Поэзия диаспоры

Автор публикации
Евгений Волков ( Беларусь )
№ 3 (43)/ 2023

22-02-2022

Уже ставшая общим местом сентенция Теодора Одорно о том, что «писать стихи после Освенцима – это варварство», получает иное звучание в текстах Евгения Волкова. Вопрос поэта: «зачем спросите  вы  у тишины / смешались  в  эту кучу  кони  люди»? – это и центон, и разговор об Освенциме XXI столетия, после 24 февраля 2022 года, и о Судном дне. В конце концов, если есть стрелки Часов Судного дня, то почему бы не быть у этого Дня строчкам (с «Судного дня» Ивана Бунина, возможно, начиная). Здесь дело не столько в тематике с её понятным сегодня рефреном «мне  в страшном  сне  всего страшнее сны», но и в поэтической ткани. Стихотворения словно созданы в Судный День (стихо)Творения: с разорванным, будто раненым, синтаксисом («пи  явки  пи ведут  меня  по кругу»). Эти тексты наполнены специфическими определениями, обернувшимися окказионализмами («и я  как  недоделанный дедал»), а вполне привычное в современной поэзии отсутствие знаков препинания и дифформная строфика, с неравномерными пробелами между строками (кстати, и двойными пробелами между словами) – всё это ведёт, в результате, к семантической уплотнённости на уровне ритмических и звуковых ассоциаций. Эта поэзия словно приведена в соответствие с нынешним, отмеченным руинами и окопами временем. В согласии с одним из онтологических правил Евгения Волкова, высказанных им в силлабо-тонике: «будь готов  если  ты не  любимец  богов – / привести  свою жизнь  в  соответствие».

 

Геннадий Кацов

 

               

                               

* * *

 

в заповедной стране где со мною сурок –

 

посещает астрал и психолога

                    

оживают железные звери дорог

и шпионы пришедшие с холода

 

и войны барабан различаем вполне –

 

и знамена былые подобраны

 

где подолгу гуляют при полной луне

доберманы и мэны недобрые

 

будь готов если ты не любимец богов –

 

привести свою жизнь в соответствие

 

с прикладным катехизисом сук и воров

и отдаться в любое отверстие

 

в заповедной стране где лукавый царёк

всё никак не простится с любимою –

 

на войну колобок катит лоб и лобок

и трактует на тракте с дубиною

 

и сбывается всё что случится во сне –

 

стынут реки светлеющим оловом

 

мчат горячие люди на красном коне

спят на плахе прохладные головы

 

и земля никуда не уйдёт из-под ног –

 

словно мстители неумолимые

 

оживают железные звери дорог

и меня окликают по имени…

 

 

* * *

 

пусть бросит камень тот в ком нет вины –

 

и тот кто говорил что их там нету

 

нерусские опять хотят войны

и бьют поклоны имхо

 

имхотепу

 

касательно сойдут с небес дожди –

 

мир справедлив и потому прекрасен

 

что вожделеют испокон вожди

иметь героев молодое мясо

 

и вам расскажут сукины сыны –

 

неверные бойцы полураспада

 

нерусские опять хотят войны

и на святые скрепы брызжут ядом

 

когда батяня мортал и комбат –

 

ведёт гурьбой на смертный бой кровавый

 

зачем спросите вы у тех солдат

что лягут в землю ради чьей-то славы

 

тогда никто не спросит мать твою

 

из-под сожжённой и разбитой хаты –

 

зачем солдаты падали в бою

 

зачем солдаты падали солдаты

 

нерусские опять хотят войны –

 

но в судный день когда нас всех разбудят

 

зачем спросите вы у тишины

смешались в эту кучу кони люди

 

летят над полем тучные шмели –

 

и свирепейник вызревает люто

 

и бабочек ловить на дальний хутор

военные уходят корабли

 

уходят без ветрил и без руля –

 

наверное туда где их там нету

 

седые стены древнего кремля

украсит утро нежным несусветом…

 

                   

* * *                                           

                   

с трудом припоминая имена

давно забил снаряд я в пушку туго –

                   

сминают сми чужие письмена

                   

пи явки пи ведут меня по кругу

                   

и тот блажен кто не существовал –

                   

чье свято место тупо пустовало

                   

кто пошевеливал под одеялом вал

когда мёд пиво пил

                   

под одеялом

                   

и привыкал стоять одной ногой

в разобранной постели как в могиле –

                   

здесь бог в лицо не вспомнит никого

из тех кто будет и кто раньше были

                   

кому камлает супер стар и млад –

                   

рядясь в надежд беспроигрышный латекс

                   

где в шаровары пряча яйцеклад

опаздывает понтий на пилатес

                   

и я как недоделанный дедал –

                   

приладив крылья из пера и воска

                   

лечу к земле стремительной и плоской

как тот кто был и не существовал…

 

                   

LOVE ME DO                                             

                   

ловко втюхивая белиберду 

алкоголь и случайные числа –             

                   

мне счета выставляет отчизна

                   

даже если я рядом иду

                   

и ей хочется как никогда

придушить сыновей лаокоона –

                   

говорит со звездою звезда

                   

на полков ничьих на погонах

                   

а ещё говорят лав ми ду –

                   

и разделят пространство постели

                   

антилопы мои и газели

и тарантулы в лунном свету

                   

выбрав меньшее из горгозол –

                    

имитацией лёгких касаний

                   

вряд ли вы вычленяете кол

из бесчисленных колебаний

                   

дальше только господь разберёт –

                   

против шерсти железом по мясу

                   

где расстелют шелка и атласы

приносящие ропот и рот

                   

и дарующие на беду

всё безмолвие мира –

                   

но после

                   

из возможных бесчестных ремёсел

я умею одно

                   

лав ми ду

                   

пусть толпой отлипают от стен

нарисованные святые –

                   

и эссенция квинт голых тел

есть сигналы голосовые

                   

потому ты прости меня тут –

                   

где закат опадает багряный

                   

и туманы мои растаманы

вдоль низин часовыми встают

                   

где ступая по тонкому льду

стынет мир в ожидании света –

                   

и крылатая в небе ракета

с замираньем летит на звезду…

 

                   

* * *                                            

                   

когда к рукам заслуги мертвецов

прибрать сумеют мудрые вожди –

                   

отдаст концы дурак в конце концов

накручивая член на бигуди

                   

но сможет перси отличить от тить –

 

и вмиг раздать всем сестрам по серьгам

                    

и под собою сук начнет рубить

не спрашивая их по именам

                   

они всех нас зароют в шар земной –

                   

и в чистом поле скормят воронью

                   

где рвотный командир очередной

зигует на викторию свою

                   

пускай от бесноватых децибел

причудливо загнётся имбецил –

                   

он женщину как родину имел

                   

и родину как женщину любил

                   

поэтому горда собой орда

и ядовитый в ухо влит отвар –

                   

всем есть победа не на всех одна

                   

и есть кому с победы снять навар

                   

мне в страшном сне всего страшнее сны –

                    

где слышен ход ветхозаветных гад

                   

безумства мира произнесены                    

что нет пути ни одного назад

                   

времен и судеб прерывая нить –

                   

вымарывая наши письмена

                    

они всех нас хотели похоронить

совсем не зная что мы семена

                   

им почему-то было невдомек –

                   

и в голову не приходило им

                  

что в русском поле тонкий колосок

стоит на жёлтом и под голубым…

 

 

Давайте по-настоящему. Е. Крейд

Е. Крейд. «Давайте по-настоящему».

 Холст, масло, 90х155 см. 2008 г.