Парадоксально звучит, но поэт Демьян Фаншель – старомоден. Авангардистские приёмы поэтического высказывания уже, кажется, превратились в привычно рутинные. Да как бы не так. Фаншель умудряется повторять эти зады авангарда с удивительной свежестью мировосприятия! Недаром же, пересчитывая языки, которыми владеет, поэт восклицает: «Русский не считается. Я на нём дышу…» И наслаждается звуковой игрой, превращаясь во взрослого ребёнка, дорвавшегося до весёлых затей, выстреливает метафорами, как мальчишка из водяного пистолета. Радуйся и резвись, читатель, вместе с автором. Но отчего чувство тревоги, отчего царапающая боль и беспокойная мысль проникают в наше сознание? Думается, от того, что Демьян Фаншель постоянно слышит этот гул времени, наполненный тоской и болью.
Д. Ч.
НОСТАЛЬГИЯ И немедленно выпил. Вен. Ерофеев. «Москва-Петушки» Тоска. Мученье. Тяжкий крест. Беда. Течёт беседа вяло. Как Вий оглянешься окрест. Припоминаешь, как бывало: Сперва стоят как истуканы (О, только б хорошо пошло…), Но вот – воздымутся стаканы И звякнут, звякнут тяжело! Когда сосанья коньяка Постыла хитрая сноровка, – Граненые блеснут бока – Дзынь! – В настроенье рокировка. Не зря чурается рука Бокалов, рюмок узких шеек. Дно видишь, солнце сквозь стакан. И гравировку: «5 копеек». 1995 ГАДАНЬЕ Кёльн, готика. Олени, нарты. Что было. Что сейчас. Что ждёт… Так погадать? Раскинем карты: Европы, Азии. Ещё. У моря будешь ты рождён, У Чёрного, где жили-были. У Белого, где гибли-стыли, Живёшь, судьбою принуждён. И это будет в миттельшпиле. Ты всё узнаешь, всё подряд: Житьё забытое младенца, И скучный мат, и женский взгляд, И бегство, и любезность немцев. Очнись Европы посреди: Значок колючий октябрёнка И знак гвардейский на груди. Сползает мокрая пелёнка. Во лбу кокарда, герб имперский. Ремень, свинцом залита пряжка. Халат врачебный на тельняшке И алый галстук пионерский. И будет не определить Ни смысл, ни логику событий. Всё тянешь, – тянется не нить – Какие-то обрывки нити; Дела, какие-то дела, Что непредвиденно застыли – Подобьем жидкого стекла В аморфном, коматозном штиле. Двина Архангельск рассечёт, С весла холодной каплей брызнет. И Кёльн стоит. И Рейн течёт. И книжек всех – наперечёт. И длится сон о моей жизни. 1995 ПЕЙЗАЖ Вниз, в долину, в миры цвета хаки Осторожно спускаются яки. И в тумане не видно совсем, Как за стадом старик поспевает, Как копытца своё выбивают: «Дао-дзэн, Дао-дзэн, Дао-дзэн». 1996 ДОМОЙ Замкнутым кругом пошла голова. Круглые даты Олово солнца листает едва. Что ожидал ты? Вот и родители снова детьми Стали – твоими. Что твоего ещё между людьми? Прежнее имя? Аэропорт да буфет, да вокзал – Вечные блажи. Ты отмочил. Залучил. Доказал – Смену пейзажей. Немы, качаясь, плывут за окном Те же леса. С той же дремотой, качанием, сном – Только ты сам – Едешь. Автобус – неведомо чей. Чей и куда. Плечи попутчиков. Тряска плечей. (Где и когда?) Лиц их не видно. Дрожанье плечей – Мельче, чем плач. Птиц трепетанье. Бренчанье ключей. Сумерки дач. Плюс – над асфальтом, размытым слегка, Скошенным взглядом – Образ летящего двойника, Сидящего рядом. 1997 ПАМЯТИ¹ ФРЕЙДА Чуждый чарам чёрный чёлн… К. Бальмонт. «Чёлн томленья» В рюмке – из варенья вишня. Наливай полночный ром... Медленно, со дна, неслышно Вместо сна всплывает – сом. Ходит тёмной донной рыбой. (Не спеши, не пей до дна). И доходит – волос дыбом!: Их там много. Не одна. Тёмен сом. Невероятно Близок. Не даётся в руки. Медленно, но непонятно Говорит на ультразвуке. Что – неясно. Вспомни, cito!