Поэтическая жизнь русского зарубежья

Автор публикации
Анастасия Андреева ( Бельгия )
№ 1 (1)/ 2013

Первый международный поэтический интернет-конкурс «Эмигрантская лира»

С 1 ноября 2012 года по 8 февраля 2013 года прошел Первый международный поэтический интернет-конкурс «Эмигрантская лира» (напрямую никак не связанный с «фестивальными» конкурсами «Эмигрантской лиры»). Этот турнир проходил по двум направлениям: конкурс поэтовэмигрантов (с тремя номинациями − «Здесь», «Там» и «Эмигрантский вектор») и конкурс поэтов, проживающих в странах своего рождения (по одной номинации – «Неоставленная страна»). Все конкурсные работы с фотографиями и краткими биографиями участников, а также промежуточные результаты конкурса были опубликованы на официальном сайте.

Организатор интернет-конкурса Александр Мельник объясняет необходимость его проведения тем простым фактом, что не каждый поэт может позволить себе приехать в Бельгию для участия в открытом финале (а это необходимое условие одноимённых «фестивальных» конкурсов). Конкурс же в интернете доступен всем.

В интернет-конкурсе «Эмигрантская лира» приняли участие 137 авторов из 18 стран: Австралия, Беларусь, Германия, Греция, Израиль, Казахстан, Канада, Латвия, Литва, Молдова, Нидерланды, Новая Зеландия, Португалия, Россия, США, Украина, Эстония, Финляндия.

В числе участников было немало авторов, уже принимавших участие в фестивалях «Эмигрантская лира» разных лет. Это Ирина Акс, Юрий Бердан, Галина Ицкович и Георгий Садхин из США, Александр Амчиславский, Лилия Скляр и Анастасия Сойфер из Канады, Инга Даугавиете из Австралии, Алёна Тайх и Марк Шевелёв из Германии, Валерий Пайков (Израиль), Алексей Ланцов (Финляндия), Ламволь Хейнрих (Эстония), Марина Матвеева (Украина), а также россияне Игорь Иванченко, Марина Ламбрианова, Любовь Майорова и Эдуард Учаров.

В географическом плане на конкурс поэтов-эмигрантов больше всего пришло стихов из Соединенных Штатов и Израиля, а в конкурсе «Неоставленная страна» численно лидировали поэты-питерцы.

Что касается стихотворных форм, то среди присылаемых работ явно преобладали классические стихотворения. Белые стихи и верлибры встречались гораздо реже. Хороших стихов было много, и выбирать победителей было достаточно сложным делом. Ведь у каждого сильного автора есть свой козырь. Что выбрать - яркое и звонкое, или тихое и глубокое? Экспрессивную работу, написанную крупными, выразительными мазками, или утонченный пейзаж в пастельных тонах? Конечно, это вопрос и личного вкуса, и настроения выбирающего. Чтобы решить эту непростую задачу, мы пригласили в жюри поэтов, пишущих в совершенно различных манерах. Интернет-конкурс «Эмигрантская лира» проходил в несколько этапов. Самый первый из них можно назвать предварительным, на нём отбирали подборки стихов для участия в конкурсе. В итоге квалификационное жюри рекомендовало к участию в конкурсе 84 полученные подборки стихов (61,3 % от общего числа полученных подборок). Из них в разделе «поэтовэмигрантов» 46 подборок стихов (65,7 % от всех полученных подборок «поэтов-эмигрантов») и в номинации «Неоставленная страна» 38 подборок стихов (56,7 % от всех полученных подборок в этой номинации).

Победителями Первого Международного поэтического интернет-конкурса «Эмигрантская лира» стали :

Конкурс поэтов-эмигрантов:

Первое место − Михаил Четыркин, Португалия, г. Порту.

* * * 
 
Это кажется странным, но даже строфа 
Здесь не хочет рождаться. Лежу – и софа 
Заменяет покорному телу луга и аллеи, 
Так на ней обитаю – лишь выпью вина, 
Съем копеечный коржик. И вновь тишина. 
И опять – как вчера и намедни – страну пожалею. 
 
