Поэзия диаспоры

Автор публикации
Алла Кречмер ( Израиль )
№ 1 (41)/ 2023

Тени в зеркалах

Стихи Аллы Кречмер прекрасно передают состояние души поэта, тонко переживающего столкновение с окружающим миром. Импрессионистическая окрашенность этой поэзии дополняется глубокими метафорами и символами. В целом, стихи Аллы Кречмер характеризуются интимностью, эмоциональностью и глубокой философией, тут раскрываются разные аспекты человеческой жизни, а также – темы времени, прошлого, памяти и судьбы.

Юлия Шокол

 

 

 

ДЕНЬ УХОДЯЩИЙ

 

День не оставит уходящий

Палитры. Смолкнет звуков трель.

Перемещая свет слепящий

И темноты густой капель,

 

Он скроет лица и событья,

Он скроет даты и дела.

И невозможно оживить их,

Мелькнут лишь тени в зеркалах.

 

Нести нам тяжко год за годом

Беспамятности нашей грех.

И жизни сложена колода,

Уже побывшая в игре.

 

И снова задаю вопрос я,

Когда вечерний свет погас,

Быть может, я из дали звёздной

В наш мир пришла – не в первый раз?

 

 

ЛИЛИТ

 

Мир наш в своей основе

Райской предстал долиной.

Разве одной мы крови,

Если одной мы глины?

 

Где-то в глубинах месив

Спутались наши чувства

В водной и пыльной взвеси,

Только вот в сердце пусто.

 

Огненных лилий гамма.

Лавы текущей пламя.

Я ведь равна Адаму

Мыслями и делами.

 

Мне ли, с какой же стати

Сзади брести послушно,

Если Господь-Создатель

Поровну дал нам души?

 

Если в мою вложил он

Больше огня, чем надо?

Вот бы напрячь мне жилы,

Вырваться за ограду,

 

И на одно мгновенье

У мотылька взять крылья.

Стать для Адами тенью,

Звёздной блестящей пылью.

 

Стать для него желаньем,

Неутолённой страстью

Или воспоминаньем

О невозможном счастье.

 

 

ДЫХАНЬЕ МОРЯ

 

Вечер. Я брожу в тиши,

Слушаю дыханье моря.

Мокнут камни-голыши,

Ветер кружится над взгорьем.

 

С лёгким шорохом прибой

Принесёт успокоенье.

Упиваюсь тишиной,

Чувствуя волны биенье.

 

Он размерен, этот пульс –

Счёт секундами отмечен.

Неожиданная грусть

На закате канет в вечность.

 

Многое вообразил,

Я, как все, простой зевака.

А последний луч, скользит,

В толще вод, как будто шпага.

 

 

СТАНЕТ ЛИ

 

Станет ли вода в море солоней

От одной слезы – от слезы моей?

От горчайших дум оттого, что жаль

Прятать в глубине о тебе печаль.

 

Станут ли глаза зорче, чем всегда?

Разделяет нас тонкая черта.

Трудно разглядеть и шагнуть вперёд.

Дальше пустота, и никто не ждёт.

 

Станет ли ясней солнечный рассвет,

Если рядом ты, и разлуки нет?

И глаза в глаза, и щека к щеке;

Пишем о себе не в черновике.

 

Нити прошлых лет свяжет в узел жизнь –

Совпаденье дат праздников и тризн.

Понимаю я, что душа слепа,

И поводырём станет ей судьба.

 

 

ЯНТАРЬ

 

Задержи дыханье, задержи...

О зиме напомнит календарь.

Ты ещё одно мгновенье жив,

А могила лёд или янтарь.

 

Золотая терпкая смола,

Убаюкав, камнем упадёт.

Это всё же лучше, чем игла

В тело нежной бабочки войдёт.

 

В янтаре, кунсткамере веков,

Всё хранится миллионы лет –

Но не прорастёт пыльца с цветов,

Прошлых жизней чуть заметный след.

 

О грядущем знаем лишь одно:

Всё случится, как бывало встарь.

Ждёт ли нас сплошного тлена дно,

А, быть может, лёд или янтарь?

