Поэзия метрополии

Автор публикации
Евгений Коновалов ( Россия )
№ 4 (20)/ 2017

Стихи

Евгений Коновалов был и остаётся для меня одним из самых значимых авторов не только своего поколения, но и, если так можно выразиться, нашего поэтического времени. Его поэтический язык отличает, с одной стороны, внятность высказывания, глубокое понимание, чувствование и следование некой творческой идее, внутренней логике смыслов, раскрывающих такую идею, а, с другой стороны, отсутствие какого бы то ни было упрощения или, тем более, ёрничества. И отрывки из исторической поэмы «Затмение», и отдельные стихи, представленные в этой подборке, ещё раз подтверждают, что Евгений Коновалов разговаривает со своим читателем на действительно значимые, сущностные темы. Как для самого автора, так и для любого человека. И разговор этот всегда доверительный, напряжённый, бескомпромиссный, ухватывающий суть явления и события во всей его нестерпимо прекрасной и трагической полноте, во всех его противоречиях, несмотря на несокрушимую, незыблемую глухоту человеческого улья. И в этом смысле, стихи Коновалова, как мне представляется, очень близки некой изначальной и опять же сущностной миссии искусства, литературы, поэзии.

 

О. Г.

 

ТЕНЬ ГЕРОСТРАТА

 

…и только смерть удерживает пальцы

над спусковым крючком, в отверстии чеки,

на кнопке ядерной.

Благословенна будь, спасительница-смерть!

Благословенен страх уничтожения!

Благословенно то немногое, что держит нас ещё в узде,

когда всё остальное распадается на формулы и мифы.

Закон? Уловка для воров и палачей,

полезная материя, сплошь в дырах.

Бог? На свалке исторического шлака

или в притонах опиумного Гонконга

он видит сны, в которые не вхожи его создания.

Любовь? Об этом лучше и вовсе помолчать,

закрыв глаза на шалости прогресса.

Да, старые бирюльки,

наследство дедушкино из палеолита,

но мы-то поумней,

мы сами – с усами, гаджетами, чипом, нимбом.

Кого стесняться? Больше некого.

С кем договариваться? Больше не с кем.

Кому-то доверять? Друг другу? Много чести.

Нам тесновато в детской. Мы выросли,

наделали разнообразных спичек,

а взрослые куда-то отлучились.

Побольше взять от жизни!

Побойчее заявить о собственных правах,

а чтобы срам прикрыть и кровь отчистить,

и лишних зрителей отвлечь – на это есть политика и спорт.

Чужая смерть мальчишкой на посылках.

Чужая жизнь порядком измельчала

теперь, когда весь мир перед глазами

картинкой в телевизоре, которой не знаешь: верить или нет.

Не в вере дело. Конденсационной петлёй

во облацех повис вопрос о личном смысле веры.

Пройти обряд, помыться, надушиться, перекреститься

и успокоиться, покуда снова

не грянет гром.

 

Он грянет изнутри. В нейронных джунглях

ни замысла, ни цели, ни особого желания

плестись под ношей жизненной.

От дефицита смысла в ходу нагой инстинкт,

завидный идеал совокупления

по-разному, и с разными, и в разных местах.

Одно и то же. Своё. Все сыты иллюзией друг друга.

Как же это?

Неужели до меня, неповторимого, тут никому нет дела?

Неужели биопластмасса, привычка, полуфабрикат?

Неужели вот так и кончиться – больница, морг,

земля, опарыши и сообщение в социальной сети,

пчелином улье глухого человечества?

Да как же это всё расшевелить?

Подать себя на блюде расколотого мира!

Запечатлеть – хоть бы на миг!

Я – есмь!

Одно прикосновение – и грохот сбивает с ног,

и храм Эфесской Артемиды

в объятиях пламени.

 

 

* * *

 

Решётки улиц – на праздной земле,

обвязанные гирляндами липы

в своей индивидуальной зиме

с гуляниями слиты.

 

От люльки к столу пьяный притоп,

от стойла до площади лошадь

гарцует в попоне и рюшах – притом,

что в землю уложат.

