Тот, кто всерьёз думает, что читать в большом количестве пусть даже и не слишком плохие стихи легче, чем писать хорошие, добросовестно заблуждается. Частое обильное чтение множества стихов, так сказать, разнообразного качества утомляет сильнее тяжелой физической работы, плохо влияет на нервную систему и может основательно испортить вкус и даже характер. В этом я убедился, пообщавшись с организатором одного из моих самых любимых турниров и прочитав подборки стихов его участников, прошедших в финал. Поэтому считаю справедливым требовать от издателя журнала «Эмигрантская лира» если не пакет молока за вредность, то хотя бы бутылку хорошего бренди. Но хватит о грустном.
Примериваясь к написанию очередного обзора литературных фестивалей, турниров и конкурсов (ФТК), уже состоявшихся в этом году, проходящих в данный момент или готовых вот-вот начаться на русскоязычных просторах поэтической Вселенной, я пролистал множество сайтов, на которых обнаружил совершенно не знакомые мне прежде ФТК. Вот с них-то и начну, предварительно обговорив возможность частичного или даже полного несовпадения моих вкусов, оценок и поэтических пристрастий со вкусами, оценками и пристрастиями весьма мною уважаемой редакции журнала.
Нескучный поэтический фестиваль «АВАНТ-ЛЕФТ-2013» – придуман петербургским поэтом Дарьей Суховей и проводится уже в третий раз. Его основной принцип – в начале января устраивать серию поэтических чтений каждый день в новом городе. С этого года фестиваль стал международным – прошёл с 1-го по 7-е января в семи городах – Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Риге, Минске, Киеве, Харькове и Москве. Причём некоторые невероятно мобильные поэты умудрились выступить с чтением своих стихов почти в каждом из городов. Звучали стихи не только на русском, но и на других языках – на украинском, латышском (переводы с русского)… Большинство из тех стихов, что мне удалось отыскать в сети, мне понравились своей оторванностью и уместной ненормативностью. Даже стихи чересчур эпатажного Валерия Нугатова почему-то на этот раз я прочитал без отвращения. Интересно (нет, тут должно быть какое-то другое слово), что «Киевские чтения» прошли в Киеве, в книжном кафе «Бабуин», что на улице Симона Петлюры (да, того самого!).
В рамках III-го Всеукраинского открытого фестиваля «ВАТЕРЛИНИЯ-2013» (г. Николаев, 21-23 июня) его организаторы – Благотворительный фонд «Николаев-2000», Всеукраинский творческий союз «Конгресс литераторов Украины» с участием областных организаций Николаевского Союза писателей Украины и Союза писателей России – объявили о проведении поэтического конкурса. Конкурс проходит в два этапа. Сперва произведения оцениваются членами жюри дистанционно, без указания авторства. Двадцать финалистов конкурса определяются по сумме баллов. На втором этапе победители определяются среди финалистов конкурса, приехавших на фестиваль. Предусмотрено денежное вознаграждение за призовые места: I место – 3000 грн., II место – 1000 грн., III место – 500 грн. Произведения победителей конкурса и финалистов по итогам будут опубликованы в поэтическом сборнике фестиваля. Пока что отыскать стихи, присланные на конкурс, мне не посчастливилось.
Второй Международный фестиваль русской поэзии и культуры (и здесь поэзию вычленили из культуры!) – «Арфа Давида» – прошел в Нацерете (Израиль). Основное стихотворение подборки стихов каждого из участников (31 заявка из девяти стран и из самого Израиля) было посвящено царю Соломону. На финал прибыли 19 участников. Сам финал состоялся в зале отеля Saint Gabriel (бывший католический монастырь, 60$ US с человека, 120$ US – за комнату в день, полупансион + чай, кофе, сладкое в течение дня свободно). Победила всеобщая любимица вообще всех фестивалей, турниров и конкурсов – талантливейшая Мария Малиновская, студентка из Гомеля (Беларусь). Второе место заняла Саша Зайцева, студентка и журналистка из Санкт-Петербурга (Россия), а третье – Евгения Босина (Нагария, Израиль). Фестивальный альманах был подготовлен вдохновителем и одним из организаторов фестиваля – поэтом Людмилой Чеботаревой, а издан при финансовой поддержке муниципалитета города Нацрат-Илит.
