Поэзия диаспоры

Автор публикации
Феликс Чечик ( Израиль )
№ 3 (15)/ 2016

Стихи

Феликс Чечик – мастер лаконического стихотворного высказывания. Но мастерство – дело наживное, были бы способности. А его поэтические миниатюры – полны такой глубокой содержательности, парадоксальности художественно-философской мысли, нестандартной образности, что под силу автору явно одарённому от природы, одарённому щедро, с размахом. Но эта подборка – лишнее свидетельство того, что поэтическая миниатюра – не единственный способ его стихотворного высказывания. Чечику дано и долгое дыхание, что разнообразит его творческую палитру.

Д. Ч.

 

На чистую воду

 

1.

На чистую воду

я вывел себя:

меняю свободу

на плен октября.

 

Меняю, не глядя,

остатки свобод

на зеркало глади

темнеющих вод.

 

2.

Совсем чуть-чуть, едва-едва,

покуда город спал,

покрылась ржавчиной листва,

как в голосе металл.

 

А до рассвета полчаса,

и шансов никаких.

Ржавеющие голоса

осенних птиц моих.

3.

на чистую вы

вели воду тебя

ты ниже травы

посреди октября

 

и нет ничего

и вокруг ни души

лишь тёмные во

ды октябрьской тиши

 

4.

сколько воды утекло

не обмелела река

но отражает назло

времени облака

с памятью накоротке

что пересохнет вот-вот

а по реке по реке

облако тихо плывёт

 

 

* * *

 

летите и не обессудьте

что покидая майский сад

вы не дошли до самой сути

и возвращаетесь назад

 

летите времени на донце

забудьте о цветенье роз

чтоб жизнь дарующее солнце

не стало гибелью всерьёз

 

летите отложив на чёрный

и приближающийся день

и полуобморочно пчёлы

летят в спасительную тень

 

 

* * *

 

С появлением на

белый свет – не спеши

говорить, что тесна

оболочка души.

 

Пусть растёт в тишине,

словно небытиё,

углубляясь, а не

за пределы её.

 

 

* * *

 

По виду – сирень,

но едва ли она.

Смотрю целый день

на неё из окна, –

 

как сходит на нет

и клубится, как дым.

Сиреневый цвет

за окном не моим.

 

 

Из детского альбома

 

1.

На берёзе туда,

на берёзе обратно.

Ближе стала звезда, –

ближе младшего брата.

Плачет издалека

младший брат космонавта.

И плевать, что рука

будет в гипсе на завтра.

 

2.

Наплевав на урок и отметки,

резче ветра и хлеще дождя,

возвращается из кругосветки,

даже из дому не выходя.

Возвращается, чтобы в который

раз опять умирать от тоски,

и смотреть из окна на заторы

ледяные, и плыть у доски.

 

 

* * *

 

забудь о том что время истекло

и с болью зарифмована неволя

спаси пчелу что бьётся о стекло

лети домой из плена застеколья

 

забудь о том что будет впереди

и не держи на прошлое обиду

и дальнозорко за пчелой следи

пока она не скроется из виду

 

 

* * *

 

клавдия ивановна

марк наумович

лидия андреевна

леонид осипович

для человека

которому под 50 и за

и без фамилий ясно

о ком идёт речь

«Синий платочек»

«Тёмная ночь» «Валенки»

«Одессит-Мишка»

мои инициалы фм

мало кому что-либо говорят

и вряд ли уже скажут

дело не в них

а в отчестве

точнее сказать в отце

михаил миша мишка

отец родом из крохотного

белорусского города

житковичи что на гомельщине

это он сейчас «город»

с населением 16 тыс. человек

а до войны житковичи

были местечком

в котором проживало

чуть более 4 тыс.

отец из поколения

«дети войны»

родился то ли в 32

то ли в 33 году

он сам толком не знал

а метрика конечно не сохранилась

эвакуация детдом в горьком

нижнем новгороде

его отец мой дед

с первых дней войны на фронте

и отсюда все вытекающие

прелести безотцовщины

об этом много написано и снято

я вряд ли к этому могу

что-либо добавить

после войны ремеслуха

ремесленное училище

токарь на заводе

чуть позже сдав на права

водитель автобуса

ничего необычного

биография самая обыкновенная

если не считать

что его отец вернулся с войны

чем не могли похвастать

многие его ровесники

но речь не об этом

речь о песне утёсова

отец никогда не был в одессе

но всякий раз когда

что-либо случалось

в независимости от того

хорошее или плохое

трезвый или приняв

после работы на грудь

он напевал «Одессита-Мишку»

отца нет в живых

уже без малого 36 лет

но не далее как вчера

мы с отцом рыбачили

в широком лимане

а потом счастливые

хоть и ничего не поймавшие

под зелёными каштанами

предварительно сдув пену

пили холодное «жигулёвское»

ведь красавица одесса

не пустой для наших сердец звук

 

 

* * *

 

Я полмесяца – каждое утро, –

лишь проснувшись – впадал в забытьё:

зацвела не сирень, но как будто, –

то, что я принимал за неё.

 

Просыпался, вдыхая до дрожи

этот запах сиреневый, да?

Отцвела, – не сирень, но похоже,

и похоже – уже навсегда.

 

 

Александр Токарев. «Тема и вариации, № 31» (из серии «Человек-Оркестр»).

200x200. Холст, масло. 1989 год.