Поэзия метрополии

Автор публикации
Вадим Пугач ( Россия )
№ 2 (42)/ 2023

Категория пространства

Вадиму Пугачу повезло. Когда-то много лет назад его стихи заметил великий В.А Лейкин и напечатал в «Ленинских искрах». К слову сказать, стихи редактора данного раздела про 60-летие революции Лейкин тоже заметил, но печатать не стал. За оба этих поступка Вячеславу Абрамовичу хочется сказать огромное спасибо. Сегодня Вадим Пугач сам – мэтр и судия молодых поэтов и поэтесс, и к тому же председатель секции поэзии СП СПб. И безусловно – яркий певец петербургской традиции, зоркий и в меру ироничный.

Дмитрий Легеза

* * *

Всю дорогу просвистав-прощёлкав
И невразумительное мня,
Вдруг я понял, что рубцы просёлков –
Собственно следы господнего ремня.

Нет, едва ли мне страшны все эти злые ёлки,
Я ж не интеллектуал какой-то, типа парикмахер-сомелье,
Но ужасно испугался оказаться на таком просёлке,
По не знаю что увязнуть в колее.

Кажется, всё то же – хвоя там, берёста, –
Только каждый пёс – чужой и воет, как койот.
Вот земля, что и своя не очень-то берётся,
И другая не дает.

Знаешь, родина, порви меня на мелкие волокна,
Выскажи своё отрыжистое «фе»,
Ты первей всего мой потолок отечный и разрушенные окна,
Городской газон убогий и щербатый стол в пластмассовом кафе.

А потом уж – рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, занавески,
Вот коза мелькнула чья-то, вот меланхоличный гусь.
Хорошо, что я вернулся из ещё одной поездки
И опять нигде не окажусь.


* * *

Тверь да Тверь кругом. Не то, что мир безумный –
Вовсе нет, но лучше отползи.
Хорошо, что фотоаппарат жены почти беззумный:
Как нам эту жизнь разглядывать вблизи?

Где травой подернуты пути трамвая,
На кривом заборе вывеска роскошная «Свадебный салон»,
Неизвестный никому номер обрывая,
Подходящий затяну псалом.

Тверчество моё не без слабинки;
Порча затаилась в нитках да во швах.
Только разве ради этого я из самой глубинки
К Господу воззвах?

Мы с женой – туристов пожилая пара, в-
Прочем, это я – увы; она ещё в соку.
А ведь мы с ней вместе прожили больше лет, чем было комиссаров,
Тех, которых отловили в солнечном Баку.

Я стучался в эту Тверь, последнее сграбастав,
Все сжимал, что оставалось, в болевой комок.
Я-то думал, ты поможешь мне, городок контрастов;
А и правда, что помог.


* * *

То напролом и наугад,
То корвалола тридцать капель,
А то надулся, как фрегат,
И всё – прощай, родимый стапель.

Играть по зову «надо, ну»
Готов, как ресторанный лабух,
С Ростовом – на его Дону,
С Челябинском – в его челябах.

То прямо в воздухе, а то в
Ключа случайных поворотах
Я оказался жить готов
В гостиницах и самолетах.

И кто мне график составлял,
И кто встречал в аэропортах, –
Я их в линейку составлял –
Серьёзных, деловых, упертых.

Обозначая на оси
Не только цифры, но и числа,
Я даже выпускать шасси,
Почти как ястреб, научился.

Сведённый в графике к нулю,
Классификатор с готовальней,
Я всё на степени делю –
Профанней там или сакральней, –

Когда, спустившись с высоты,
Где сном и духом запасался,
С плаката спрашиваю: «Ты
В командировку записался?»


* * *

Кто знает, какая хибара ск-
Рипела на этом холме,
А нынче тут город Хабаровск
Во всей красоте и уме.

Застыну послушать на спуске,
Любуясь на местный гламур,
Как шепчут почти по-французски
Какое-то «омуль, Амур»[1].

И серая эта простынка –
Поток для могучих натур,
И старая эта пластинка
Мурлычет «Ах, омуль, Амур».

И ветер для этого случая
Просторным взмахнет рукавом
И варит слова и созвучия
В бульоне своем звуковом.

Так слушай, покуда не отняли,
В холодные уши вбирай
Амурские волны и отмели,
И в целом – Хабаровский край.

Не то, чтобы стану ушастее,
Но в воздухе, на весу –
Сквозь сверхзвуковое причастие
Я этот мотив пронесу:

Омуль, Амур, ах, омуль, Амур…


* * *

И вот мы попали в эту дыру
И застряли в Мясном Бору.
Наш водитель с мобильником в кулаке
Качается, как чумной,
Пока я в кафе на стоянке беру
Тарелку овсянки на молоке
И яичницу с ветчиной.

Вот жил себе так, никуда не встревал,
А тут выходишь в реал –
И вот налево мемориал,
И направо мемориал.
Я не стану смотреть на чью-то плиту,
Яичницу уплету.

Я стану жить, набирая вес,
А в сердце колотит прах.
Мой дед был расстрелян, потом воскрес,
Объявился на хуторах.
Допустим, это было не здесь,
Но в сердце колотит взвесь,
И если я знаю: помру не весь,
То и он помер не весь.

Да я затем и родился больной,
С порченостью двойной,
Чтоб быть не задетым этой войной,
Вообще никакой войной.
Я в этой игре, извините, пас,
Я слышу на той волне,
Которая оставляет нас
С молчаньем наедине.


ТАМБОВСКИЙ ФОЛК

В гостинице я отучался от сна,
И голубь, воркуя картаво,
Расцветкой пытался напомнить, что Цна
Раскинулась за два квартала.

