Поэтическая жизнь русского зарубежья

Автор публикации
Анастасия Винокурова ( Германия )
№ 3 (43)/ 2023

Обзор международных фестивалей, турниров и конкурсов за июль-сентябрь 2023 года

 Есть три базовых реакции на стресс. Это всем известные «бей-беги-замри». Неизменное восхищение вызывают у меня люди, действующие по первому принципу. Те, кто, несмотря на любой вызов, не теряют сил для того, чтобы противостоять отчаянию и продолжать бороться. В культурном дискурсе это, пожалуй, можно сформулировать так: преодолеть поэтическую немоту и не дать царящему вокруг хаосу сожрать последние ростки надежды и оборвать тонкие нити, связывающие нас друг с другом. В то время, когда практически у каждого есть свой список личных потерь,  именно такие люди заставляют поднять голову и продолжать.

XIV Всемирный поэтический фестиваль «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» прошёл с 12 по 18 августа 2023 года в Брюсселе, Льеже и Париже. Официальные итоги можно найти в пресс-релизе фестиваля, а я хотела бы остановиться на стихах поэтов, вызвавших наибольший отклик в сердццах жюри.

Наступает странная немота, словно вечная мерзлота.

Как трясти малину с лесного куста – вот такая же маета.

Как траву косить в непогожий день, и уткнуться в пень.

Наблюдать в заколоченное окно, как бежит олень.

Ни малины вам, ни травы, ни дня, ни оленя, ни даже пня,

Под землёй маета, на земле суета, и на небе та же фигня.

Раздирай же горло своёнемое, но не вой, Бог не любит воя.

Не рифмуй дурное – «конвоя» с «боем» никогда не рифмуй. Другое

Выползает, если предаться бегу по ещё предстоящему снегу.

Если снег состоится, а не приснится. И не пей водицы

Ни живой, ни мёртвой – тут рифма «к чёрту». Избегай её. Медуницу

Собирай в полях с чистотелом, если будут поле и медуница.

И о чём писать, и на что смотреть, если всюду таится смерть –

В рыбьем плавательном пузыре, в игле, и в чернильнице на столе.

 (Ася Аксёнова, Москва. 1 место).

 

Я бы хотел на Родину,

где все мои друзья.

Хоть там и не угоден я

и мне туда нельзя.

 

Закрыты все границы мне,

нигде не проскочить.

С живыми не увидеться,

могил не посетить.

 

Чтоб вечною разлукою

грозила мне страна –

за что такая мука мне

к исходу лет дана?

 

Хотел бы я на Родину,

ей заглянуть в глаза.

И вроде бы, свободен я,

но мне туда нельзя.

(Алексей Глуховский, Баден-Баден. 1 место).

 

Закрой уши, Дюк, закрой глаза,

закутайся в тогу.

Тот же, что и 80 лет назад,

запах тревоги

 

въедается в побледневшие стены. Сгорбившись, фонари

теряют осанку.

Дороги мертвы. Жилой дом горит.

Ползут танки,

 

выныривая из прошлого на всех углах

через порталы,

ползут, вмешивая гарь, смуту, и страх

в снег талый.

 

Молча поверх натянутой тетивы границ

пролетают стаи.

В мысли стучатся имена с ветхих страниц:

Авель, Каин...

 

Родственник, друг, невеста – всёлетит

теперь к чёрту?!

Пробивается сквозь вязкий туман софит

сине – жёлтый.

 

Кажется по венам течёт не кровь, а ртуть.

Где вы, Люди?!

Господи, пощади, пусть кто-нибудь

меня разбудит.

(Ирина Сапир, Холон. 2 место).

 

Послушаем старое стерео

И выпьем немного вина.

Когда-то у нас было дерево,

Теперь у нас только война.

 

Смородиной пахнет и сливами

И в трубах ночных спит вода…

Мы знали, что будем счастливыми,

Но только не знали когда.

(Владимир Морозов, Остин. 3 место).

 

Я балансирую

на тонкой верёвке проказы

своей непринадлежности,

напряжённой от берега дыхания

к берегу без дыхания.

Бездна

прерывает мой шаг,

ноги еле несут.

И звуки их губ

спотыкаются о мои.

Нет тайны, когда нет очевидности.

Засеянные поля принадлежат им.

А я скатываю целину в дорогу.

Неоплаченный долг

не разнесёт ни почтальон,

ни ветер.

(Бронислава Волкова, Прага. 3 место).

 

На стыке хрупких стёкол, мокрых стен

И ёлочки потертого паркета

Сжимается податливая тень,

Кончается приветливое лето.

 

Разбитые ступени без перил

Как сходни позабытого портала;

Шагов на них невидимый настил

Не подогнать под новые лекала.

 

Для нас, рождённых в призрачной стране

И в настоящем без вести пропавших,

Останутся картины на стене

От тех, других, на путь прощенья вставших.

 

Они напомнят о коварстве дня,

Исход ему безвременный пророча.

А пес скулит и смотрит на меня,

Ему знакома беспощадность ночи.

(Виктория Хайзер, Людвигсбург.

Лучшее стихотворение в номинации «ЗДЕСЬ»)

 

ЖЕНА ЛОТА

 

Покидая пределы ада,

Поборов миллион преград,

Я твердила себе: не надо!

Не оглядывайся назад!

 

Уходя, обруби канаты

И сожги за собой мосты.

Засыпает затихший кратер

Под назойливый вой пустынь.

 

Я внушала себе: не струшу,

Одолею любую боль.

Только соль разъедает душу,

Да из глаз вытекает соль.

 

А ладони влажны от пота,

Дом в дыму различим с трудом.

Застываю женою Лота,

Оглянувшись на бывший дом.

