Поэзия диаспоры

Автор публикации
Вальдемар Вебер ( Германия )
№ 1 (5)/ 2014

Бабочка в гитаре на стене

 

Признанный мастер свободного стиха Вальдемар Вебер строит свою ритмику, интонирует, берёт паузу, снова наполняет строку экспрессией в соответствии с ходом поэтической мысли. А мысль эта обретает форму всматривания в окружающий мир – от детали к детали, от явления к явлению, от события к событию… Процесс движения мысли от её зарождения к её завершённости – процесс зарождения и возникновения стихотворения, словно нам предоставлена возможность присутствовать в мастерской стеклодува, когда на наших глазах бесформенная раскалённая масса превращается в сосуд, наполненный светом настоящей поэзии.     Д. Ч.

 

*
Вокзал. Перрон. Чемоданы.
Толстая проводница.
Наше прощанье.
Там, за пространством фото,
ночь, темнота, бездна...
А здесь светлый день,
твоё летнее платье,
завиток у виска,
любовью у вечности
отвоеванное мгновенье...
 
2010
 
 
*
Я хотел бы быть
всем на свете:
cолнцем, тенью твоей,
тополем под твоим окном,
птицей, которая тебя будит,
майским жуком у тебя в волосах,
твоим лeтним платьем,
ветром, его поднимающим,
подсолнухом,
из которого ты выковыриваешь семечки,
семечком…
 
1960

Елена Ермакова. «Подсолнухи» 

 

НА ФОТОВЫСТАВКЕ

Обнаженные женщины
с умными печальными глазами,
устремленными лишь на тебя...
Горчащий мёд иллюзии,
не требующей воплощения.

2007

*
Рублю ветви дерева,
поваленного грозой.
Рублю ветви дерева,
нашёптывая ему:
если б не я, поверь,
это сделал бы кто-то другой.

1979

*
За каждым прекрасным пейзажем
слышится тиканье часовой стрелки.

2004

*
Жизненное пространство.
Какое дьявольское раздолье.

2013

*
Хочется опрокинуть их волшебные фонари,
чтобы они увидели перед собой глухую стену.
Но я останавливаю себя.
Хочется крикнуть:
трагедию вы превратили в слезливый фарс,
настоящую драму играют с сухими глазами!
Но я останавливаю себя.
Что могу я дать им взамен, когда вижу,
за какие гроши продается их радость,
на какие мелкие крючки ловится их надежда.
И я останавливаю себя.

1989

*
Мой Бог не требует жертв.
Ваш требует,
с ним и разбирайтесь,
режьте своих баранов,
омывайтесь их кровью!

2010

*
Шахтёрский посёлок.
Ни травы, ни деревьев.
Небеса из угольной пыли.
Зову призраки сородичей,
вольных стрелков,
загнанных в штольни и копи…
Лишь дядя Яков,
Орфей,
возвратился,
пусть безголосым,
зато нe один,
с Эвридикой,
с Катей,
нормировщицей
второго проходческого участка.

Копeйск, 1976

*
О кричавшие громче всех,
вопрошавшие небо!
Попрятались?
Страшно?

2004

*
Поражения
останавливают
победное шествия суеты,
заставляют присесть у огня.


2005


У ТРЁХ ДОРОГ


Какое счастье,
что не мы выбираем.
А то бы казнились потом всю жизнь.
А так лишь тоска
по неизбранным тропам.

2009

*
Лишь с возрастом
мудрость приходит
нe прeкословить рeкe,
нe прeпятствовать птичьму пeнью.
Нeужто и я
достиг eё наконeц?

2013

*
Бабочка в гитаре на стене
хочет наружу,
бьется о струны.
Отчаявшись, засыпает.
Плен продлевает ей жизнь, -
давно бы сгорела
в пламени
моей лампы.

2006

*
Перед моим домом сливаются две реки.
Каждый раз, когда смотрю из окна,
переживаю момент их слияния.
Всё вдруг замирает,
словно в каком-то вселенском сомнении…
Но вот крыло ласточки чиркает о волну,
и движение возобновляется.

2003

*
За рeкой поднимаeтся шар золотой, такой большой,
словно сам Бог просыпаeтся и говорит:
откройтe окна, провeтритe ваши сны…

2013
 
*
Опьянение жизнью, наслаждение ею, но одновременно и печаль обо всём, что доставляет радость, необъяснимая смeсь ощущeний, основа которой – догадка, что всё прeходящe. Печаль глубже радости, потому что подсознательна. Но и она никогда не проникает так глубоко и не поднимается так высоко, чтобы проникнуть в тайну, она тожe способна достигнуть лишь предпоследней ступеньки.

2010
 
*
Вспоминаю тебя летом каким не помню всe счастливые лета смешались в одно в саду много вишен нeсмeтно много он весь до краeв залит их кровью сквозь вeтви твой смeх щёки измазаны красным пальцы тожe в крови словно ты поранилась не беда говорю я тебе до свадьбы заживет а кровь льётся и льётся и ты такая незрелая среди этих созревших вишен выплёвываешь косточки а губы пунцовы пурпурны багровы искусанные счастьем губы

1996
 
*
Последние дни дачного лета, когда сад пропах смородиной и так не хочется уезжать. Ты вставала поздно, у меня на сердце было покойно и так хорошо от мысли, что я тебя берегу. Ты выпархивала из дома, как бабочка, я не знал тогда, что ты и есть бабочка, чей век так недолог, и ты скоро исчезнешь в солнечной мгле. Я не знал тогда, что наш дом – у края земли, совсем рядом с небом: и пешком дойдёшь, и на лодке доплывёшь, – так близко, что мы отражаемся в нём...

1997
 
*
Пережитые чувства прилетают в ночи посланцами звёзд подобно бабочкам на свет лампы. Приплывают из глубин прошлого, словно нимфы. Они из другого мира, из бессмертного. Соитие с ними нежелательно, опасно, но всегда есть искушение – породить полубога.

2001
 
*
Писать,
чтобы познать себя.
 
Каждый день – штрих
к собственному портрету.
 
Во что бы то ни стало
стать на себя похожим.
 
2004