 

Остатками веры полним кутью,

Господи наш умолкнувший Боже,

сопротивляемся небытию

все заодно – кто как может.

 

Не осуждать, глаз не прятать, стоять

намертво, помня о призрачном деле,

рифмы двуострой сжав рукоять

среди чумного веселья.

 

Каждому по руке канитель,

вот и деревья учат упрямо

сквозь электрическую капель

в небо впадать ветвями.

 

 

РАФАЭЛЬ

 

Не мачта ЛЭП, а шестикрылый

ажурный серафим

гирлянды пальцами сжимает через силу,

и лунный нимб над ним.

Он высится у перекрестья,

где льётся Млечный Путь на улицу

Свободы с непонятной вестью,

а пьяница внизу сутулится

и мочится ему под ноги

на жизненной дороге.

 

Под электрическое тремоло

всех проводов Земли

январский воздух говорит, что застарелые

дни Товия прошли.

 

Он перепутал век изданья,

он говорит – его не слушают,

и чудо приручённым станет,

и, трансформатором заслуженным

ток переменный укротив,

он изменил мотив.

 

Не бойся верить, Рафаэль,

и лунной головой

в потёмках не качай, – заржавленный ноэль

походит на конвой.

 

Над автоматной дисциплиной,

над суеверным озарением,

из прогностической машины

неловким первенцем творения

выглядывает, наг и плох,

Адам Петрович Бог.

 

Бог-робот поступил на службу,

старается вдвойне

для дела общего… Себя, себя послушать

о рыбе и вине.

 

Себя – когда идёшь на убыль.

Себя – когда вживят по совести.

Скафандром обернулся Врубель

в религиозной невесомости,

и шепчешь у открытой двери:

«Приди на помощь вере!»

 

Архангел мысли и сомнения,

воздвигнутый в ночи,

железной поступью, зарницей откровения

веди, живи, молчи…

 

 

* * *

 

Августовский снег над иван-чаем.

Сплав купания и бронзового смеха.

На помосте из песка скучает

стрекоза в хитиновых доспехах.

 

Искры вспыхивают на воде.

Луг опрыснут жёлтым и сиреневым.

Полно-ка, не здесь – то где

камертон для сумрачного зрения?

 

Ветер лезвие осоки мнёт и стелет,

но паучья нить туга.

Тени облаков идут по стеблям,

запинаясь о стога.

 

А ещё цикад многоголосие

в куполе воздушного хорала –

у Вселенной на пороге осени

большего просить и не пристало.

 

 

Отрывки из поэмы «ЗАТМЕНИЕ»

 

1. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

 

– Женька! Ринич! Здорово, земляк!

Всё студентом?

– Считай, недоученным.

Здравствуй, Петя. Не ждал. По какому величеству-случаю

оказался здесь?

– Просто так.

Тут столица, и я тоже парень пригожий.

Страсть как мне надоели родные провинциальные рожи!

 

– Ты давно ли? Что, как старики?

Все ли живы, здоровы ли? –

Разговор поначалу скачками неровными

движется от пожатия руки

до объятий в украшенный инеем вечер

долгожданной субботы.

– Ну, брат, вот так встреча!

И где – в кабаке у Сенной!

Романтичнее места не выдумать!

Все живёхоньки. Екатерина Давыдовна

шлёт привет тебе, грамотей записной.

Наши думают: весь в науках. Куда! Эвон где ты

запиваешь гранитные крошки университета!

Я с неделю тут. Захожу: он, не он?

Тут у вас черт-те что, тут политика!

Ты слыхал, что готовится?

– Выйдем-ка

подышать…

– Есть один поп, Гапон…

– Знаю, Петя.

– Откуда?

– Друзья рассказали. Тут уши

тесновато развешаны. Будет нам лучше

поболтать у меня, приглашаю!

– Нельзя

отказаться по нашенской бедности…

 

– Это близко, пойдём. –

Готовясь обет нести,

выходят старинные наши друзья

на Садовую улицу под январскую вьюгу, а с тем и

прямиком на страницы революционной поэмы.

