Поэзия метрополии

Автор публикации
Ганна Шевченко ( Россия )
№ 3 (43)/ 2023

Ночь в стакане молока

Ганна Шевченко назвала свою подборку «Ночь в стакане молока», что мне, как петербуржцу, показалось очень близким. Стихи Ганны философские, местами ироничные, о природе, о городе, о конце света, вечном и сиюминутном – «…мир на пороге катастрофы, а мы в палатке овощной», «… однажды эта матрица обрушится и станет достоевской красотой» – и, конечно же, они о литературе, о поэзии. Благодаря которым наше молоко пока не стало простоквашей.

Дмитрий Легеза


* * *

Покуда солнце в форточке горит,
о чём молчать мечтательной натуре?
Я научилась с ветром говорить
о личности в большой литературе.

Откроешь лес – увидишь сериал,
и автора на ветке – паучиху,
Как тетерев Каренина сыграл!
Как Анна воплотилась в облепиху!

А ягоды трагических кустов!
А линия черёмух-королевен!
А яблони устойчивых сортов –
Улицкая, Сорокин и Пелевин!

Горчичный свет польётся с высоты,
деревья онемеют, станут голы,
и полетят, как жёлтые листы,
причастия, союзы и глаголы.


* * *

Как неуместен, слеп и зыбок
несётся снег по пустырю –
я с высоты своих ошибок
на поле белое смотрю.

Сейчас, как в северном Китае,
дождям бы слиться в хоровод,
но снег идёт, идёт, не тает,
не тает, тает, но идёт.

В кругу такого водевиля,
в сезон инфекций и простуд,
тебя как бабочку пришпилят,
и выбор сделать не дадут;

и будешь дёргаться беспечно,
своё ругая остриё –
жизнь коротка, а значит вечна,
и нет прекраснее её.


* * *

Птицы погибают в одиночку;
вот она, певица от пернатых,
носится, похожая на точку,
А и Б – её координаты,

птице, как последнему пришельцу,
в двадцать первом веке новой эры
нужно бросить маленькое тельце
на добычу гроз из атмосферы;

птице, предназначенной на откуп,
неуютно между берегами,
будто в её горло циркуль воткнут,
и вода расходится кругами,

птица – неделимая частица,
ветра воспалившаяся рана,
потому светящаяся птица,
как роса небесная, желанна.


* * *

Берёза ширится весной
и к сентябрю превысит норму –
её отросток боковой
имеет правильную форму.

Её неровная листва
по кругу зелень распластала –
застыла маска божества
в самоподобии фрактала.

В угоду смогу и парам,
застыв от радости, от неги,
колышут птиц по вечерам
заматеревшие побеги

или сияют поутру,
как будто в воздухе сгорают,
нет, я сегодня не умру –
от красоты не умирают.


* * *

Пока зима над улицами кружится,
обзавелась я истиной простой –
однажды эта матрица обрушится
и станет достоевской красотой.

Представьте: ни берёзок, ни величия –
одна лишь мировая пустота,
и гроздь рябины виснет для приличия
на ветке неразумного куста.

Ночными, полупьяными туристами
взорвутся мегаполисы вот-вот,
и глобалисты с антиглобалистами
сольются в задушевный хоровод.

Затворники сомкнутся с Шестипалыми
и будут космос крылышками длить,
и даже коммунистам с либералами
однажды будет нечего делить.

Мы превратимся в шарики из лития –
предсказывать – такая скука, бл..ть!
Поэзия – не повод для соития,
поэзия должна объединять.


* * *

Ночи стали тёмными и длинными,
солнце опустилось за паром,
воздух, переполненный дельфинами,
отдаёт водой и серебром.

Папоротник светится сквозь толщу,
из-за тучи видимый на треть, –
нужно быть внимательней и проще,
чтобы звёзды в небе рассмотреть.

Чем светлей, тем делается ближе
запах бузины и чабреца,
лирика галактиками движет
и не останавливается.


* * *

Звук непонятный, оркестровый
ползёт по улице ночной,
мир на пороге катастрофы,
а мы в палатке овощной

скупаем яблоки и груши
на сотню тысяч лет вперёд.
О, этот звук, влетевший в уши
и перекрывший кислород.

Какие дивные фактуры
мелькают в сводке новостей,
жаль, я фанат литературы,
а не общественных страстей.

Запретный плод – такая малость –
модель непознанной Земли,
а сколько нам ещё осталось,
не знает даже Аттали.


* * *

Таилось в низине Донбасса
одно небольшое село,
река из двойного атласа
его огибала. Стекло

её вод неглубоких
на дне отражало плотву,
лениво подводные боги
вращали в воронках листву.

