Поэзия диаспоры

Автор публикации
Алёна Емелина ( Норвегия )
№ 4 (44)/ 2023

Голос и слово

То, о чём пишет Алёна Емелина – актуально. В том самом синонимическом ряду: своевременно, насущно, релевантно… И когда читаешь эти тексты, не покидает мысль о том, насколько же просто, естественно решен в них вопрос соединения злободневности и глубочайших философских пластов, поскольку эта поэзия философическая, в традиции Боратынского, Случевского, Вяземского, Ходасевича, Слуцкого, Левитанского, Кушнера. А в философской лирике важен, прежде всего, голос, интонация, мелос, то, что Бродский называл «дикцией» – как об этом говорит Емелина: «голос летает в пространствах». Но крайне тяжело сохранять свой голос в наше время, когда «Правые и виноватые / равно на землю падают», когда в мелодию стиха алеаторически врываются посторонние звуки, крики раненых, жуткие взрывы, аккорды из похоронного марша, голоса мёртвых и живых, ведь время военное, убийственное, лживое, дикое в своей злобе: «С мёртвыми мы встретимся позже, / нас дождутся тела и руины, / в которые трудно поверить / тем, кому нет до них дела». Эти тексты – о сегодняшней боли, но их изобразительный язык – надмирный, с пониманием того, что вот она, юдоль земная, которая есть, была, и, вероятно, будет: «Согласно букве закона любви – / всем, кому есть до него дело, / легко стоять на своём мнении: / не существует чужой смерти / И перед Богом нет привилегий // А живым надо что-то ответить». То, что такие тексты существуют, уже замечательно само по себе. В них и поиск ответа на вопрос, как сохранить себя/свой голос в эпоху фейковых новостей и гибели мировой истории; и о чём «лица необщее выраженье» на фоне всеобщей мобилизации тупости, ненависти и торжества победобесия: «подо мной путь серебряных рельсов / по нему / отправляется тёмный экспресс / на войну / и с него не свернуть – // Из тёмной бездны колодца / восходит верное солнце».

Геннадий Кацов

ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, СТОЛЕТНЯЯ АЛЛЕЯ 

Приветствую тебя, столетняя аллея,
провиденная в юношеском сне,
чему свидетельство – на полотне,
где женский силуэт светлеет 
среди теней стволов, ветвей.

Я встретилась с тобой – 
глазам не веря,
в реальности иной 
судьбы, страны.
Настало время – прояснились сны,
в них осозналась простота пророчеств. 
Не романтический вечерний свет,
как виделось по молодости лет,
но утренний туман после бессонной ночи.
Мистический влекущий переход,
ворота приоткрытые, свиданье,
сокрытая в конце аллеи тайна
меня все эти годы ждёт.

Разрушенный причал
и чёрная вода,
где в полночь 
отражается звезда.
Но не теперь, 
когда...


ИТОГИ

Холодные пальцы тумана
соскользнули с холмов
Городок безымянный,
мокрые лица домов
Рассуждение бездорожное
Жёсткие подбородки 
негостеприимных порогов
Ничего нет более сложного,
чем подводить итоги
неопределённого


ЕСЛИ НЕ СПАТЬ...

Под веками космос тёмен и плотен
утеряно имя но есть еще время
подумать представить хотя бы голос
Во лбу звезда одинокая светит

Стою бездыханно ни неба ни ветра
Зову неизвестных безликих подземных
напомнить о солнце о сердце о хлебе
И жду их ответа


БИТВА ТИГРА С ДРАКОНОМ 

Синее белое алое
голубое и солнечное
звезды неба полночного
обстрелы бои преступления
Исступление ослепления
ползут железные змеи
к днепровской крестильной купели

Правые и виноватые
равно на землю падают

Дым и пламени всполохи 
сценарий в который не верили
в силу человеколюбия 
разыгран и есть ему имя

«битва тигра с драконом»

И некто укутанный шелком
прищурив глаза золотые
с конфуцианским терпением
наблюдает с холма за битвой
Сяокан [1] и American Dream [2]