Хорошо известный Международный фестиваль поэзии «Киевские лавры» в восьмой раз прошел в Киеве в два этапа – с 16 по 20 и с 25 по 30 мая. Именно «Киевским лаврам» более всего подходит определение «фестиваль» – как месту, где поэты выступают с чтением стихов (на украинском и на русском языках), обмениваются новыми поэтическими идеями за круглыми столами или гнутыми барными стойками, где читают и слушают лекции, выпивают, в конце концов, не забывая при этом чокнуться стихами. Основатель фестиваля – журнал культурного сопротивления «ШО». Главред журнала, неизменный вдохновитель и координатор фестиваля, один из лучших, на мой вкус, современных относительно молодых поэтов Александр Кабанов на этот раз собрал поэтическую – до 35 лет – молодёжь. Было представлено несколько десятков проектов, призванных открыть новые имена и продвинуть молодых, малоизвестных поэтов. Приехали и выступили более ста авторов с Украины, из России, Беларуси, Грузии, Польши, Македонии, Германии, Израиля и США. Приглашены выступить были и мэтры – Алексей Цветков, Тарас Федюк, Бахыт Кенжеев, Василь Махно… Не могу промолчать и о выступлении на фестивале музыкальной группы «Элефанк» Захара Прилепина (да, того самого!).
Санкт-Петербургская «Ассоциация творческих объединений С-З» при участии АНО «СД РЕСУРСЫ», при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Администрации Санкт-Петербурга проводит в мае этого года Десятый Международный литературный фестиваль «ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОСТЫ». 26 мая состоялся финал международного поэтического конкурса имени Н. Гумилёва «Заблудившийся трамвай»-2013, а также гала-концерт, посвященный 10-летию фестиваля «Петербургские мосты», в рамках которого проходит конкурс – юбилейные поэтические чтения лауреатов, призёров и членов жюри Гумилёвского конкурса разных лет. В поэтическом конкурсе «Заблудившийся трамвай» наравне с малоизвестными талантливыми русскоязычными поэтами традиционно участвуют и широко известные поэты. Попадание в шорт-лист этого конкурса и даже в лонг-лист – большая удача. Подборки призёров и избранные произведения финалистов публикуются в журналах «Новый берег» и «Северная Аврора». А победитель конкурса, в случае личного участия в финальном вечере, получает памятную медаль с изображением Н.С. Гумилева.
Очень известному, всеми уважаемому Волошинскому фестивалю, который теперь называется «Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь», в прошлом году исполнилось десять лет. В рамках фестиваля регулярно и с большим успехом проходил Международный литературный Волошинский конкурс. Его организатор и координатор – известный поэт Андрей Коровин. Конкурс славится разнообразием номинаций – драматургия, кинодраматургия, малая художественная проза и, конечно же, поэтические номинации. Поскольку на странице http://voloshin-fest.ru/index/konkurs/0-8 в сети Интернет пока что нет никакой информации о проведении следующего Волошинского конкурса, я коротко перескажу некоторые важные пункты его Положения. Обычно он проводится в феврале-июле Домом-музеем М. А. Волошина Крымского республиканского эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия М. А. Волошина» (Коктебель), Союзом российских писателей (Москва), литературным салоном «Булгаковский Дом» (Москва), литературным клубом «Классики XXI века» и журналом «Современная поэзия» (Москва). Экспертный совет состоит из приглашенных знатоков современной литературы. Он проводит предварительный отбор произведений, поданных на конкурс, и рекомендует отобранные произведения на рассмотрение жюри конкурса. В состав жюри входят известные поэты, редакторы литературных журналов, издатели, деятели культуры, лауреаты прошлых Волошинских конкурсов. Жюри определяет победителей конкурса из числа рекомендованных экспертным советом в каждой номинации путём закрытого голосования. По результатам конкурса объявляются лауреаты и дипломанты (по одному лауреату и одному дипломанту в каждой номинации), которые определяются простым большинством голосов. Дипломы и призы победителям конкурса вручаются во время проведения в сентябре в Коктебеле Международного литературного фестиваля им. М. А. Волошина.