Соцветия львиного зева
вода торфяная несла,
текла она справа налево
и слева направо текла.

Стрижи над рекою высоко
копили свой утренний гам,
и шарм придавала осока
высоким её берегам.

О радуге пели лягушки,
за окнами было свежо,
проснувшись у края подушки,
я думала: как хорошо.

Заря хороводилась ало,
закат розовел высоко,
и было так много, так мало
и так нестерпимо легко.


* * *

Помолчать бы надо в идеале,
говорить о чувствах аморально –
как вы существуете в реале?
Я живу, как водится, нормально.

Как и полагается, в субботу
поезда приходят без заминки,
я отважно еду на работу:
Выхино, Текстильщики, Кузьминки.

Каждый день беззвучно умирая,
как умеют только интроверты,
изучаю кодекс самурая
и почти не думаю о смерти.

Думаю о книгах интересных,
о героях Нового Завета
и о платьях женственных прелестных
умопомрачительного цвета.


* * *

Перепончатые шлюзы,
звёзды злые, как медузы,
и галактик косяки –
я лежу на дне реки.

И смотреть не успеваю –
надо мною проплывают
белой стаей корабли,
остров чудится вдали.

И виднеются в тумане
розоватые фонтаны –
значит, правит царь Салтан,
значит, ценится талант,

и отчаиваться рано.
Осень – колотая рана,
ветер – бинт, деревья – йод,
поболит, потом пройдёт.


* * *

Они добры и большероты,
по кругу ходят, как часы –
живут ночные бегемоты
в болотах средней полосы.

Лакают солнце из кувшинов,
букашек ловят на лету,
из голубики и кувшинок
венки избранницам плетут.

Надев коричневые гетры,
толпой идут по глади вод.
Когда над ними воют ветры,
они ложатся на живот

и обнимают отраженья
Жирафа, Лиры и Орла,
и души их, в одну сложившись,
летят по небу, как стрела.

И мы с тобой когда-то будем
лететь над брошенной землёй,
сияя чистыми глазами
и серебристой чешуёй.


* * *

В августовском замкнутом и хмуром
воздухе синицы ни одной –
как же одиноко этим утром
рядом с переходом в выходной.

Только тапки с шёлковым халатом,
туфли, дождевик и кардиган –
город, как предсказывал Довлатов,
поместился в старый чемодан.

И поймешь негадано-нежданно –
облака откроются вот-вот,
небо – это крышка чемодана,
что несёт к вокзалу пешеход.


* * *

Войдя неспешно в русло тротуара,
иду на свет и встраиваюсь в ряд –
тут три берёзы старого бульвара
веками, как апостолы, стоят.

Накрапывает. Мокрые курьеры
в дождевиках шныряют по Москве,
я, будучи адептом новой веры,
несу прохладу в левом рукаве.

Мне адресат пока ещё не ясен –
кто хочет поклоняться холодам? –
на перекрестке вздрагивает ясень,
и я его неверным не отдам.

Я знаю, сто шагов всего до рая.
Готовая к зелёному суду,
ветрами доведённая до края,
по улице Ореховой иду.


* * *

Не помню, кому-нибудь я говорила,
Наверное, всё же кому-то сказала,
недавно бежала бегом до вокзала,
маршрутку буквально на взлете ловила.

Спросила водителя:
– Едем до центра?
А он говорит:
– Мировая плацента сиянием кормит свои эмбрионы.
– Смешно, – отвечала, – ведь нас миллионы.

Ведь нас миллиарды. А может и больше,
живём мы в России, Финляндии, Польше,
живём на Аляске, в Перу, в Гондурасе,
живём на Плутоне, Венере и Марсе,

живём в холодильнике, в озере, в банке,
живём в неизвестном коммерческом банке,
живём в микрочипе, живём в аромате.
Какое же счастье заваривать мяту,

пропалывать грядки, сажая петрушку,
друзей приглашать на простую пирушку.
Ответил водитель, как некогда Смехов:
– Сияния в космосе хватит на всехов.


* * *

Темнота уже близка,
звёзд за ободом несметно –
ночь в стакане молока
наступает незаметно,

а вверху под потолком
свет струится бледнолицый –
это ангел в молоко
добавляет мёд с корицей

и мешает на весу
разнородные частицы,
быстро, словно колесу
больше не остановиться;

темнота неглубока,
и теперь уж на исходе
ночь в стакане молока
на ореховом комоде.

 

 

Я, я и я. Е. Крейд

Е. Крейд. «Я, Я и Я».

Холст, масло, 40х60 см 2010 г.