Эдуард Побужанский

Фото Э. Побужанский
Молдова

Родился 19 апреля 1968 года в г. Черновцы (Украина). Детство и юность провёл в г. Единцы на севере Молдавии. Окончил школу с золотой медалью. Служил в армии. Окончил факультет журналистики Молдавского государственного университета и Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького (мастерская Юрия Кузнецова). Автор пяти поэтических книг. Стихи публиковались в журналах: «Крещатик», «Плавучий мост», «Времена», «Москва», «Юность», «Сура», «Алтай», «Дальний Восток» и др., были переведены на румынский, украинский, чешский, английский и армянский языки. Член Союза писателей России. Основатель и главный редактор издательства «Образ». С 2022 года живёт в Молдавии.

 

Медицинский термин «ремиссия» вполне оправдан, как характеристика нашего времени надежд и скорби. То, что общая беда покинет, уйдёт в историю безвозмездно, как при ремисии – ослабление, исчезновение симптомов болезни, – в это верят и этим живут миллионы людей, ныне уведённых (куда?) военным роком событий. Соответственно, тема «психологии изгнанника» всё явственней звучит в современной русской поэзии, возвращая нас к проблематике «потерянного рая» и поднимая вопрос о том, как жить и творить «в поисках утраченного времени». Эдуард Побужанский, проживший в Москве тридцать лет и год назад вернувшийся в родную Молдову, говорит и о персональной одиссее, и об общечеловеческом фатуме – одиночестве в безбрежном времени, если угодно – в абсурдистском его, неизменно ювенильном, по Платонову, море. Мотив смерти становится символом не только мёртвой жизни, но воскресает в таких темах, как «человек и искусственный интеллект» («Я начал разговаривать с котом. / И с радио. А что потом, Алиса?»), «родные и близкие» («Господи, как высоко до небес! / Как же нас мало!..»), «поэтика и судьба» («И к нему, словно дикая птица, / Одинокая книга летит»). Силлабо-тоника вступает в диалог с верлибром, поэт («вся душа нараспашку»), с верой в Бога и в Баха, готов расплакаться перед читателем, «Но не от слабости – / От силы»; и если действительно у каждого умершего, как предсказывает Побужанский, есть право там на один звонок, то всё пока ещё не так скверно. Если бы не «родина внутри. / Она-то и болит, ещё живая…», то, помянем Чехова, «всякому безобразию есть своё приличие», и даже в таком катастрофическом сегодня поэт продолжает писать, а значит жить и «тонким телом, как антенной, / Он ловит вечности простор!». Поэзия Побужанского удивительным образом, при всей тяжести заявленных ею тем, не даёт повода для пессимизма – она преодолевает гравитацию и взлетает. Хотя, будем реалистами, оптимизма в ней ровно настолько, чтобы хватило «на всю длину потёмок».

Геннадий Кацов

 

 

 

Публикации