созревших туч осыпятся плоды,

деревьев кроны, головы любимых –

всё станет белым. На снегу следы

так явно проведут ко мне сквозь зиму.

 

 

* * *

                        Кате Бушмариновой

 

Пока весь мир оплакивал Фиделя,

в московском морге женщину отпели,

закрыли гроб, цветы втолкнув под крышку,

и сын её, совсем ещё мальчишка,

остался вдруг пронзительно один

на фоне удаляющихся спин.

 

И было страшно кинуться спонтанно,

обнять его – как будто он стеклянный,

как будто мог в чужих руках разбиться,

и люди выходили из больницы

и на ветру курили в кулаки.

Шёл белый снег на чёрные платки.

 

Потом одни пошли до нужных станций,

другие словно медлили расстаться,

опять друг друга выпустить из вида,

пошли в грузинский ресторан «Таврида»,

спросили хачапури и вина,

и залпом говорили, до пьяна.

А женщина, оставшись вдруг без дела,

рассеянно рукой стакан задела

(разбился, за столом сказали – к счастью),

подумала, что ей пора прощаться,

что здесь у них всё будет хорошо,

а сын ещё до дома не дошёл.

 

А сын без шапки, в куртке нараспашку,

надел сегодня белую рубашку,

и белый снег не виден был на белом.

Вздохнула: только бы не заболел он,

в больнице говорили – всюду грипп.

Как тяжело проходят ноябри...

 

 

* * *

 

Темнеет рано, холодно, в посёлке

за неуплату выключают свет.

Лисица тявкнет – отзовутся волки,

со страху мотоцикл нырнёт в кювет,

 

его помогут вытащить соседи,

облают разношёрстным хором псы,

да бабы обругают тех и этих, –

и тишина до утренней росы.

 

Ещё до снега долгое смятенье,

бесснежье, беспокойство, маета,

и эта удручающая темень,

неразличимость ближнего куста.

 

Ещё на зиму запастись дровами,

сажать чеснок – взойдёт ли по весне?

А после ждать, когда над головами

один белей другого – свет и снег.

 

 

ЭТО ЗДЕСЬ

 

Это здесь, говоришь ты, и я соглашаюсь: здесь

ночью ясной, как прошлая, или яснее прошлого,

из ковша медведица сыплет на землю взвесь

серебристого цвета, сладкого снега крошево.

Посмотри, говоришь ты в десятом часу утра,

я смотрю из окна и вижу: дрова наколоты

во дворе, на траву из чистого серебра

налетают с деревьев листья чистого золота.

 

Скоро снег, говоришь ты, тяжелая голова

о погоде знает больше, чем метеостанция:

через день зазвенит стеклянно забудь-трава,

через два ничего от осени не останется.

 

Ничего, говоришь ты, потом уже не вернёшь:

ни опавших листьев, ни дров сожжённых, ни месяца,

ни ковша... хотя никуда не денется ковш,

из которого снег на землю сыплет медведица.

 

 

НИКУДА НЕ УЕДУ

 

Никуда отсюда не уеду,

проросла корнями в тишину,

в долгую застольную беседу,

в зимнюю до срока седину,

 

вмёрзла, словно лодка в лёд поспешный,

в ртуть остановившейся воды,

и прибрежный спутанный орешник

надо мной звенит на все лады.

 

Ладно, ладно, есть места получше,

если по течению реки,

скольких там к обетованной суше

прибивало, видели таких.

 

А у нас метёт сегодня гуще,

не взирая на календари,

на ветвях осыпавшейся кущи

розовые зреют снегири,

 

ветер тут и холит, и лелеет,

пробирая нежностью насквозь,

ночь от ночи лепится белее,

лишь бы мне спокойнее спалось,

 

лишь бы за окном обледенелым

хоть одна маячила звезда,

и мело, мело во все пределы,

лишь бы мне не ехать никуда.

 

 

Вячеслав Курсеев. «Дворик». Холст, масло. 70 х 70 см. 2010 г.