В этом году Международный фестиваль русской поэзии прошёл в Лондоне с 6-го по 9-е июня. Если в прошлом году в рамках фестиваля состоялись три турнира поэтов русского зарубежья, то в этом году всего один – 11-й турнир поэтов «ПУШКИНвБРИТАНИИ»-2013. Супертурнир поэтов русского зарубежья «ПУШКИНвБРИТАНИИ: ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ» в этом году отменили из-за отсутствия финансирования. Обидно. На 11-й турнир вынесена строка Пушкина «По-английски пред самоваром...» из стихотворения «Калмычке». В финал отобраны 23 человека из 63-х, приславших подборки. Впервые на турнир приглашены две студентки Литинститута им. А. М. Горького – действительно талантливые поэтессы. Это Ольга Аникина и Дарья Верясова. Они же разделили на турнире первое место. С удовольствием отмечу появление в списке членов жюри лондонского турнира знаковой личности вообще, а для ФТК в особенности – главного редактора журнала «Знамя» Сергея Чупринина. Ещё не успели забыться его нелестные высказывания о подобных ФТК, о качестве поэтического мастерства их участников, о тех, кто приезжает «на халяву» «жюрить» такие турниры. Поэтому приятно было ещё раз убедиться в том, что умный человек не упорствует в заблуждениях и со временем может изменить взгляды под влиянием организаторов и их достаточно убедительных аргументов.
Пятый ежегодный открытый международный поэтический конкурс «Золотая строфа»-2013 приглашает к участию всех авторов, пишущих стихи на русском языке. Но вот не хочется мне его обозревать, и всё тут. Вроде бы и номинации «правильные» – «стихи любимым», «природа и красота», «в поисках смысла», «новое поколение», «стихи о войне». И даже «свободная тема» предусмотрена. Но! Прочитал я подборки прошлогодних победителей в нескольких номинациях – ужас ужасный. Это кто же их судил-рядил и выбрал? Нет, не стану нажимать кнопку «жюри». А вдруг там… (да, те самые).
С первого февраля 2013 года начался прием произведений на литературный конкурс фестиваля литературы и культуры(!) «СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ-2013». В этом году конкурс проводится в следующих номинациях: «Поэзия», «Стихотворение о любви», «Стихотворение о Праге», «Литературный перевод», «Малая проза» и «Драматургия». Награждение победителей во всех номинациях состоится во время фестиваля. Итоги конкурса во всех номинациях будут объявлены в ближайшее время. Победители конкурса, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, награждаются ценными подарками. Кроме того, программой фестиваля предусматривается следующее:
- поэтическое состязание «Поэтри-слэм» или «Стихоборье»;
- поэтический вечер членов жюри и победителей фестивалей прошлых лет;
- музыкальный вечер поющих поэтов, видеопоэзии;
- выставки и фотовыставки: поэт-художник, поэт-фотограф, поэт-скульптор.
«2-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии - 2013» в марте объявил о начале приёма поэтических подборок на отборочный тур. Победитель получает диплом, медаль и кубок, а также денежный приз – 500 евро. Уровень стихов, вышедших в полуфинал, очень высок и определяется не только безусловно блестящим талантом поэтов, но и хорошим вкусом членов жюри, количество которых близко к полусотне. Чего скрывать – я болел за Михаила Юдовского и желал ему удачи для победы в этом более чем серьёзном нервно-поэтическом марафоне. Но, к моему сожалению, Михаил в полуфинале уступил нынешнему победителю Чемпионата. По системе топ-10 лучшим стихотворением Чемпионата признано стихотворение «Уитмен» Александра Спарбера.
А вот безрадостное сообщение с сайта http://soglasovanie-vremen.ru/page.php?id=1220: «По объективным причинам литературный конкурс «Согласование времён» в 2013 году временно прекращает свою конкурсную деятельность». Эх, жаль. Хороший был конкурс. Ну, будем надеяться на лучшие времена (да, на те самые).
Нельзя в журнале «Эмигрантская лира» не сказать пару добрых слов о Пятом Всемирном поэтическом фестивале «Эмигрантская лира-2013». 15 мая закончился приём работ на четыре фестивальных конкурса. В отборочном туре приняли участие 68 авторов из 19 стран. Я прочитал множество присланных на конкурс подборок стихов. Было, было из чего выбирать многострадальному жюри. Имена счастливых финалистов уже объявлены. Замрём в предвкушении финала.
Как и в прошлый раз, выделенной под статью журнальной площади хватило лишь на беглый обзор какой-то части менее чем полугодичного фестивально-турнирно-конкурсного поэтического сезона.
Но вы ведь сюда не за количеством заглянули, верно?
Ладно, обойдусь без бутылки бренди. Вместо неё попрошу главного редактора подарить обзору хотя бы ещё одну страничку.