Поэтическая жизнь русского зарубежья

Автор публикации
Дмитрий Гаранин ( США )
№ 3 (43)/ 2023

О поэте Алексее Глуховском

 

С Алексеем Глуховским мы дружны уже не один год. Регулярно видимся в Баден-Бадене, где он живёт вот уже более 20 лет. Летом этого года вместе участвовали в поэтическом фестивале «Эмигрантская лира» в Льеже, где Алексей удачно выступил, поделив первое место в престижном конкурсе с московской поэтессой Асей Аксёновой.
Как всегда, мы обсуждали стихи друг друга, общались с коллегами, спорили, радовались удачам других участников.

Наша очередная встреча так впечатлила меня, что побудила сказать несколько слов о творчестве Алексея Глуховского.

Кстати, надо упомянуть, что Алексей – отец известного российского писателя Дмитрия Глуховского, оппозиционера и критика путинского режима. Накануне фестиваля Дмитрий получил (слава богу, заочно) восьмилетний срок за «фейки» о действиях российской армии в Украине.

Алексей начал писать стихи давно наряду с занятием журнализмом. Переводил с сербскохорватского, французского и немецкого языков. Я всегда шучу, что он унаследовал талант от своего сына. Первая книга стихов Алексея Глуховского со скромным названием «Лирика» была опубликована довольно поздно, в 2016 году в моём издательстве «Arcus NY». За ней последовали четыре книги, изданные в московских издательствах. Одна из них, «Дорога домой», с моим вступительным словом.

Несомненно, количество публикаций будет расти – Алексей пишет почти каждый день. Его подборки появляются в журнале «Эмигрантская лира», на портале «45-я параллель», в «Вестнике Пушкинского общества Америки» и во многих других изданиях и поэтических порталах. Талант поэта самобытный и, кажется, не подвергшийся прямому влиянию никаких школ и никаких мэтров. Часто создаётся впечатление, что Алексей не просто следует теории стихосложения, предпочитая силлаботонику, но и зачастую вовсе не озабочен своим стилем, не ставит перед собой эстетических задач, а просто конкретно работает над стихами, которые в нём зарождаются естественным образом.

Стихи эти простые, ясные, полные душевности и теплоты. Классические по форме и в то же время оригинальные. В них предстаёт замечательная человеческая личность.

* * *
я позабыл как ты устроена
что необычного в тебе
из лоскутков каких ты скроена
и чем была в моей судьбе
 
я позапамятовал многое
от важного до мелочей
тебя не вспомню недотрогою
ни дней с тобою ни ночей
 
и слава Богу не во власти я
воспоминаний череды
из памяти как будто ластиком
твои стираются следы

Поэту в равной степени близки мир человека и мир природы.

РОЗЫ
 
осыпались розы
беззвучно на стол облетели
как бабочек крылья –
на белую скатерти гладь
а в воздухе всё ещё
плыл аромат карамели
как будто живые
в воде продолжали стоять
осыпались розы
в сухой превратившись гербарий
на скатерти гладкой
что лишь становилась белей
сухие цветы
сохранившие запах нектара
легли на неё
словно красками – на акварель

Алексей придаёт большое значение «простоте» стиха. Послушав некоторых участников фестиваля, он сочинил такое:

КРАТКИЙ МАНИФЕСТ
 
я не сторонник зауми в стихах
и жизни не люблю хитросплетений
ищу я стих в себе – не в небесах
душевен он хотя и незатейлив
 
и может странным выгляжу в глазах
любителей иных неологизмов
но всё равно я голосую «за»
доходчивость и лаконичность жизни
 
пускай смотрюсь как ярый ретроград
и ненавистник модного теченья
мне простота важнее во сто крат
стихо-замысловатого творенья

При этом он противопоставляет свою поэзию поэзии «интеллектуальной».

Мы спорили, и я возражал, что то, что он называет «интеллектуальной поэзией» (в его понимании равносильное «зауми»), на самом деле не интеллектуальная поэзия, а модернизм, авангард, или что-то в этом роде, короче, игра слов и смыслов, не предназначенная для постижения интеллектом. Подумав, я пришёл к неожиданному выводу, что как раз поэзия Алексея и есть, отчасти, интеллектуальная поэзия в классическом смысле, в которой художественный эффект достигается красотой и логикой развития мысли. Это нисколько не противоречит тезису о «простоте», поскольку мысль развивается просто и естественно. Вот свежий пример с Фейсбука:

КОРОТКОЕ
 
Дни чередуются с ночами –
таков божественный уклад.
В нём без конца и без начала
всё повторяется подряд.
 
И круговерть воды в природе,
и в головах круговорот
по воле Бога происходят
день ото дня, из года в год.

Вот такой убедительно продемонстрированный круговорот мысли! А чего стоит осмысление времени в стихотворении ниже?

ВРЕМЯ
 
Всё меньше и меньше оставшихся дней,
всё больше и больше хлопот.
А как бы хотелось, чтоб в жизни моей
всё было бы наоборот.
 
Чтоб время тягучее стало, как мёд,
пластичное, будто смола,
и незачем было стремиться вперёд,
пока не закончил дела.
 
И я б оказался в начале пути,
немного от жизни отстав,
где только часы продолжают идти,
на время само наплевав.

Или попытка осмысления самого себя в следующем стихотворении?

* * *
Я живу неправедно как будто
и хотя не грешником слыву,
дай мне, Боже, лишнюю минуту -
я её иначе проживу.

Подобных стихов у Алексея можно найти немало.

Геннадий Кацов в своей статье об Игоре Губермане в 41 номере журнала «Эмигрантская лира» (2023) сравнивает его с Омаром Хайямом. Действительно, оба поэта писали четырёхстрочники, которые есть концентрированная мысль, интеллектуальная поэзия в чистом виде. Творчество Алексея Глуховского – сплав лирической и интеллектуальной поэзии.

 

Книги стихов Алексея Глуховского: «Лирика» (Arcus NY, Нью-Йорк, 2016 (https://www.lulu.com/search?q=glukhovskiy), «Вид из окна» (Эдитус, Москва, 2017), «Знаки времени» (Образ, Москва, 2018), «Дорога домой» (Образ, Москва, 2020), «Дежавю» (Образ, Москва, 2022).