Поэзия диаспоры

Автор публикации
Феликс Чечик ( Израиль )
№ 1 (41)/ 2023

Нечаянный оркестр

Птичье многоголосье стихов Феликса Чечика объединяет прошлое и будущее, жизнь и смерть, детское восприятие с мудрым и зрелым взглядом. Утончённость ощущений и текучий ритм этой поэзии переплетаются с ироничной интонацией и глубокой (само)рефлексией. Для лирического героя очень важна поэтическая география, чьи приметы времени и места выписаны с особенной любовью и вниманием.

Юлия Шокол

 

 

* * *

 

Не всякий пожарный спешит на пожар,

но всякий пожарный не спит.

Он мокрую щёку к подушке прижал

и пьёт одиночества спирт.

Он пьян, как сапожник, он трезв, как портной,

и видит за окнами ночь.

Но он не мечтает о жизни иной –

не в силах любовь превозмочь.

Он бдит до рассвета, он глаз не сомкнёт,

он сам, как ни странно, любовь.

Он слышит музы́ку космических нот

и глохнет от музыки вновь.

Пожар разгорается – сердце в дыму.

Он спит, как в младенце слова.

И пусть, наконец-то, приснится ему

покой и Гагарин Ю.А.

 

 

* * *

 

Жена не съест и бог не сдаст!

В сиреневом дыму

Поль Мориа тире Джеймс Ласт

аранжируют тьму.

Покамест птицы спят, пока

всё замерло окрест, –

доносится издалека

нечаянный оркестр.

Я сплю и слушаю его

и просыпаюсь под

негаданное волшебство

полузабытых нот.

Вокруг пустыни и моря.

На бездну опершись,

Джеймс Ласт тире Поль Мориа

аранжируют жизнь.

Как одиночества пастух,

как в мае соловьи,

поёт, не умолкая, дух

историю любви.

 

 

* * *

 

Плевать, что мертво и пластмассово, –

синонимом небытия –

смотрели анютины ласково,

и боли не чувствовал я.

 

Белее дороги и скатерти

и облака над головой:

цветы на могиле у матери

водой поливаю живой.

 

 

* * *

А. А.

 

Щёлкни, чтобы снова

вылетела птичка:

звонкая, как слово, –

птичка-невеличка.

Щёлкни – сделай милость,

«Зорким» или «ФЭДом»,

чтобы нам приснилась

dolce vita летом.

Щёлкни, наконец-то

проявляя лица,

чтоб уже из детства

нам не возвратиться.

Чтоб цвели каштана

по-над речкой свечи,

где пришло нежданно

обретенье речи.

И в дыму акаций,

как при лунном свете,

время-папарацци

щёлкнуло бессмертье.

 

 

ИЗ Д.Н.

 

 

1

 

Ну, хоть ты подтверди – это было…

Подтверждаю – и детством клянусь!

Как судью посылали на мыло –

на три буквы меня Беларусь.

Да, бела… Но белее видали, –

полиграфом проверь и УЗИ:

в январе забайкальские дали –

ощутимые только вблизи.

Да, крута… Но видали покруче, –

горки ленинские, например:

я беспомощней был тамагучи,

что кормить забывал пионер.

Ну, хоть ты подтверди. Подтверждаю:

жизнь прошла, как мгновенье одно.

Провожаю осеннюю стаю

и апрельскую с ней заодно.

Были-небыли… Больше не будем, –

закруглился недолгий завод.

Но – ни мне, ни тебе – неподсуден

пинский судоремонтный завод,

где пацан в телогреечке куцей

и в промасленной шапке насквозь:

как любовь еженощных поллюций,

как сирени махровая гроздь. 

 

 

2

 

Где вы, мои кореша и кенты,

что забивали на ЗОЖ?

«Водкой-селёдкой», – ответ на: кем ты

станешь, когда подрастёшь?

Крымский ли мост или мост Золотой, –

на небеса – шагом марш!

Ноги не слушались. Встали не с той,

и побрели за гараж.

За гаражом, и уже навсегда,

время уснуло и спит.

Дистиллированной стала вода.

Газом невидимым – спирт.

 

 

* * *

 

Заройся с головой

в прошедшего песок,

пока ещё живой,

как забродивший сок.

 

И, бредя наяву,

минуя: раз-два-три,

подземную Неву,

как вену отвори.

 

Пускай она течёт

и вытекает пусть,

дно обнажив – чем чёрт!

и обновляя путь.

 

Который – молоко

на фоне киселей:

опорожнить легко,

не выпить – тяжелей.

 

Чтоб жизнь – ещё одну, –

среди берёз и нив

увидеть, и войну

в душе похоронив.

 

 

* * *

 

Жизнь под откос, как бронепоезд, пущена

и сердце затихает, холодея:

я в каждом эфиопе вижу Пушкина

и Мандельштама в каждом иудее.

 

 

* * *

 

Бескрыло летал – в основном по ночам,

завидуя синеве.

Как Филя рубцовский – дудел и молчал, –

«и» заменив на «е».

От крика и ора почти что оглох, –

боялся, что навсегда.

Когда вопрошали безмолвье и бог –

им отвечала дуда.

Летал и дудел под высокой звездой,

под речитатив дождя.

И сам не заметил, как стал дудой,

в себя бесконечно дудя.

Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду, –

с рождения и до конца:

дуда заговаривала беду,

смягчала людские сердца.

В раю замерзая и греясь в аду,

он жив до сих пор потому,

что, как в телескоп – смотрит в дуду,

загипнотизировав тьму.

 

 

* * *

 

Он вышел вон на все четыре,

чтоб не вернуться никогда.

Но что он знал о внешнем мире?

Мелькали веси, города.

Он вышел весь. В сухом остатке

воспоминания одни.

И с будущим играя в прятки,

как поезда, летели дни.

Он сел на поезд. Подстаканник

стучал в ночи, как метроном,

и месяц – полуночный странник –

как в речке, отражался в нём.

Лети, лети, лети, не зная

любви, и за печаль держись.

Твоя закончилась земная

и внеземная скоро жизнь

наступит, – даже лучше прежней:

молчи, скрывайся и таи.

И этот воздух, воздух внешний,

наполнит лёгкие твои.

 

 

* * *

С. З.

 

Уже и сам не рад,

уже едва живой,

лети, мой аппарат –

бескрыло-речевой.

Поторопись обречь

меня, и навсегда:

на золотую речь,

как самовар-орда.

Не ведая преград

и сердца взаперти:

летальный аппарат –

лети, лети, лети.

И поспеши изъять

из обихода жизнь.

И, улетев опять,

навечно задержись.

 

 

* * *

 

Умереть под колёсами «скорой»,

неотложное время любя,

уподобившись жизни, в которой

места нет для меня и тебя.

Извини, что мы вышли из дома

непонятно зачем и куда.

Тишины бесконечная кома,

неизвестность и боли страда.

На просторах вселенных и улиц

виноваты мы только лишь в том,

что однажды мы утром проснулись,

на мгновенье покинули дом.

Виноваты и сердце и ноги,

птичий гомон и шар голубой.

С той поры мы с тобой одиноки,

с той поры неразлучны с тобой.

И пока не закончилась фора

высшей мерой – лишением прав –

разыщу горемыку шофёра,

не простив, но как сына обняв.

 

Похищение Европы, В. Гузенюк

Виктор Гузенюк. «Похищение Европы».

Офорт, 180х230 мм. 2016 г.