² Это, вроде, помнит кожа. Этот твой язык забытый Надо вспомнить. Но не можешь. Перед тёмным сомьим ликом Должен вспомнить. Но не можешь. Ртом немым, беззвучным криком Бесполезно звать на помощь. И – толпой медузьи бельма. Ближе, ближе рыбий зрак… Лишь огни святого Эльма – Сквозь туман и сон, и мрак. Что – неявно там, сквозь вату, – Чёрным контуром нечётким? Тускло светятся на вантах Электрические чётки… Всё отчётливей явленье, Всё понятнее огни. Потерявший управленье, Тут он – руку протяни. Ухватись… На борт помалу. Всё на месте? Кнехт надраен? Встань спокойно за штурвалом. Не спеши. Здесь ты хозяин. И над зыбью – к дому, к молу, К воле, к тверди, в порт, в покой. Пусть дрожащим, мокрым, голым, Но на палубе сухой. Не до жиру, не до счастья, Но спокоен и спасён… Полным ходом, над напастью – Чуждый Чарам Чёрный Чёлн. 1992 ____________________________________________ ¹ В буквальном и переносном, и прочих смыслах ² cito! (лат.) – быстро МОЛЯЩИЙСЯ Твой Бог состоит из букв. Звуков и знаков сплава. Блаженного взрыва глухого меж верхней и нижней губой. Невыразимой всуе Слова слепящей славы. Бездны, глотающей глыбы. Бешеной силы слепой. Твой прок состоит из рая. Утерянного Израиля. Нездешнего Ерусалима, обещанного никем. Там родина наша вторая – нигде, на заветном файле – Купиною неопалимой, тяжёлой водою в реке… Твой Босх состоит из ада: шипящих, дурашливых гадов. Кренящихся ориентиров – чаш страшных, скрипящих весов. Наивного неба-детсада, из верб вертограда, из сада. Да воющих ветров эфира – досады ручного Руссо. Твой слог означает: «Logos!», «Бог». Голос звучит твой глухо. В ладонях, составленных плугом, В щели меж пальцев больших: «Во имя Отца и Сына, во имя Святаго Духа…» (Ужели и «Матери, Дщери»? И, может: «Во имя Души?..») Твой Бог состоит из слога, зеркального краткому вздоху… Что, в ужас пришедши, бездумно ты называешь своим, Со всхлипом ты мечешь, со смехом, – то собиралось по крохам… Но – поздно. Относится эхом. И множится: «Элохим!..» Сквозь Троицы координаты – трёхмерный, трёхликий, понятный – (Все эти тихие трансы, раденья, запекшийся рот – Зачем? Песнопения наши – порывисто, дико, невнятно?) – Он слышит Моленье о Чаше, но только – наоборот. В собраниях сводчатых, гулких, в закраинах, круглые сутки К прямому эфиру готовых, с печальной акустикой мест, Свечой освещаемый скудной, ты, в здравии полном, рассудке, Всерьёз, как суфлёр из будки, шепчешь наверх – Его Текст. Сеть слов – но не для человеков; ловец не людей – бери выше!.. Что ты плетёшь там с надеждой, мукою на лице?.. А он ничего не слышит. А он берёт выше. Всё выше! На очень высокой ноте. Вот-вот перейдёт в фальцет. 1999 ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ Таракан ползёт – классически – в стакан. Тень Лебядкина зависла над общагой. Неестественным (чем кончится строка?) Странным образом марается бумага. Как хотел – не по клише, но по душе ль, Под финал доставши контрамарку, Рисковать быть спущенным взашей По ступеням лестницы Ламарка? По ступенькам, по углам, в чужих местах. Тридцать семь. Стреляться неохота. Таракан в гостях и я в гостях, Кто ему – облава и охота. Чёрт-те что и вправду, сей же час Разберёмся с этим без прелюдий. Слишком поздно и не в добрый час Ты, старик, отправился в полюдье. Тут себя, старик, совсем не зря Чувствуешь немного идиотом. Персонажем, правду говоря, Не литературы – анекдота. Может, как подростки, дихлофос И себе плеснуть – чего уж, чтобы Завершить весь ряд метаморфоз Кафкианской, предпоследней пробы?.. Ни к чему химические средства. Наши здесь пересеклись пути. Я один. Всё тонет в мухоедстве. И стола уже не перейти. 