-- В поле зрения «Эмигрантской лиры»

Автор публикации
Александр Карпенко ( Россия )
№ 2 (42)/ 2023

Ангельская перспектива Константина Кедрова

О книге Константина Кедрова-Челищева «Бесконечность внутри юбилея»

 

Константин Кедров-Челищев. Бесконечность внутри юбилея. Стихи юбилейного года. – М., Издательство РСП, 2022. – 176 с., ил.

 

Некоторые поэты с возрастом утрачивают энергию, что тут же отражается на длине и качестве стихотворений. Но к Константину Кедрову, кажется, это не относится. Для него важно постоянно писать новые стихи и таким образом самобновляться. Казалось бы, у поэта юбилей, да ещё такой серьёзный, 80 лет – самое время для подведения итогов. Но Кедров и не думает подводить итоги. Он не желает подводить лучшее в себе – устремлённость в будущее. Это одна из важных характеристик его творческой свободы. В этом ему помогают многоликость таланта и быстрый ум, успевающий обо всём подумать. В «Бесконечности вокруг юбилея» музыкально одарённый поэт склоняется к простоте и ритмичности. Многие стихи строятся на импровизации. Поэзия Кедрова объединила науку, религию и философию, что в советское время было новаторством, которое не стеснялись осуждать. «Художники рождают светомысли», – пишет он. «У Кедрова поэзия стала координатой познания», – говорит Елена Кацюба. Елена была спутницей и соратницей поэта, и он тяжело переживал её уход в феврале 2020 года. «Зачем-то мы на свет извлечены / Потом внезапно вдруг разлучены / Как будто кто-то разрубил сплеча / Единый луч на сирых два луча /… Я верю что в сияющей ночи / Сольются разлучённые лучи» (здесь и далее пунктуация автора).

Перу Кедрова принадлежат тексты с высоким уровнем герметичности – например, его «Невеста, лохматая светом», также посвящённая Елене Кацюбе. Но, прежде всего, он – певец свободы: «Перо упало – Пушкин пролетел / А я летел всегда куда хотел». И, уже почти классическое: «По комнате бродит медведь тишины / Я заброшен сюда из другого светлого века / мне смешно когда 4 стены / на одного свободного человека / Нет я не строил клетку из кирпичей / Это не я придумал замазывать солнце стеклом / Люди, хотите я позову врачей / и они прикажут разрушить каменный дом / А я… я заброшен сюда из другого светлого века / для меня ваше здание – каменное ничто / мне смешно, / когда на одного свободного человека / надевают железное и каменное пальто». Помимо «Медведя тишины», в книге представлены, наряду со стихами 2022 года, ещё три давних стихотворения Константина Кедрова – «Компьютер любви», «Есть на свете страна печали…» и поэма «Бесконечная». Именно в этой поэме впервые прозвучало: «Я вышел к себе / через-навстречу-от / и ушёл под / воздвигая / над». «Это и есть ангельская перспектива», – сказал молодому поэту его двоюродный дядя, знаменитый художник-авангардист Павел Челищев. Существует глубокая духовная связь между поэтом и этим художником. Не случайно и сам Константин Кедров пишет не только стихи, но и картины. Его цветные абстрактные полотна также представлены в «Бесконечности вокруг юбилея», где сам юбилей выступает неким водоразделом, с бесконечностью позади и бесконечностью впереди.

На что я обращаю внимание в поздних стихах Константина Кедрова? В последнее время поэт считает излишним демонстрировать в стихах эрудицию. Такая тенденция обострилась в его творчестве после ухода из жизни Елены Кацюбы. По выражению Мандельштама, теперь «он опыт из лепета лепит / и лепет из опыта пьёт». Знания больше для него не абсолютны. На склоне лет жизнь истончается и требует от автора большего количества эмоций: «Как её Поэзию ни брани / Нету кожи у ней и нет брони». У меня сложилось впечатление, что стихи Кедрова с течением времени становятся всё более «хлебниковскими». Его миром правит геометрия света: «За окнами дождь потерял свои облака / Тротуар взлетел к небу / В нём облако проплывает / Человек шагает по облакам». Не остался Константин Кедров в стороне и от событий на Украине. Поэт выступает за мир: «Я конечно не за войну / Разделяю за всё вину / Все стихи мои нынче беженцы / Примирения неизбеженцы». Порой через военную терминологию он талантливо говорит на философские темы: «Армия моих Я / Сражается за меня / Многие ранены / Почти все убиты / Где-то доживают ветераны вернувшиеся с войны / А я всё ещё сражаюсь / Хотя давно не командую армией моих Я / Армия моих Я / Сражается без меня / Армия моих Я / Сражается за меня».

У Константина в новой книге, помимо лирических и драматических стихотворений, есть тексты, которые вызывают у меня смех: «Генетический код птеродактиля / Не сложнее хорея и дактиля / Но не пишут хореем и дактилем / Динозавры и птеродактили». В другом стихотворении читаю: «трансвеститы седьмого дня / разодрали в клочья меня». Или весёлый парафраз из Булгакова: «с котами в коммунизм нельзя». Лиризм и концептуализм на равных присутствуют в поэзии Константина Кедрова. «Говорит Википедия.орг., / Что фантазией жил Сведенборг. / Ну а что на земле не фантазия / Подскажите Европа и Азия». Стихи Константина, как всегда, афористичны: «Незабудки меня не забудут» – убеждён поэт, – «Я давно превратился в слова / Как слова превратились в меня». Вечное обновление – залог бессмертия: «Птица исчезла / А крылья её летят».