ЯБЛОКО Отцу Словно белые-белые ялики, в синем-синем плывут облака. С яблонь падают красные яблоки, переламывая бока. Окрыленное птичьим окриком, легкой музыкой из окон, хочет яблоко белым облаком стать, ньютонов поправ закон. Хочет пасть, будто в пасть Везувия, в пропасть синюю поутру. Ну, а яблоня, как безумная, машет ветками на ветру. Только разве укроешь листьями, это яблоко от дождя? Правит осень, шажками лисьими в облетающий сад войдя, в каждой черточке мира явлена, льет туманы, как молоко. Пало яблоко, но от яблони не укатится далеко. Звезды осенью обесточены. Так темно, словно смерть близка. ...То ли в яблоке червоточина, то ли просто тоска, тоска, то ли просто душа разграблена, иней выступил на жнивье. Не печалься об этом, яблоня. Скучно яблоку гнить в траве. Сдюжит, вытерпит злое времечко, продувной и промозглый век. Прорастет золотая семечка, новой яблоней дернет вверх, чтобы к белым своим корабликам ближе стать хоть на полвершка… …И с нее будут падать яблоки, переламывая бока. НЕБО НА ДВОИХ заноза в сердце, под покровом тьмы, при свете дня так много раз по кругу прошли часы с тех самых пор, как мы с тобой чужими сделались друг другу – мне кажется, что утекли века, что люди сотни войн перетерпели, и где-нибудь смогли наверняка взлететь на воздух несколько империй, и порасти развалины плющом. я даже перестал с твоим плащом плащи случайных путать незнакомок. душа темна, как лестничный пролет, но где-то в глубине болит обломок любви и светит вечность напролет... ...одна-другая вечность – и пройдет. не умер я и не сошел с ума, тюрьма меня минула и сума, плыву по миру, словно легкий глайдер. покуда кверху задрана башка, я веселей китайского божка. люблю гулять один, на небо глядя. там кто-то вяжет белые банты, там синева густа и ядовита, и знаю я – под тем же небом ты остришь и врешь, смеешься, пьешь мохито, закинув ногу на ногу, сидишь, пускаешь дым в уютный сумрак бара, и юному вздыхателю твердишь, что ты ему, а он тебе – не пара. начав вести обратный счет по дням, клянешь судьбу. готовишь ужин мужу. брезгливо юбку длинную подняв, спешишь в метро, перебегая лужу... ты смотришь вниз, но, в сущности, легка вся жизнь твоя. и я с тоски не вою. ...но в этой луже те же облака, что над моей летают головою. и росчерки одних и тех же крыл их поутру окрашивают алым. знать, кто-то добрый нас с тобой укрыл московским небом, словно одеялом, и мы проснемся где-нибудь не здесь, коль вообще такое место есть... а нет – прощай. прости, все это не о моих мечтах и горестях твоих. у нас с тобой одно лишь только небо, одно лишь только небо на двоих. лишь не и бо, лишь только бо и не. взгляни в него. и вспомни обо мне. ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЗАРИСОВКА вспоминать о грядущем забудь и мечтать о прошедшем не надо посидишь промолчишь что-нибудь белым статуям Летнего сада и пойдёшь всем и каждому чужд и поэтому трижды свободен и бормочет прекрасную чушь каждой аркой своих подворотен петербург ленинград петроград чёрный стражник чугунные латы и пойдешь и сам демон не брат зажигающий вечером лампы знает ангел один как остёр наконечник игольный печали да Исакий устало подпёр небеса золотыми плечами * * * Усталый снег ложится на мирок, мороз жует шаги, как черствый пряник. Бабуля в холле выдаст номерок – пластмассовый билетик на «Титаник». Второй этаж. Больничный срам и срач, и смрад, и страх. Знакомая палата. Течет вода и моет руки врач, копируя движение Пилата. Бинты. Старухи. Кровь. Сиделка. Шприц. Гора пилюль. Тарелка абрикосов. Какой мудак был этот датский принц! Конечно, быть. Здесь нет других вопросов. Я насмотрелся тех, кому в свой рай Господь любезно приоткрыл калитку – все как один за жизни острый край хватались, словно тонущий за нитку. Спастись и выжить – вот и вся мораль... ...