 

Ноги вязнут по грязи,

смешанной со снежной кашей.

Кланяется ветру каждый,

хоть и ближнему дерзит.

 

Важному городовому – то прихлоп, то притоп –

на морозе выпить не с кем.

Бабочки летят на Невский,

запахнув пальто.

 

Подгулял честной народ,

всякий норовит мыслете

выписать на этом свете

и отметить новый год.

 

Пьяные мастеровые – зашибут, не зевай!

Манны медной ждёт калека.

С развалившейся телегой

спорит новенький трамвай.

 

– Мы у цели, Петя. Ночлежный дом

на Сенной, как есть пресловутая

Лавра Вяземская. Босяки тут годами живут, а я

квартирую недавно.

– Какой Содом!

Ногу некуда ставить. Скажу без лести:

хорошо же у столбовых дворян Риничей нынче поместье!

 

– А в гостях у них – семинарист Мурашов

Пётр Иваныч. Как видно, всё спуталось… –

 

Полукруглых фасадов келейная утлость.

Бриг потрёпанный слишком уж хорошо

ветром странствий. Завьюженной галереей –

трюм раззявленный. Флагом оборванным – тряпки на рее.

Крепко тут судьбы сели на мель.

Крепко разлита вонь перегарная.

Дети в обнимку с пройдохами старыми.

Люди стеклянные сбились в артель.

Не кораблекрушение – жизнекрушенье,

не то ругань за стенкой картонной, не то неусыпное пенье.

 

– Ты читаешь газеты, давно ли?

– Я их продаю,

на Дворцовой. Место хлебное, и все сплетни там

забесплатно. Тишь-гладь многолетняя,

а теперь? Что-то будет в петровском краю!

Стачка, брат! Беззаконие с Путиловского завода

как пошло! А всего-то

поругался с мастером там один

из рабочих, за что – и не чает сам.

 

– Всё великое в мире случается

от ничтожных причин.

Что-то в воздухе переменилось, и это

постепенно распространяется по белу свету… –

Метель поёт, отыскивая щели

между извёсткой и фрамугой.

Фанерные соседи что-то делят

под снежной мухой.

По-заговорщицки и откровенно

фонарь подмигивает в мути заоконной.

 

– Россия, Петя, – страна веры,

а не закона.

Тут присягают не царю, но Богу

в его лице…

– Что делать нам?

– Надеяться.

Надеяться, что крови будет много,

а не безделица. –

 

Январский вечер тяжек и недужен,

глумлив на вяземский манер.

 

– Не бомбы ли кидаешь?

– Хуже,

дружище, я – революционер.

 

– Чудно! А кто из нас мальчишкой

цветы жалел и птиц выкармливал,

не Женька Ринич?

– Да, лет десять с лишком

тому. Теперь не стая голубей, но армия

студентов, нищих, работяг – для виду

покорных. Се народ.

Всё завтра, завтра! Неужели выйдет,

что русская Бастилия падёт?!

 

 

2. КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

 

Утро засвечено солнцем.

Тихий семейственный сон царь

видит в излюбленном Царском Селе.

А в нелюбимой столице

тени тревожные пали на лица,

шашку казак поправил в седле.

 

Воздух сковало морозом.

Веет неуловимой угрозой

пар изо рта хмурых солдат.

Зрелище века лёгким-лёгким

шагом подходит, а на галёрке

кто любопытен, кто и поддат.

 

Все то ли праздника, то ли пожара

ждут небывалого. Кто-то, пожалуй,

предвкушает уже грабежи.

Кто-то снежки затеял не к спеху,

укрывается жарким смехом

и за барышнями бежит.

 

Штиль. Самый ветер бастует.

Город вымуштрован подчистую

и штыками блестит, но враг

ждёт. Петропавловские батареи

спят, и над министерствами реет

только что утверждённый флаг.

 

Синее – небом, и белым –

снег, и всё разномастное дело

станет за красным. Такого добра

и среди нищих искать недолго.