Не сказать, что тут худо: в квартирах – ковры, 
Можно выкроить деньги на банку икры, 
Можно к Новому году потешить себя «Амаретто»... 
Но какой-то в мозгах тут безудержный мрак, 
И сквозь евроремонт проступает барак, 
И на мягкое сев, ощущаешь углы табурета; 
 
Высочайшим указом сменили конвой –  
Почему же ночами всё слышится вой 
– Или так специфично себя проявляет пространство? 
Или, может быть, это от игрищ ума? 
Или, может быть, здесь неизбежна сума 
Арестанта, и злобная ругань, и общее пьянство? 
 
Почему тут для счастья жуют эфедрин, 
Почему Достоевский и М. Е. Щедрин, 
До молекул истлев, остаются в плеяде пророков? 
Почему здесь всё меньшему хочешь – Ура! –  
Закричать, и лишь чёрного цвета дыра 
Жизнь глотает в себя, без причин, объяснений и сроков... 
 
Это выглядит странным, но здесь умереть 
Многим кажется легче, чем чайник согреть, 
Чем пойти по грибы, или в зиму заквасить капусты, 
И ты можешь смотреть в небе майский салют, 
Или как трое пьяных прохожего бьют, 
Или как, что в душе, что на улице, грязно и пусто... 
 
Я лежу словно в высохшем русле реки, 
Я не чувствую пальцев замёрзшей руки, 
И немеет лицо от касаний небыстрого снега, 
А на площади глухо стучат топоры, 
И Чума не ушла, и всё длятся пиры. 
И, набита битком, погребальная едет телега. 
 
 
* * * 
 
Эмоции – их словно одолжили, 
И бдение – как в счастье забытьё – 
В энергосберегающем режиме 
Течёт существование моё. 
 
Там, где-то вне, – бои и ураганы, 
Площадный гомон, гвалт в очередях, 
Там в стрессе и Курилы, и Багамы... 
– А тут покой, с томлением в грудях. 
 
У вас опять соседи заблажили? 
Вы бьётесь как об лампу мотылёк? 
В энергосберегающем режиме 
Становишься от этого далёк. 
 
Пускай чуть-чуть стремления бумажны, 
Пусть млеет плоть, от зноя окосев, 
Здесь можно кушать устрицу отважно, 
Под пальму предварительно присев. 
 
Иду неторопливо по бульвару, 
Павлин пузато хохлится в тени, 
Расставленные будто для загара 
Приклеены вдоль пирса корабли... 
 
Вспугнуть бы мысли... – нет, не запуржили, 
Не стали нервно суживать круги... 
В энергосберегающем режиме 
Спокойствием заполнены мозги. 
 
Здесь снега нет, гранёного стакана, 
Никто, глумясь, не выгонит взашей, 
Не бьёшь на стенке тапком таракана, 
И жадин, вроде, нет, и алкашей... 
 
Вас в подворотне матом обложили? 
Вам до получки денег бы занять? 
– В энергосберегающем режиме 
Таких событий даже не понять. 
 
Пожмёт холерик дёрганно плечами, 
Зевнёт флегматик – Рай для дураков... 
– А я смотрю как океан качает 
Флотилию из белых облаков, 
 
И чайка, словно точка от пунктира, 
Скользит в невероятной вышине... 
И предо мной лежит основа мира, 
Без всякой платы отданная мне. 
 
 
* * * 
 
Что за небо здесь… падаешь в ту синеву 
– А как будто взлетаешь неслышно… 
Ты прости… Я другим стал. Я просто живу. 
Очень просто живу. Так уж вышло. 
 
Я люблю всё, что было. Устав вспоминать, 
Не ищу в проходящем печали. 
Я иной. Ты меня не захочешь узнать. 
Да, скорей, и узнаешь едва ли. 
 
Лёд растаял. Морозные стёкла слюды 
Слишком долго мне были глазами… 
Может быть, здесь налили мне чистой воды, 
Может, доброе что-то сказали… 
 
Позабудь. Я настолько сейчас далеко 
(То извечная участь изгоя)… 
Позабудь меня… Мягко. Негромко. Легко… 
Будет светлое. Будет другое. 
 
Будет всё. Кроме горестей. Кроме беды. 
И, наивно молитвы читая, 
Вновь мы встретимся в небе. У синей звезды. 
Или падая… 
Или взлетая… 

Второе место − Катерина Канаки, Греция, г. Салоники.