 

 

ЦВЕТОК НА КАМНЕ

 

Растёт цветок на камне,

И корни не видны.

Посажен не руками

На краешке стены.

 

Пробился к солнцу, к свету –

Да, так уж суждено...

Обманчивое лето,

Другое не дано.

 

Пробился, не ухожен,

Заботой не смущён,

Но поливает дождик

И листья, и бутон.

 

Под тёплыми лучами

Он распустился в срок,

Меж тесными камнями

Пробившийся цветок.

 

И, услаждая взгляды,

Он радуется сам.

А рядом автострада –

Гудки и голоса.

 

Бегут автомобили,

И плавится гудрон.

Засыпан серой пылью

Цветёт все лето он.

 

Но лепестки завянут,

Ведь осень так близка,

И грустно станет камню

Без этого цветка...

 

 

ЧЕМ ПАХНЕТ ФЕВРАЛЬ?

 

Чем пахнет февраль? Моросящей капелью

И тающей корочкой льда.

Прозрачностью воздуха, снежной метелью

И хрустом морозным холста.

 

Проталиной свежей, берёзовым соком,

Туманом густым на заре;

Пробившейся первой травой на пороге

И дымом печным во дворе.

 

Чем пахнет февраль? Пробудившейся вербой

И горечью веток ольхи.

Весну ожидаем в восторге безмерном,

И в сердце родятся стихи.

 

Чем пахнет февраль, если март на пороге?

Веснушками, солнцем, теплом.

Пока ещё слякотны наши дороги,

Но пахнет уютом наш дом.

 

 

О СТАРОМ КАФЕ

 

Закрыли любимое наше кафе,

И пусто в душе, и туман в голове –

Нет места для тихой беседы.

Меня тяготит вид немытых витрин,

Откроют какой-нибудь там магазин,

И выбросят прошлое в Лету.

 

И где нам приткнуться в убежище грёз?

На улице вьюга и сильный мороз.

Привыкнуть нам к новому надо.

А раньше наш столик стоял у окна,

Менялись в нём осень, зима и весна,

А летом царила прохлада.

 

Мерцала реклама цветною строкой,

Прохожие двигались мимо рекой,

Но грянули вдруг перемены.

Меняются моды, меняется власть;

Стоим на краю – как бы нам не пропасть,

А здесь согревали нас стены.

 

По швам развалился привычный нам строй,

На смену ему наступает другой –

Былое заброшено в бездну.

А здесь, как и десятилетья назад,

Чуть слышно кофейный трещал аппарат.

За стойкою старой, облезлой.

 

И вот опустел многолетний приют,

Его посетители мимо идут,

Другие места обживая.

В кармане пальто мы находим порой

Из прошлого сахар – пакетик простой,

Что в прошлые дни возвращает.

 

 

УГОЛЁК

 

Война. Германия. Концлагерь.

Ночь. Догорает фитилёк.

Художник на клочке бумаги

Расписывает уголёк.

 

Вот линия, вот штрих, а вместе

Вдруг появляется лицо –

Жених, подняв фату невесты,

Протягивает ей кольцо.

 

Так мало уголька осталось:

Невеста в белом? Как всегда.

Ну, а ему положен талес[1]

И жизнь на долгие года.

 

А дым печей со мглой замешан,

Не даст забыть о злой судьбе.

«Ат мекудешет, мекудешет...»[2]

«Навек ты мне, а я тебе...»

 

Блужданья в лабиринте мысли

Рисует точная рука.

Закончить – не достало жизни

И не хватило уголька.

 

 

БАБУШКИН СУНДУК

 

В преддверье первых зимних вьюг

Декабрьским днём темным-темно.

Откроем бабушкин сундук,

Завесив снежное окно.

 

Достанем праздничный наряд –

Расшитый бисером убор,

Где вышивки стежки скользят,

Сходясь в загадочный узор.

 

Вот веер старый, шаль с каймой,

Вот шляпка круглая с пером,

Гранатовых булавок рой

И блузка с бантом и шитьём.

 

Румынки – сбит слегка каблук,

Неношеные столько лет!

Как много тайн хранит сундук,

Неведомой нам жизни след.