На окраинах у рабочих посёлков

толпы чернеют с шести утра.

 

– Сколько нас, братцы! Многие тысячи…

– Весь Петербург поднялся на рать…

– Всех не уволишь, в части не высечешь…

– А если всё-таки будут стрелять?..

 

– Что? По народу?!

– Не могут с японцами

справиться!

– И по священнику?!

– Тут,

прямо на улицах?!

– Лишнюю порцию

трусу! –

И кашу под хохот несут…

 

– Мы же пойдём без оружия…

– Объясняю тебе вдругорядь…

– А кто-то из нас забалует, то дружно мы

жизни свои обещали отдать!

 

Вот отслужили молебен, и выплыли

две-три иконы, на солнце горя.

 

– Если же царь просьбу не выполнит,

значит, у нас нету царя!

 

Выступили. Над толпою воздеты

императорские портреты

между хоругвями. Новый исход

под многометровым плакатом

в третьем ряду со словами: «Солдаты,

не стреляйте в народ!»

 

Древняя вера зовёт. Не затем ли

в новую обетованную землю

движется всё с разных сторон,

и во главе людского потока

держит огненноглазым пророком

крест Георгий Гапон.

 

– Этакий сброд, Ваше превосходительство…

– Кто позволил горе-парад?

– Сами же прежде с Гапоном сходились вы…

– Да, но чего же они хотят?

– Скоро неделю филонят. Петицию

даже составили, мыслят вручить…

– Сходят с ума! Что же полиция?

Или скорее помогут врачи?

 

– Думали, как-нибудь рассосётся, ведь

революционеры тут не при чём…

– Это не поп, а пень стоеросовый

с эсерами за плечом…

– Смирный по первости, вчера прямо он

к бунту звал и бесчестил знать…

 

Между кнутом выбирая и пряником,

хуже всего – колебаться и ждать.

---------------------------------------------

 

Вытоптан снег у Нарвской заставы.

От перехода ночного суставы

ломит и зло берёт. Вот бы назад,

на постой к молодухе и чарке!

Ангел на триумфальной арке

опускает долу глаза.

 

– Скверное дело выйдет, поручик,

не дошло бы до нашей вины…

– Как нас увидят – сбегут. Ну, получат

своё плашмя пониже спины…

 

Меряет вёрсты взгляд многоокий

на заводской Петергофской дороге.

Что-то зашевелилось там вдруг

мерно и неотвратимо, как время.

Выругался полковник и в стремя

крепче вставил каблук.

 

Линия смерти легла под прицелами,

только пальцы дрожат у щеки.

 

– Что если врут офицеры нам,

и не ряженые бунтовщики?..

– Что если в гуще осмеленной

брат заблудился или отец?..

– Что это, уж не во сне ли мы,

не одурели вконец?..

 

– Наголо шашки! – Рысью! –

Сквозь сон

в массу врезается эскадрон.

 

Режет масло казачий нож,

и возвращается на правёж.

 

– Нехристи клятые! По своим же?! –

 

Щупальца рёва ближе и ближе…

 

Пасть открывается… камни летят…

Залп! – Отпрянуло всё назад…

Смешиваются рёв и вой…

Залп! – И новый готов убой…

 

Подымается вновь набег…

Залп! – И валятся люди в снег…

 

Трижды накатывалась озверело

на триумфальный гранит всем телом,

треском ружейным распалена,

прежде чем схлынула от заставы

в ужасе и в одежде кровавой

человеческая волна.

 

Всё разбегается, и сквозь стон

вновь срывается эскадрон.

 

Кони топчут пламя икон.

 

– Жаль, но будут знать закон. –

 

Требует снова ветхий завет

жертвы опричной за давностью лет.

 

Снег дымится, и в алый след

императорский лёг портрет.

 

В разных концах Петербурга, похоже,

происходит одно и то же:

так же расстреливают без суда,

солнце над трупами так же светит,

но постепенно меняется ветер

бедной истории навсегда.