* * * 
 
Качается, катится ритм однотонный, 
и летнего ветра разбег 
полощет, как ткань занавески вагонной, 
пейзаж меж прищуренных век: 
 
я вижу надежды дырявое донце, 
развилку железных дорог, 
где падает мячик вечернего солнца 
за чахлый сосновый лесок, 
 
и деревце машет обломанной веткой, 
как будто замешанной в том, 
что я остаюсь анархисткой, поэткой 
и чем-то, что будет потом, –  
 
когда зарастут подорожником тропы 
и шрамы затянет травой, 
и нищие земли Восточной Европы 
зазыблются над головой. 
 
О них, отродясь не видавших покоя, 
песчаное слово в горсти: 
не дай им, господь, ни царя, ни героя, 
дай только цвести да цвести. 
 
В них детство моё не померкло поныне, 
их голос весь мир пропитал, 
их образ во мне – как мазут на штанине, 
горячих коснувшейся шпал, 
 
он так же привычен, как взору несносен, 
и тут уж стирай не стирай, 
когда золотится за кронами сосен 
ещё не потерянный рай. 

Третье место − Генрих Шмеркин, Германия, г. Кобленц.

ХВОРЬ-СТОРИ (История болезни) 
 
«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» 
А. Блок 
 
Улица. Фонарь. Аптека. Вата. Йод. Пенициллин. 
Русь. Маца. Начало века. Дело Бейлиса. Тфиллин.  
Грязь. Безграмотность и серость. Мази. Грелки. Порошки. 
Царский гнёт. Черта. Оседлость. Большевистские кружки. 
Отречение. Аврора. НЭП. Угар. Раздача польт. 
Волны красного террора. Луначарский. Мейерхольд.  
Фары. Свастика. Аптека. «Фойер!». Шмон по погребам. 
Бабка. Яйка. Курка. Млеко. Конференция. Потсдам. 
Жертвы культа. Куба – наша. Гул Гулага. Мао – враг! 
Космос. Кузькина мамаша. Кукуруза. Пастернак. 
Эрмитаж. Библиотека. Коммунизма громкий клич. 
Всё для блага человека. Лично Леонид Ильич. 
Перестройка. Ломка сиречь. Пуща. Ваучер. Форос. 
Бледный Михаил Сергеич – в белом венчике из роз. 
Мерседесы. Джипы. Пробки. Стены древнего Кремля. 
Из-под ксерокса коробки. Конституция. Семья.  
Лязг челябинских колоний. Горизонты. Вертикаль. 
Храм Спасителя. Полоний. Накось-юкось! Газ-централь. 
Патриоты. Ипотека. Бандюки. Базар-вокзал. 
Снова улица. Аптека. Сердце. Печень. Веронал. 
Мозг обидами изранен. К инородцам – нелюбовь. 
Чемодан – вокзал – Израиль и, увы, аптека вновь.

Конкурс поэтов-неэмигрантов «Неоставленная страна»:

Первое место - Cергей Пагын, Молдова, г. Единцы.

* * * 
 
Квёлый воздух моего захолустья, 
беглый почерк над деревьями дыма. 
Вот и дней зимы – многогрустье, 
вот и сны мои дождливые – мимо. 
 
Пахнет хлебом и горелой щетиной – 
верно, борова палят по соседству, 
чтобы в праздник пожевать свеженины. 
Все знакомо…Как обычно….Как в детстве. 
 
И подумаешь: открытия, бойня 
революций, крах великих империй – 
чтоб я снежной колеёю сегодня 
пёр дрова колоть к бабе Вере. 
 
Потеплело…В небе чуть запотевшем 
рек вороньих шелестенье и бремя. 
И качнулось тихим снегом пошедшим  
вертикальное, Господнее время. 
 
 
* * * 
 
Гений места селится в тишине,
и свистит, строгая корявый посох.
И пчелиным воздухом по весне
наполняет здешние абрикосы.
 
Знает все о грозах и о траве,
и, росы не тронув, во тьме гуляет,
и ночные бабочки в голове,
как стекло, прозрачной, светясь, порхают.
 
И однажды в горестном сентябре,
прошагав уныло сухой крапивой,
ты найдешь то место на пустыре
меж прудом заглохшим и старой ивой.
 