Едва ли я важное что-то найду
В её сизоватых глубинах,
Но главная фишка на самом виду –
В оттенках её голубиных.

Я думал, что жизнь – столкновение лбов,
Плацкартный и верхняя полка.
Но мне объяснили иное Тамбов
И ритмы тамбовского фолка.

И вот я теперь постигаю азы
Народной родной мелодрамы:
Тамбовскому волку для брянской козы
Готов сочинять телеграммы.

И вот я теперь проставляю тазы
Варягам, стремящимся в греки,
Живое звучанье пшеничной лозы
Вливая в равнинные реки.

Пойду прогуляюсь по берегу Цны –
Для галочки, для дневника я, –
Не зная ни смысла ее, ни цены,
И так и живя, не вникая.


* * *
    Сочи

Осталось полчаса до ужина,
Уйму волнение желудка.
Гудит гостиница «Жемчужина»,
Как трансформаторная будка.

Ещё мы все вопросы выясним
И за прогресс подымем тосты.
О человек! Мы деловые с ним:
Цивилизованны, бесхвосты.

У нас халаты есть и тапочки,
Бассейны, море интересов,
Мы носим фирменные папочки
На заседания конгрессов.

И то сказать: попробуй выноси
Царицу разума – идею.
А выносил – и сам не в минусе,
И об общественном радею.

Кто занимается половою,
А кто направлен на мякину, –
И тем, и тем пора в столовую,
И я их тоже не покину.

О сколько нас – горячих, спорящих,
Какой народ сюда набился!..
Кто побывал на этих сборищах,
Поймет, зачем я так напился.


* * *

Слоган на заднем стекле троллейбуса (г. Орел): «Ах, уехал мой троллейбус».

Слабо разбираясь в зоосфере, В жизнь въезжая на манер сверла, Наблюдал я за вороной в сквере, В самом центре города Орла. Шел концерт, таинственный, как ребус, – Вечный гул у вечного огня. Мимо сквера проезжал троллейбус, Неприличной надписью маня. И ворона с выраженьем типа «Пацанву дивите новизной» Тоже наблюдала. Пахла липа Не патриотизмом, но весной. Что нам до концерта, обороны, Танка, украшающего сквер? Тут я пригляделся. У вороны И окрас был странный, и размер. Может быть, когда во время оно Здесь не липа пахла, а металл, На поживу вовсе не ворона – Настоящий ворон прилетал. Он с поживой, хорошо, а я с чем? Почему вело? Куда везло? Он остался тем же, настоящим, Так же смотрит – коротко и зло. Я согласен: каждому – по вере, Выбирай – ату или алле. Что мне до концерта в этом сквере, Если вижу ворона в О(о)рле? Бологое Отпоите меня молоком, Я вчера побывал в Бологом. Я догадывался о многом, Но и думать не мог о таком. Пирожки обещают гастрит, – Проезжающий плоско острит, И на плоскости этой – прямая Пролегает Дзержинская стрит. Бологое, Виктория, Чад. Не пускайте на улицу чад. Здесь едва ли увидим жирафа, Но бетонные сваи торчат. Хочешь – не выходи из сети, Со случайным соседом шути; Переход, точно серая радуга, Перекинулся через пути. Хочешь – пей, хочешь – в карты играй Или просто под нос повторяй: Отойдите от края платформы, Не заглядывайте за край. Хочешь лаврами череп увить, Слюдяные фантазмы ловить? Где тут встретились Вронский и Анна? Если хочешь увидеть – увидь. Вот вам озеро, облако, рай, Обветшалая башня, сарай. Отойдите от края платформы, Не заглядывайте за край. Вот часовня и озеро, вот Алым парусом убранный бот, Рядом надпись на мусорке: «Мир[2]вам», – И никто никуда не плывет. И пустая озерная ширь Не шутя предлагает: позырь. Это просто другая вселенная Раздувает свой рыбий пузырь. Архангельская слобода Кто французских духов не выносит, Кто опутан, как цепью Кощей, – Отследи, как на отмель выносит Задохнувшихся в Волге лещей; Кто божится от каждого чиха, Замирает от песни сквозной, – Не тебя сторожит лешачиха Под чешуйчатой рыжей сосной? Вот столица поволжского кича, Деревянная жесть, лабуда, Указатели, стрелками тыча, Слобода, – говорят, – слобода. Слышишь, древность, а кой тебе годик? Скалит зубы пустой частокол, И далекий скользит теплоходик, И петух распрягает глагол. И такой тут простор раздается, И такой, извините, покой, И все утро чарльстон раздается Над великою русской рекой. * * * Я стал контактней и подвижней, Моё сознание расширено. Я посещаю город Нижний И изучаю дом Каширина. И мы экскурсоводу верим, – За это, собственно, и платим мы, – Едва протискиваясь в терем И нагибаясь под полатями. Я продвигаюсь по хоромам, То брошу взгляд, то подниму. Жилось ли вшестнадцатером им, Гнилось ли им по одному? Так жить, крутясь проклятым роем, Производить осиный гуд, – Пока работаем и роем, Часы, как каторжник, бегут. И я работал вместе с ними, Плясал в угаре, ржал в дыму, Терял сознание и имя И умирал по одному. И всё – от сундуков и лавок, И крест, и сани, и сарай – Навек воспитывало навык: Родись, работай, умирай.

[1]

Автор знает, что в Амуре не водится омуль, но случайно услышанную на набережной Амура реплику передает точно. Почти…

[2]

Написано было другое слово, впрочем, совпадающее с этим по количеству букв.