Поэзия диаспоры

Автор публикации
Саша Немировский ( США )
№ 3 (19)/ 2017

Стихи

Саша Немировский называет джаз-поэзией тот непрерывный поток сознания, в котором воплощены его воспоминания о различных эпизодах жизни, выстраивающих картину этой жизни. Так проявляется его творческий стиль, характер его личности. Следить за подобным движением мысли интересно, потому что движение это затягивает тебя в воронку убегающего эмоционального потока. Такой вот джаз.

 

Д. Ч.

 

Сентябрь в Палмеле

 

Сентябрь в Палмеле.

Стены замка над облаками тумана парят

Отдельно от его основы – крутой горы.

Руки хватаются за объектив.

Глаза, ища ракурс,

На самом деле,

Находят аперитив

Из мускателя,

Что обжигает ряд

Мыслей о делах, оставленных до поры,

И далёких, как парус,

Чиркающий волну залива, на пределе

Доступном взору.

 

Голоса детворы,

Оживляющие тысячелетние камни,

Ржание лошади,

Туристского фаэтона, бредущего в гору,

Отдают эхом в кельях бывшего монастыря.

Я чувствую себя в панораме

Времён, как их хранитель, говоря,

Строго, не потому что я помню прошлое,

А потому что я и есть прошлое, 

Застрявшее в настоящем,

С надеждою, что не зря.

 

Переживая о преходящем,

Не пропустить мимо стильно укороченный сарафан,

Как велит мода.

Далее босые стройные ножки,

Вниз к шлёпанцам, к воркующим голубям,

Клюющим крошки.

Место встречи – полоса

Пешеходного перехода.

«Да, сеньор», –  миндальные говорят глаза –

«Никогда не бросайте монетку в сухой фонтан».

 

Приветствие умерло, не начавшись. Я опускаю руку.

Чем-то западные побережья континентов похожи.

Жара спадает. Я прикуриваю трубку.

Ветер листает кожу.

 

 

Монтерей

 

А помнишь, тогда, в Монтерее,

На улице консервных фабрик,

В ресторанчике, имя которого я не запомнил,

Ты у барной стойки пила сангрию?

Неторопливого лета фабула

Раскручивалась сама и без предисловий.

А вечер отдавал вкусом рыбы на гриле?

 

Никуда не плыл привязанный накрепко рыбацкий сейнер.

К причалу, что скрипел костями,

Как будто в бурю,

Когда по нему носились дети, передвигались семьи.

Пахло водорослями.

Мы обнимались и глядели на даль лазури.

 

От ресторанчика тянуло другой эпохой.

Ветрами. Джазом.

Когда пианино в углу ещё играло.

На прокуренных стенах едва держались

Чёрно-белые фотки.

И мы пропустили, как вздрогнуло время и постояло.

А потом был закат.

Только мы не досмотрели,

Как солнце пыталось придать размер океану.

Мы застряли в трафике на фривее.

Ты сомкнула глаза

Устало, дыша туманом.

Надвигалась гроза.

Начало недели.

Ах, он был или не был, тот уикенд в Монтерее?

 

 

Джаз в Одессе

 

Я считаю ступени, ведущие к Дюку.

Раз, два, три.

Я делаю вид, что набил себе руку,

Чтобы лихо вести удачную жизнь.

Четыре, пять.

Черноморский бриз

Завернул мои брюки,

Дышит в спину,

Не поверни.

Если придётся сбежать вниз,

То тогда половину

Камней ноги сами смогут узнать.

 

На эти я капал мороженным

За девятнадцать копеек

В первом классе.

Семь, восемь, девять.

А на этих поссорился с другом из-за корма для его канареек.

Что поделать. Мы помирились гораздо позже

В очереди к кинокассе.

Четырнадцать, пятнадцать.

Вот тут я споткнулся, чтобы схватиться за твою руку,

И пальцы,

Вздрогнув, переплелись. С тех пор, запахом твоей кожи

Или звуком

Голоса загорается память.

Шестнадцать, семнадцать, двадцать.