И в стихи пытаясь сложить слова,
ты заснешь на куртке под веткой голой.
А во сне из посоха – все листва…
А во сне из воздуха – пчелы, пчелы… 
 
 
* * * 
 
Во времени все больше вещества,
оно густеет, принимает формы
окна ночного,
     ветки,  
        рукава
висящей куртки,
бабушкиной торбы
 
с пучками трав от хворей и от ран…
И вот однажды в нежилом тумане
ты обретёшь спасительный каштан,
невесть откуда взявшийся в кармане.
 
И если что-то липы гнёт окрест -                       
прозрачное и жгучее, как солнце, -
так это ветер из нездешних мест,
так это вечность над тобой несётся 

Второе место - Светлана Чернышова, Россия, г. Большой Камень.

ЧЖЭЭ  

ярко мое оперение
голос мой хриплый
чжээ чжээ
когда-то маньчжуров слушала
повторяла чжээ чжээ
горы мои маньчжурские медные
чжээ чжээ
ветров дребезжащих
луженных озерным оловом жесть

когда-то слушала бабкин идиш
шепотом повторяла
получалось плохо
когда-то слушала мамин плач
шепотом повторяла
хорошо получалось

когда-нибудь сын забудет
мой голос скрежещущий
чжээ чжээ
услышит сойку 
вспомнит
мое
яркое оперение
глаз таежную влагу

из-под дрожащего века
капля
смолы

Третье место - Андрей Моисеев, Россия, г. Москва.

НОЧНОЕ ПРОЩАНЬЕ

 

Ветер то плачет, а тосмеется.
Пусто на улице. Лишь фонарь –
Голая лампочка бьется, бьется,
Будто качает ее звонарь.

Сколько я помню себя на свете,
Этот скрипучий фонарь ночной,
Улица эта и этот ветер –
Пели и плакали надо мной.

Если мне было порой несладко,
Душу лечили они, как встарь –
Ветер мне слезы сушил украдкой,
Слушал, кивая, меня фонарь.

Ах, мои милые домочадцы,
Снова я с вами наедине.
Думал ли я, что пора прощаться
Выпадет ночью осенней мне?

Не по своей уезжаю воле.
Ночь неуютна, темна, сыра.
Эй, отдавайте швартовы что ли!
Что вы там тянете до утра?
За переезд заплачу монету,
Только с собою не заберу
Даже не нужную больше,
эту
Голую лампочку на ветру.

Лауреатами интернет-конкурса «Эмигрантская лира-2013» за лучшее стихотворение в номинации стали:

Номинация «ТАМ»: Гари Лайт (США, Чикаго) за стихотворение «Июльский вечер. Патриаршие пруды».

Номинация «ЗДЕСЬ»: Анна Креславская (Нидерланды, г.Хаарлем) за стихотворение «Осенние цезуры».

Номинация «ЭМИГРАНТСКИЙ ВЕКТОР»: Михаил Четыркин (Португалия, г.Порту) за стихотворение «Что за небо здесь… падаешь в ту синеву...»

Номинация «Неоставленная страна»: Светлана Чернышова (Россия, г. Большой Камень) за стихотворение «ЗАВЕЩАННАЯ ЗЕМЛЯ».

Все эти авторы – замечательные поэты, за которых мы искренне рады и надеемся, что это не последняя наша встреча. От имени организаторов благодарю всех участников конкурса и членов жюри за совместно испечённый первый блин, который оказался совсем не комом..

Конечно, никакой творческий конкурс не может быть до конца объективным. Решения принимают не роботы, а живые люди – со своими пристрастиями, убеждениями и даже предрассудками. Но я не думаю, что определение победителей − это единственная задача поэтического конкурса. Участие в подобных мероприятиях дает каждому автору возможность увидеть свои произведения «новыми» глазами. Даже если он не вышел в победители или не согласен с оценками жюри, его взгляд - и на свои, и на чужие работы - часто меняется. Возможно, появляется больше самокритичности, а это непременное условие для развития. Возможно, автор убеждается в правоте собственного мнения – это тоже помогает идти дальше по тернистому творческому пути. И не так важно, получилось ли дойти до победного финиша. Гораздо важнее − пробовать свои силы, продолжать учиться, идти вперед и быть открытым для новых встреч и новых стихов.

В конце этого года планируется проведение Второго международного поэтического интернет-конкурса «Эмигрантская лира-2013».