Поэтическая жизнь русского зарубежья

Автор публикации
Анастасия Винокурова ( Германия )
№ 2 (46)/ 2024

Мониторинг поэтических новинок

Алексей Александров НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ РЕКИ.  – М. Стеклограф, 2024.

«Алексей Александров родился в 1968 году в городе Александров Владимирской области. Живет в Саратове. Благополучно совмещая физику с лирикой, работает инженером и по совместительству редактором отдела поэзии в журнале «Волга». Это пятая книга поэта» (из аннотации).

 

Андрей Баранов. МЕЖДУ ПРОШЛЫМ. – М. Синяя гора, 2024.

«Беда не в том, что всё закончилось, но в том, что всё закончилось как-то несколько раз. И всякий раз заканчивалось не лучшим образом. Разумеется, могло быть хуже. В тысячу раз хуже быть могло. Но жизнь-то наша не бесконечна. И сохранялок, как в компьютерной игрушке, нету. Хочется ж, чтоб хорошо и навсегда уже стало…

То ли за счёт любопытства, внушаемого практически каждым отдельным стихотворением, то ли за счёт нетривиальной компоновки, но структура книги начинает ощущаться на уровне почти физическом не как дурная бесконечность, не как спираль, а как сжимаемая пружина. Или наоборот по направлению, но сходно по энергии: раскручиваемая праща.» (А. Пермяков).

 

Алина Витухновская. ДЕТСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ.  – М. Перископ. Волга, 2024.

 «Юбилейное переиздание второй книги Алины Витухновской включает лучшие из ее ранних стихотворений, среди которых такие шедевры, как «Рыбий Яр», «Тоталолитаризм», «Доктор Уйбивал», «Загадка», «Звери на фабрике грез», «Клоун», «Выяснение ненависти», «Аттракцион», «Сова». Книга рисует мир, в котором детские черты превзойдены только образностью поэтического изложения. Стихи отличаются уникальной интонацией, афористичностью и большим количеством неологизмов» (из аннотации).

 

Анна Германова. ОСОБЕННОСТИ ПОЧЕРКА. – Киев: Друкарський двір Олега Федорова, 2024.

«В эту книгу вошли стихи, написанные Анной Германовой до 2022 года, а также стихи, написанные во время захватнической войны России против Украины» (из аннотации).

 

Дмитрий Зиновьев. БОЗОН ХИГГСА. – М. Синяя гораб 2024.

«Бытие незаметного, на первый взгляд, самого обычного человека, который владеет «необъяснимыми тайнами частной жизни земной», – сквозная тема книги Дмитрия Зиновьева. Лирический герой Зиновьева признаётся, что живёт как все: слышит споры за стеной в коммуналке, ходит на работу по набережной Фонтанки, едет в электричке на дачу. Его трудно различить в толпе петербуржцев и блуждающих туристов, но, если он открывается, вы начинаете замечать, что его мыслями, наблюдениями и переживаниями, как бозонами Хиггса, заполнено всё окружающее пространство» (А. Переверзин).

 

Бахыт Кенжеев. В ДУНОВЕНИИ ЧУМЫ. – Киев: Друкарський двір Олега Федорова, 2024.

«В книгу стихов Бахыта Кенжеева вошли произведения, написанные в 2018–2021 годах. Для самого широкого круга наиболее рафинированных ценителей поэзии» (из аннотации).

 

Вячеслав Киктенко. ПРОХИХИКАЛИ КОСМОС. – М. Стеклограф, 2024.

«Вячеслав Киктенко жил необычным поэтом и человеком, который очень много сделал для молодых авторов, чьи имена звучат сейчас громко в современном литературном процессе.

Название книги предложила я сама, когда мы с ним пили настойку у него дома в Измайлово. Он сперва возразил: "Я слишком академичен для такого названия!", но уже через минуту безнадёжно махнул рукой: А хрен с тобой, называй как хочешь, только чтоб не бутылку на обложке намалякала!" (…) Он рассказывал, как дружил с шестидесятниками, как лазил на балконы любимых женщин, как влюбился однажды в московские бульвары, и решил остаться тут навсегда. (...) ...у меня записан на видном месте несложный номер его домофона. Зачем теперь. Прохихикали космос.» (Д. Курская).

 

Игорь Куницын. РЫБА-СОН.  – М. Стеклограф, 2024.

«Это не просто отличные стихи, это двухмерный заныр в самые глубины сна, который вот-вот станет явью» (Д. Курская).

 

Михаил Матушевский. ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ, ОТЛОЖЕННЫЙ НА ЗАВТРА. – Израиль: Книга Сефер, 2024.

В новую книгу «Вчерашний день, отложенный на завтра» вошли стихи, написанные в 2020-2023г., во времена Ковида, войны в Украине, в Израиле, разрывающие «связь времён» и утверждающие непрерывность времени.

«Поэтика Михаила Матушевского использует все возможности классической просодии, его стихи чувственны и самобытны, в них почти нет авангардистских приёмов, зато явственны лаконизм и врождённое чувство формы, а любовь к деталям исчезающего мира философична сама по себе и заразительна» (А. Самарцев).

 

Григорий Окледский. ОПУСТЕЛА ЗЕМЛЯ. – Киев: Друкарський двір Олега Федорова, 2024.

«Новая, четвертая книга стихов известного поэта Григория Оклендского, живущего в Новой Зеландии, готова к встрече с читателями. Сам факт, что книга выходит в свет в столице Украины в тяжелые дни кровопролитной войны с агрессором очень значима для автора.

В этот сборник вошли преимущественно избранные тексты гражданского звучания и, в первую очередь, самые лучшие стихи автора, написанные с февраля 2022 года.