(Людмила Чеботарёва, Ноф-а-Галиль.

Лучшее стихотворение в номинаии «ЭМИГРАНТСКИЙ ВЕКТОР»)

 

Не трожь! Сказал, не трожь! –Не трожь!

Там чёрный хлеб и соль, стакан и грубый нож;

Там накипело в зле добро –в словах слюна;

Там все никто, там всё ничтои там луна

Красна как кровь, там ночь черна, но тени в ней,

В задворках памяти, растут ещёчерней;

Не трожь! И не ходи туда! И не ищи

Ключей к святым местам, замкам –в яйце ключи,

В былинах –тех, что ты читал и страх копил,

В истории, что без зеркал, где сорок жил

Привязывают к той земле, где был рожден;

И грех помыслить о себе, и там закон

Прост как кулак, как Царь, как Крест –не утаишь...

Не трожь, и не ходи туда, стой где стоишь!

(Саша Казаков, Торонто.

Диплом и приз за оригинальное раскрытие темы «ТАМ»).

 

НЕ СМОТРИ НА СВОЮ ЛАДОНЬ

 

«Греби выше – жизнь снесёт!» (С.И.)

 

В крепком доме на берегу

Можно жить от бед вдалеке.

Можно жизнь прожить на бегу,

Можно в лодочке, на реке

И без якоря – лишь весло –

Берегись его обронить!

Если с лодочкой повезло,

И крепка Ариадны нить –

Ни жара тебя, ни дожди,

Ни волна, что стирает борт,

Не убьют, только ты не жди,

Что получится первый сорт

Из всего, что смешает бог

В котелке для твоей судьбы:

И щенок, и матёрый волк

Перед силой небес – рабы.

Только лучше о том не знать,

Говоря себе: «Всё ладóм!»,

Хиромантию не читать,

Не смотреть на свою ладонь,

Где не линии – волдыри –

Затвердеют! Сиди, греби,

И на звёздную даль смотри,

И люби её, и люби!

(Татьяна Юфит, Лондон. Диплом и приз за оригинальное раскрытие темы «ЭМИГРАНТСКИЙ ВЕКТОР»).

 

Знает каменный ангел на старинных часах:

сколько длиться войне, сколько ляжет в боях.

Кто уйти не сумеет от шального снаряда, –

кто далёко от дома, кто в дому, а кто рядом.

Кто родных потеряет в этих днях роковых...

Древний каменный ангел, помолись о живых.

Ветер флаг украинский в поднебесье полощет. –

Небо. Башня. Часы. Староместская площадь.

(Ольга Котенко, Прага. Лучший поэт по версии финалистов).

 

С 7 по 10 сентября в Тарту прошёл  МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ В.А. ЖУКОВСКОГО. Фестиваль приурочен к 240-летию со дня рождения Василия Андреевича Жуковского. В программе –поэтические чтения, лекции, презентации новых книг, экскурсии по городу, а также антивоенная поэзия и панельная дискуссия при участии авторов из США, Германии, Эстонии и Латвии.

«В этом году мы обращаем больше внимания поэтическому многоязычию. Есть целые группы, которыесейчас этим увлечены –и в Казахстане, и в Берлине, и в других местах. В известном тексте Галины Рымбу о великой русской литературе как раз сказано, что литература, поэзия существует не внутри языка. Она просто существует. И она может быть как двуязычной, так и многоязычной (Л. Казарян).

19-22 октября вШтутгарте состоится Феcтиваль «ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ» (ранее извеcтный как Руccкий Stil. Главный вечер программы – 21 октября. После официальной части и награждения победителей участников ожидает Вторая часть – не менее торжественная, но при этом и мистически-мистериозная.

«Эпоха Средневековья – сама по себе долгий период, в течение которого происходило много событий, менялись короли и правители, создавались и распадались рыцарские ордены, распространялось и насаждалось христианство, буйствовала инквизиция. Это та эпоха, которая подарила выдающихся учёных, художников, правителей и завоевателей. В это же время почитались, но и клеймились самые разные гадатели, прорицатели и алхимики. Искусством трубадуров, жонглеров и скоморохов большинство восхищалось. К слову, именно благодаря трубадурам, труверам и миннезингерам сложился первый литературный романский язык. А творчество странствующих поэтов послужило вдохновением для Данте и Петрарки.

Итак, пропускной билет на мероприятие – это не только звание финалиста, лонг-листера или лица сопровождающего, это ещёотличное настроение и костюм средневековой эпохи или его атрибуты. Наш маскарад – это полное преображение + возможность интересно и весело провести время в хорошей компании!» (с официального сайта мероприятия)

 Также на фестивале будут объявлены победители конкурса «ЕЁ ВЕЛИЧЕCТВО КНИГА!»

с 20 по 22 октября 2023 года  в Витебске пройдёт XXХVII открытый фестиваль авторской песни, поэзии и визуальных искусств «ВИТЕБСКИЙ ЛИСТОПАД»

Каждый раз форум старается преподнести любимому зрителю новые сюрпризы, оставаясь неожиданным и актуальным, не теряя прежней теплоты. В 2023-м «листопадом» накроет сразу несколько локаций: концертный зал «ВИТЕБСК», Центр культуры, выставочный зал «ДУХОВСКОЙ КРУГЛИК», ВИТЕБСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, а также ВИТЕБСКУЮ ОБЛАСТНУЮ ФИЛАРМОНИЮ. 

Боль от потерь дорогих и любимых друзей едва ли когда-нибудь утихнет. Но память – это то, что заставит не сдаться окончательно. И когда в очередной раз дыхание перехватит вопрос, можно ли жить и писать стихи после Освенима? А во время?

В ответ тихим знакомым шёпотом прилетит:

И как жить, если не писать?