Я выходил во двор, одевшись наспех. Москва плыла сквозь ночь, что твой корабль, а новый день навстречу полз, как айсберг. Произнося набор дежурных фраз, я так боялся, мама, уезжая, что этот самый раз – последний раз... И ты была нездешняя, чужая... Я сам ходил, как заведенный труп, но я не мог себе позволить жалоб... ...А город плыл, и дым валил из труб, и музыка играла с верхних палуб... Прошло полгода. В нашем трюме течь. Идем ко дну, и захлебнулись звуки. Немеют руки, но спасает речь – я вру тебе, что в мире нет разлуки. Когда-нибудь, с пробоиной в борту, причалим мы с тобой к небесной тверди. Какой-нибудь весною. В том порту, где нет лекарств, отчаянья и смерти. ИДИЛЛИЯ Забыты страхи, ужасы войны, аресты, взрывы. Может быть, впервые они по-настоящему вольны, свободны и легки, как перьевые надмирные седые облака. Вдоль по аллее маленькой усадьбы они плывут вдвоём – к руке рука (о, этот миг Ремарку описать бы!) Их не заботят прошлые дела. Всё меньше снов. Всё больше белых пятен на карте памяти. По-прежнему мила, по-прежнему подтянут и опрятен. Всё тот же блеск в глазах, хотя сосед не узнаёт на старом фотоснимке... Кошмарной какофонии газет предпочитая фильмы и пластинки, они не знают свежих новостей, да и несвежих знать бы не хотели. Не ждать гонцов, не принимать гостей и до полудня нежиться в постели – чего ещё желать на склоне лет, тем, кто так долго был игрушкой рока? Есть пара слуг, терьер, кабриолет, уютный домик – позднее барокко, внутри – шелка, добытые с трудом ковры, скульптуры, редкие картины... Им нравится тянуть бурбон со льдом, считая звёзды в небе Аргентины, и на лужайке, наигравшись в гольф, сидеть с корзинкой ветчины и хлеба... – Подай кофейник, ангел мой, Адольф! – Какой чудесный день, не так ли, Ева? БЕЗДНА Ну, где взяла ты бесстыжие эти зенки? Если бы мог наглядеться, наверно, бы убежал. Смотришь – и сразу приходят на ум туземки. Те, что целуют, держа за спиной кинжал. Смотришь – и сразу влезают на борт сирены, Манят в пучину, на кладбище бригантин. Кружится все, будто крепко вдохнул сирени, будто на узенький выехал серпантин. Чудится холод снегов в синеве небесной, непокоренных морей бесконечная бирюза. Кажется, будто играешь в гляделки с бездной… …И бездна отводит глаза. К 25-ЛЕТИЮ карьера дом машина мебель женитьба деньги слава власть хватаешься за каждый стебель чтоб в той же пропасти пропасть как сладко любоваться бездной и быть никем и быть нигде звездой раскинувшись в уездной хрестоматийной лебеде андреем при аустерлице лежать впадая в небеса как в отрицание но лица и голоса и голоса любимых заполняют стержень уже исписанный на треть который жизнь который держит не позволяя улететь ПРОЩАЛЬНЫЙ СТИШОК ЦУРЭНА
Цурэн Правдивый, изобличённый в преступной двусмысленности и потакании вкусам низших сословий, был лишён чести и имущества, пытался спорить, читал в кабаках теперь уже откровенно разрушительные баллады, дважды был смертельно избит патриотическими личностями и только тогда поддался уговорам своего большого друга и ценителя дона Руматы и уехал в метрополию. Румата навсегда запомнил его, иссиня-бледного от пьянства, как он стоит, вцепившись тонкими руками в ванты, на палубе уходящего корабля и звонким, молодым голосом выкрикивает свой прощальный сонет «Как лист увядший падает на душу».
Стругацкие. «Трудно быть богом». Как лист увядший падает на душу всей пятерней! От боли одурев, душа рванет и выпрыгнет наружу. Как тяжелы листы с твоих дерев, Отчизна, как воняют гнилью рясы твоих попов. Как блещут медью лбы твоих вельмож. Ты любишь наше мясо и нашу кровь. В пустых глазах толпы – грядущего пожарища сполохи. И, глядя в нас, дрожит от страха тьма. Куда деваться, если у эпохи ни совести, ни чести, ни ума? И я уйду. Не потому, что трушу, а потому, что воздух твой нечист... ...Как лист увядший падает на душу, душа, сорвавшись, падает на лист.