Он ждёт своего часа
Наступает иная эпоха
Бог не слышит нашего гласа


ОН НИЧЕГО НЕ ПОМНИЛ 

Предполагаю контузию 
cпрашиваю осторожно

но мать говорит со мною
из своего среднеруссия 
о будущем и о прошлом 
о врачах передачах лекарствах
о кредите за иномарку
Вопросов не задавая
ответов не получая
понимаю – он был брошен
сразу без подготовки
в горячую точку на карте
Обстрелы пожары кошмары
на нарах стылой казармы
вблизи взорвалась бомба 

…и он ничего не помнил

Родина долг осколок
игольчатой хризантемой 
остывает взгляд его долгий
в госпитале перед смертью

По бесприютным землям 
по травам-холмам забвения 
душа его бродит бездомная

Звёзды февральского неба
Смотрят на всполохи пламени 


ТЕМ, КОМУ ЕСТЬ ДО ЭТОГО ДЕЛО 

Согласно букве закона любви –
всем, кому есть до него дело,
легко стоять на своём мнении:
не существует чужой смерти
И перед Богом нет привилегий

Гибнет космос втиснутый в тело,
и все, кому есть до этого дело,
заняты страхом, болью и гневом,
Кричат и грохочут над уцелевшим
слова и орудия смерти

Этот дед и внук его выжили
уползли, ушли, улетели, уехали
Те, кому есть до них дело,
дали кров, одежду, супа и хлеба
Мне досталось их выслушать

С мёртвыми мы встретимся позже,
нас дождутся тела и руины,
в которые трудно поверить
тем, кому нет до них дела

А живым надо что-то ответить


ТОЛЬКО

О том что случилось с нею
она говорит сдержанно 
перебирая события перебивая 
переходя на шёпот

Может напишете? – почерк такой мелкий 
словно муравей бежит по бумаге…
По плечам шалью – волна озноба 
А дальше вопрос двойной страшный
словно тест Роршаха 
Обморок памяти крик в овраге

Замирает вдох
Выдыхать с осторожностью

Исцеление после насилия
(Кто ты есть со своей помощью?..)

Балансирует тихий голос 
между отчаянием
и безнадежностью

С её стороны личность
растерзанная растерянная
(А с твоей методы? – Невозможно)

Только медленно 
Только терпением
Только любовью 


СОН ВДОВЫ

…задевая сидящих, пробираюсь на ощупь
к выходу через духоту
отмечаю печаль поцелуйных прощаний
безымянный вокзал полуночный
покидаю – и бегу по мосту

подо мной путь серебряных рельсов
по нему
отправляется тёмный экспресс
на войну
и с него не свернуть – 

почему?..

понимаю, его не вернуть
но принять не могу

улетают гудки в тишину вышину
мироздание! Облако прячет Луну
боль моя единосущна всему
живому любимому – одному

прощанию расставанию
одного не пойму – 

почему?..

просыпаюсь хожу
все равно не усну


ГОЛОС И СЛОВО

Отталкивая мысли,
оставшиеся от бессонницы,
выключить пение птиц
из пробуждающего айфона
Вступить в день, выйти на связь,
подключиться к ватсапу,
телеграму, скайпу
Надеть наушники – и начать
слушать, слушать, слушать…

Из тёмной бездны колодца
восходит верное солнце


*

Согласно царю Давиду,
все люди лжецы
С ним трудно не согласиться
В условиях геноцида
убедительно лгать себе
не получится, не простится
Когда мы близки к отчаянию – 
умолкаем – и ждём знаменья

*

О вы, стрельцы-молодцы
Увы, матери, их сыны мертвецы…
Часто не за что зацепиться
Кричат слепцы, молчат беглецы
Дегуманизаци-я, вы, они
посреди брехни, грызни, болтовни,
если в сердце мир не хранить,
«времени не хватит помириться»

*

Нанизывая буквы на голос,
вычитаю из пустоты атомы
В безвестности слова исчезают,
между мудростью и безумием

голос летает в пространствах

Сопоставляя означающее
и означаемое,
словам и крикам гнева, печали,
внимая часами,
в пространства судеб просачиваясь
сквозь вечернее и утреннее 
чередование
света и теней на стёклах,
ни с кем не встречаясь
в четырёх стенах

*

Оттенки голоса исцеляют,
выходя за границы смыслов
Слова проигрывают
Не их вы запомните, но
мой голос

 


[1] Сяокан – китайская мечта. Прим. авт.
[2] American dream – американская мечта. Прим. авт.