Я не знаю, как я прожил

Через пустоту, когда ты уехала в эмиграцию.

Возможно,

Я поехал за тобой – догнать и оставить.

Я в туристской толпе на пятидесятой ступени.

До верха ещё далеко.

Я грызу семечки из газетного кулёчка,

И тени

Каштанов соответствуют точно

Моему росту.

Легко

И быстро мимо поднимаются не наши дети.

Шестьдесят, семьдесят, девяносто.

К залитой солнцем последней площадке,

Откуда можно заметить

Песчаные

Дюны вдоль фривейной дороги.

Одноэтажный домик.

Сто десятая, сто девяносто вторая.

Все. Мостовая.

Черта.

Пологий

Пляж. И томик

Стихов на языке, что больше не прочитать.

Из другого края.

 

 

День шестой

 

Мне было одиноко, и я создал себе собеседника.

Так нога подбирает опору под шаг, иначе – зачем нога?

Слово, обречённое в форму звука, –

Суть, существующая без посредника,

Разбитая на слога,

Требует наличия слуха.

 

«Здорово!», – сказал я ему тогда.

Но слово ещё не могло ответить,

Бессильно,

Глазами лупало и месило воздух,

Крыльями, как руками, держась за ветер,

Принимало позы

Из одних гласных.

И лишь когда я обрезал ему крылья,

Между нами возникла ясность.

 

 

«Пора», – я подумал, кивнул

И придал слову время,

Чтобы отделить звуки друг от друга, –

А по-другому в них нету прока.

И наш контакт получил глубину

Ещё одного измерения.

 

Он посмотрел на меня без испуга,

И я понял, что ему одиноко.

 

 

Зима в Сан-Франциско

 

                  …в притонах Сан-Франциско лиловый негр…

                                                         А. Вертинский. 1916.

 

Притоны кончились.

Порт переехал в Окленд.

Квартиру снять –

Не думай, в одиночку

Не подступиться.

Дождь по закрытым окнам,

Стенам, тротуарам струится

В водосток

Под надписью «Течёт в залив. Отходы не сливать!»

Бомж,

Скорчившись,

Везёт тележку: спальник, ну и прочее,

Что так необходимо для свободы,

Листок –

Дощечка «подайте ветерану».

И подают. Доходы

Не велики. Но на марихуану

Насобирать

За день – так это точно.

 

Ботинки горные,

Топорщится «гортексом» куртка-свитер.

Надежда к ночи забрести в приют.

Под капюшоном видно, что небритый,

Что кожа чёрная.

Плывут

Авто неторопливой улицей в сорочке

Из разноцветных домиков. Моторека,

Где светофоры по фарватеру наперебой

Моргают. Мы едем с дочкой

Отыскать щенка,

Чтоб в дом внести любовь.

 

 

Швейцарская открытка

 

Циферблаты озёр,

Как текущее время Дали.

Секундная стрелка соборного шпиля под вечностью гор.

Корабли.

Их снастей перебор

У причала

Переходит в тумана простор,

Разрезаемый замком, где плечами

Две башни

И над левой в дали -

«Маттерхорн»

Сквозь альпийские кряжи.

 

Разговор

На немецком прохожих спотыкается в русский.

Туристы с востока, на швейцарском курорте.

Как будто опять девятнадцатый век.

Только блузка

По моде. Открытые ножки,  и на отвороте

Сапожек чуть стёрто.

Да солнце замедлило бег.

 

Водопады из рек

Сходят в озеро возле отеля.

Здание в стиле прошедшей эпохи.

Бухта. Плёс.

Ледники набегают волной по прозрачной воде.

Силуэт Вильгельма Телля –

Памятник у новостройки.

Белый лебедь скользит и балетною пачкою хвост.

Па-де-де.

 

И конечно симфония просится

В нотную запись. Подыграть этой птице-царевне.

Мелодию снега и тему крыла.

В вышине гнутся горы колосьями.

Дует время сквозь щербатые гребни.

А про всё остальное история соврала.