 

Вот пачка писем, россыпь лент;

Флакон, что выдохся давно;

Судьбой оставленный момент

Той жизни, виданной в кино.

 

Чужие радость и печаль

Ушли, развеялись уже

Осталась шёлковая шаль

И пряный аромат саше.

 

 

ДОРОГА МОЛЧАНИЯ

 

Пан Корчак, Вы их можете оставить

Детей еврейских, никому не нужных.

Вы им никто, испуганной ораве,

Ведь это же всего лишь Ваша служба –

 

Дом для сирот еврейских. Ну, бывает.

Ну что Вам эти жалкие евреи?

Выходят в жизнь и тут же забывают

Вас эти Мойше, Хаимы и Леи.

 

Они идут четвёрками в колонне,

И, как всегда, Вы впереди, учитель.

Идёте к приготовленным вагонам,

И страшно всем, как жутко Вы молчите.

 

За шагом шаг – шуршит дорожный гравий.

Дорога в ад – об этом каждый знает.

Но почему же, вопреки уставу,

Честь отдают идущим полицаи?

 

И смотрят вверх, чтоб не прорвались слёзы,

Чтоб не проснулась совесть, и ночами

Не снилась непонятная угроза

Сурового недетского молчанья.

 

 

ФЕВРАЛЬ В ПЕТЕРБУРГЕ

 

Мой город, снегом занесённый,

Опять в плену февральской вьюги.

Дыханьем юноша влюблённый

Подруге согревает руки.

 

Ещё неделя, и с разбега

Ворвётся март неукротимый.

Пока же, кажется, навеки

С зимой сроднились нелюдимой.

 

Февраль затянет пояс туже,

Он копит на людей обиды.

Дрожат на улице от стужи

Атланты и Кариатиды.

 

Но лёд коньками разрисован

Здесь, на катке, напротив окон.

А снеговик, как грустный клоун,

Гуляет в сквере одиноко.

 

Снежинки, словно балерины,

В полёте кружат пируэты.

Холодный ветер дует в спину

Бредущего в тоске поэта.

 

Идёт от Невского к Дворцовой,

Там, где вразброд огни и тени.

И поиск рифмы пустяковой

Ему, как светопреставленье.

 

А в небесах снежинкам тесно,

Летят с дождём в густом тумане.

И снова Ангел странным жестом

Рукою машет на прощанье.

 

Напомнит нам, что мир не вечен,

И что душа сгорит, как факел.

Но как прекрасен в этот вечер

Сквозь снега пелену Исаакий.

 

 

ВЕНЕЦИЯ ОСЕНЬЮ

 

Дождь над Сан-Марко, и тучи идут стеной.

Мокрые голуби спрятались под навес.

Пусто на площади, только туман сырой

Облачной дымкой повсюду плывет окрест.

 

Морось такая – уходит весь мир на дно,

Город плывёт, будто новых времен ковчег.

Разве спастись нам с тобою не суждено?

Станет последним для всех двадцать первый век.

 

Снова молочная мгла разлилась вокруг.

Город исчез, растеряв все свои цвета,

Словно надвинул он из облаков клобук,

Только и слышно, что где-то шумит вода.

 

Дождь над Сан Марко. Вдали колокольный звон.

«Аве Мария» – невидимый хор запел.

Звуки шагов раздаются со всех сторон:

Кто-то покинул в ненастье земной предел.

 

Площадь пуста: нет туристов давно уже.

Поздняя осень вступила в свои права.

В сумерках тает последней любви сюжет,

Вот и забыты обетов былых слова.

 

В плотном тумане исчезли черты гондол,

Чьи силуэты мелькнули, как лёгкий штрих.

Где мой ковчег затерялся средь туч и волн?

К нам приплыла лишь флотилия птиц морских.

 

Вечер настал: загорелись огни витрин.

Стенды с открытками спрятаны от дождя.

Город спасли от бесцветности фонари.

Утром вернётся к нам он, от тоски щадя.

 

 

[1]Талес – накидка для молитвы, получает женатый мужчина (прим. авт.)

[2]Ат мекудешет – ты мне посвящаешься. Свадебное благословение (прим. авт.)