Как хрупкий мостик надежды на мирное будущее, веры в победу Добра и Разума, автор включил в сборник любовную лирику, собранную в заключительном разделе» (из аннотации).

 

Алекcандр Ратнер. МНЕ ПОВЕЗЛО РОДИТЬCЯ В УКРАИНЕ. – Израиль: Книга Сефер, 2024.

«В эту книгу включены все стихи, написанные Александром Ратнером в 2022 и 2023 годах, а также в начале 2024 года. Автор не делал исключения для более слабых стихов, потому что хотел показать всё, чем жил эти годы. По сути, это его военный дневник» (из аннотации).

 

Наталья Резник. МЫ ИЗ НИОТКУДА.  – Израиль: Книга Сефер, 2024.

«Есть книги, редактура которых – довольно большой и кропотливый труд. Ну, то есть, это всегда труд, но иногда, кроме труда испытываешь еще чистую радость.

Вот эта радость от талантливых искрометных стихотворений и афоризмов – шла бонусом к работе с книгой стихов@Natalya Reznik Натальи Резник. Книга стихов – это всегда история автора. Она разворачивается, в ней куча других героев, и важно понять, где там начало, кульминация, как её завершить в рамках книжки... В этой книге мы завершили ее афоризмами – сбрызнули, так сказать все это юмором к финалу. В общем, по-моему, получилось здорово, Му-му не утонула, а доплыла!» (А. Борисова-Лисецкая).

 

Иван Родионов. ЧЕРНОСЛОВ. – М. Перископ. Волга, 2024.

«Нет, это не желание через ипостась критика пролезть в поэты. Напротив, попытка тему достойно закрыть. Стихи начал писать лет с пятнадцати, последнее стихотворение написал больше пяти лет назад. В сборнике – избранное за больше чем за пятнадцать лет.

Почему перестал писать стихи? Во-первых, не тяну: критика отнимает много сил и времени. А во-вторых, если честно, начал биться в потолок. Понял, что повторяюсь, что нового мне сказать нечего. Понял, что великий поэт из меня не выйдет. В общем, решился на то, чтоб с этим делом окончательно завязать. Вроде получилось – держусь больше пяти лет. Хотя когда-то казалось, что именно стихи – смысл моей жизни.

Сборник строго 18+. Родионов-поэт очень непохож на Родионова-критика – тексты в книге зачастую мрачные, неприятно-некрасивые. Такая Тень, что ли. Или как это называется.» (И. Родионов).

 

Борис Херсонский. МАШИНА ВРЕМЕНИ. ВТОРАЯ КНИГА СКОРБНЫХ ЭЛЕГИЙ. – Израиль: Книга Сефер, 2024.

«Это второй том "скорбных элегий". Они уже некоторое время превратились в дневниковые записи, в которых реалии (или все же регалии - вечно я все путаю) времен Овидия, от имени которого ведется стихотворное повествование, причудливо переплетаются с событиями иных времен, в том числе и нашего ужасного времени. Поскольку в сети появляются неизбежные замечания по поводу влияний Бродского (О Пушкине и Мандельштаме, как правили забывают) напоминаю, что обе книги посвящены памяти Иосифа Бродского и тексты элегий предваряют стихи, посвященные ему» (Б. Херсонский).

 

Клементина Ширшова. СТРАШНЫЙ ЧЕЛОВЕК. – М. Синяя гора, 2024.

«Человека можно полюбить в том числе за его несовершенства, то же самое и со стихотворением. Но стихи при этом обязательно должны хорошо «уживаться» со своими шероховатостями, полностью принимая их. Говоря: «Да, мы такие. Мы – живые».

Изучение своей теневой стороны, а вместе с ней и теневой стороны жизни крайне важно, потому что без этого мы не сможем понять, кто мы есть на самом деле, а все наши мысли и поступки будут искажены кривым зеркалом наивных заблуждений. Стоит только сказать себе: «Сейчас я хочу сделать плохо», «я пытаюсь разрушить», «я никого не спасаю, а хочу победить», как это желание начнёт исчезать, словно симпатические чернила при солнечном свете.» (К. Ширшова).

 

Марина Эскина. ДЛИННЫЕ СУМЕРКИ. – Израиль: Книга Сефер, 2024.

«...иногда, очень-очень редко, автору-составителю удаётся чудо. Как это получается, не знаю. В таких случаях читателю кажется, что стихи не просто естественно следуют друг за другом, составляя разделы, но что и разделы составляют единое целое. Получается нечто аналогичное симфонии в музыке. Есть отдельные части, но ни одна из них не звучит сама по себе так же сильно, как целое, которое они составляют. Стихи не только не мешают друг другу, но – помогают, перекликаются, дополняют друг друга. И это чудо – книга. Книга стихов.

Вот Марине Эскиной как раз такое чудо и удалось. Большинство стихотворений, составивших «Длинные сумерки» я читал раньше, в журналах или в «Фейсбуке», некоторые слышал в авторском чтении, но в книге они зазвучали по-новому – и сильней. (..) Автор не боится ни злободневности, ни явных прозаизмов, ни сложных, не сразу понятных литературных ассоциаций. Стыд за бывшую родину, превратившуюся в страну, несущую зло, боль и смерть, не покидает поэтессу, то и дело закрывает собой прекрасную Италию, где оказывается Марина (позволю себе отодвинуть игры с «лирической героиней»), или вполне устроенную, выстраданную годами адаптации американскую жизнь. «Война сжигает сердце» – написано в стихотворении о бабочках, стрекозах и божьей коровке, и получается так, что это звучит не патетически, не торжественно, без натуги. Звучит так, что веришь» (Л. Эпштейн).