1993 * * * Сон – это слон, Только с ножками цапли. С тем и надломлен он Первой же каплей. Где-то там бродит, Плывёт как налим В памяти – вроде Картинок Дали. Дождь на всём свете. Смурной выйдешь, сонный. Спичкой осветит Кусочек ладонный. Здесь и дыши Никотином, озоном. Нет ни души. И гулять нет резона. Слышишь, за городом, Глухо донельзя, – Там электричка Бьётся об рельсы. Темень и дождь. Сигарета намокла. Лёгкая дрожь. Только мокрые стёкла Дрожи вторят – Барабан да сурдинка, Врозь и подряд. Но – сухие ботинки… Что от добра ещё Ищется снова? Слова какого, Зачем тебе слово? Звуки и запахи Чувствуешь остро. Время ли, место ль Рефлексии? Просто Лихо накличется – В самую пору де. Дождь в чужом городе. Ночь в чужом городе. 1993 ПРИВОЙ Я всеми мыслями – на Запад. Я всей душою – на Восток. Мне сей отчизны сладок запах. Я – грубо срезанный росток. Раздвоен. Помню свой шесток. Я славно зажил, лучше вдвое. Я отдан был ножу кривому. Я – саженец, я – по живому. Я беженец. Я на подвое. Я вою. 1993 * * * Рассудку, смыслу вопреки, На что-то всё ещё надеясь, Сомкнув ряды, примкнув штыки, Когда «свиньёю» прёт что невесть – Забывшись, закатив белки: Кричащий плебс, мычащий демос, – Читай. Лелей. Пиши. Реки. Знай: «Ubi lingua – ibi Deus»¹. Оно не каждому дано: По нёбу языком, по небу Определять на вкус вино, Слова на вкус. Не сеять хлеба. Не сеять. Лыка не вязать. Почто латиницею, нерусь, Грешу. Пишу. Как знать, как знать: Быть может, всё же: «ibi Deus»?. Всё зыбко. Гелиос в огне. Тектоникою дыбит Геос. Опоры нет нигде вовне. Лишь: «Ubi lingua – ibi Deus». Что там во сне? – Квадрат. В окне – Сон. Чёрный ужас. Фобос. Деймос.² Ночь подсознания во мне. И лишь лампадкой: «...ibi Deus». Что у Иова-то отнять? Всё потерял – и водкой греюсь. И Слово велено понять. И передать. И – ibi Deus! 1993 ___________________________ ¹ Ubi lingua – ibi Deus (лат.) – Где язык - там Бог. (пословица собственного изготовления) ² Фобос (греч.) – Страх. Деймос (греч.) – Ужас. В астрономии – названия двух спутников Марса. АНКЕТНЫЙ ВОПРОС Жилось ли, училось – а одна строка. Так уж получилось – знать три языка. Всё как полагается, читаю и пишу. (Русский не считается. Я на нём дышу). 1995 РАЗМЫШЛЕНИЯ ЕВРЕЯ В НЕМЕЦКОЙ ПИВНОЙ Credo quia absurdum¹. Тертуллиан Вот город, когда-то – колония Рима². Вот кто-то, зачем-то, по имени Дима. Порой сам себе удивляешься: «Ты ли?» Ну что ж, эко диво. Здесь многие были. Два шпиля собора торчат терпеливо. Victoria? Или заказ на два пива? Пользительно спрыснуть вчерашние скорби: Для Urbi одно, а второе – для Orbi! Собор называется попросту Дом. Да город при нём. Да я живу в нём. Зачем я живу (в смысле – здесь ) непонятно Ни мне, ни соседям. Не правда ль, занятно? Я пью то же пиво, что пили когда-то Друзья-студиозы Фомы Аквината. Поскольку оно здесь вовек не прокиснет, «Два светлого!» – живо и ныне и присно. Чем хуже, позвольте узнать это, мы Отчаянно верящего Фомы? Вот – свежее, пенное… Сколько же дат Новых, с тех пор, как два года назад… Что там сейчас? Русский путч разливной? Положим, здесь тоже, вот в этой пивной. Не тот, чтобы дуром переть, озверев; Так, путч – в животе, в мочевом пузыре… Пожалста, – сосуд мне наполнить до края. Я здесь, в уголке мочегонного рая Не верю (какой умилительный тост!) Ни в зубы дракона, ни в хвост – Холокост. Я верю в погрома зажившие раны (Да, знаю, читал, кто такие мараны). Я верю, что беглые – все диссиденты. Тьмы истин моменту. В успех импотента. Я верую в город. В собор нерушимый. Я верую в голос народа фальшивый. Что толку мне здраво судить это. Мерить? Проверить нетрудно. А ну, как – поверить. Пускай безнадежно, неумно, подсудно, Я верую, верую, ибо – абсурдно. 1994 ¹ Credo quia absurdum (лат.) – Верую, ибо абсурдно. ² Colonia Agrippina – ныне Кёльн.