Лирика Натальи Малининой удивляет, радует, беспокоит, волнует неизменным и властным ощущением аутентичности текста и предпосланной ему жизненной фабулы во всей её сложности и противоречивости. Это не следование исповедальному жанру, это, на самом деле, исповедь, в которой доподлинно запечатлены сомнения автора, его правды и заблуждения, его путь, его вера. Словом, судьба, что само по себе замечательно, ибо поэта без судьбы не бывает.
Олег Горшков
Cancer Стихи – это боль и защита от боли. Варлам Шаламов Андрюше I. Держала за руку: «Не пущу!»; делилась жизнью: «Бери, мне хватит!» Из морозилки живца на щук несла к молчащей его кровати (мол, долго можно ещё ловить огромных рыб; доживи до лета!); и что-то нежное – о любви. В тоске с надеждой ждала рассвета. А он, в котором смещалась мысль, как буруны за рыбацкой лодкой, не мог поймать этих действий смысл в тумане боли, как саван, плотном. ...Ползла нечаянная слеза, метались в горле немые чувства: зачем так долго его терзать – мальком в смертельном оскале щучьем?.. II. Лодка рыбацкая, синий велосипед и мотоцикл советский – этот наземный транспорт – весь – остаётся здесь. Он без нужды тебе – там, где не спросят ни техосмотр, ни паспорт. ...Сколь ни упрямься: «Не надо! Не верю! Нет!»; сколь ни обманывай: «Сон, мол, да бред всего лишь», – камень на сердце, а сердце на дне, на дне. А ты – налегке, совсем налегке – уходишь. ...Ты мне расскажешь, каких ты увидишь рыб, воды какие тебя на волнах качают? ...Освободиться б из лабиринта глыб, что заслонили небо, полное белых чаек! Освободиться б, воли твоей вдохнуть; дальше от боли, грязи, страданий дальше! …Стылый февраль метёт, заметает путь; мне не попасть туда, где ты снова – мальчик. Мне не попасть туда, где ты снова – свет; воздух и Юрьевец; Плёс или даже... Китеж. Мама и небо... Где страшное слово «смерть», словно заляпанный свитер, с себя торопливо скинешь. III. к фото Ещё полгода до февраля. Полгода нам друг у друга быть, и ещё полгода – твой дом – земля; ещё полгода нам до отплытья. Тебе – туда, где не будет зла, болезни, боли, меня – не будет. ...А мне из этого февраля уже не всплыть на поверхность будней. Мне – рыбой в бредне, где света нет, где бьётся в жабрах мой крик молчащий. Рубашка, лодка, велосипед... (Зачем всё это?!); «А был ли мальчик?» – в виски колотит... А был ли? – Был! Ни быль, ни боль – не переиначить! Что жизнь любил, и что был любим, должно хоть что-то для Бога значить?! …Я вижу: как по тропе идёшь, как приминается подорожник... И если смерть твоя – есть не ложь, то, значит, жизнь моя стала ложью. ...И снова брежу всем естеством: мы едем в Юрьевец и – хохочем! Мне говорят: «Отпусти его!» ...А если он – отпускать не хочет? И Ты Мама, бабушка умерла навсегда? Навсегда-навсегда? Даже если громко заплакать? Даже если на улицу – в холода – без пальто, босиком, ну... совсем... без тапок? Даже если дядьБорин вреднючий Пират вдруг сорвётся с цепи и меня укусит – всё равно она не придёт надо мной обмирать, пожалеть, полюбить, пошептать: «Не куксись: всё до свадьбы, увидишь, сто раз заживёт, вот поверь мне – нисколько не будет больно... Слушай сказку, золотко ты моё, про жука с Дюймовочкой... И про троллей... Скоро папа должен прийти, Разберётся, ужо, с дядьБорей. Ишь, наделал Пират историй, покусал ребёнка, помял цветы!» ...................................................................... – Мам, а ты... не умрёшь – навсегда? Я без тебя – спать не буду, играть и кушать... – Никогда не умру... Не верь никому, не слушай. – Мам, и я не умру? – И ты. В СЕНЯХ Там – седоков заждавшись юрких, Припал к стене велосипед; Там – на щеке моей дочурки Варенья вороватый след; Там – переложенных соломой Созревших яблок аромат. В сенях родительского дома – Распахнутое время в сад. ...Дрожит в оконце луч упрямый, И вижу я в дверной просвет – Мелькает между яблонь мама. Которой нет. БОЛЬШЕ НИКОГДА Больше никогда в георгинной роще Нам не перепрятать нехитрых кладов. Больше никогда… Боже, как полощет Мокрое бельё ветер в палисадах… Больше никогда… Как вы там, родные? В доме сиротливо толкутся тени. Скоро будут в нём ночевать чужие. «Больше никогда…» – горько всхлипнут сени. …От постели маминой – тёплый запах; Узнаваем так, словно смерти нету. Больше никогда на нехитрый завтрак Мне с моим братишкой не кликать деда… Больше никогда… Но в кудлатых лапах Прячет сад рубашки под ваши души: Из фланели в клеточку – это папе. Из вельвета синего – для Андрюши. Ну а если яблока наливного Слышен топоток по ребристой крыше – Это сад, как мама, из тьмы былого Угостить любимых возможность ищет. ЛАОКООН, ТЫ НИКОГО НЕ СПАС Timeo Danaos et dona ferentes. Вергилий, «Энеида» Лаокоон[1], ты никого не спас! Ни городу, ни миру – не спаситель. Бессилен разум. Гордой Трое пасть предрешено; круг роковых событий замкнулся в удушающем венце колец змеиных. Ужас на лице, мольба и стоны твоего ребёнка; другого сына обеззвучил яд. Твой обморок. Твой хрип: «Пусть буду я...» (Как блеяние жертвенных ягнят Сквозь морок и пронзительно, и тонко!) ...И снова явь. И яд. Они сильней! В змеиной пасти чья-то злоба пышет! ...Лаокоон, и кто ж тебя услышал? Вот мальчики твои: они... не дышат, Но в каждой Трое – ждут своих коней. ОТДЕЛ ПРОПАЖ Я могла бы найтись, отозваться на имя – ори! Только нет у тебя ощущенья утрат и потерь. А молчанье твоё поселилось внутри. Внутри Клетки моей грудной, словно запертый силой зверь. Я могла бы найтись. Ведь пропажей быть – вовсе не мёд... Помнишь клейкий прополис, который нас всех лечил? Мама поит настойкой, и тает окрестный лёд, Папа держит «погоду в доме» огнём печи. Ты белёсой головкой до слёз мне и дорог, и мил. На колени пристроишь кудряшки, и тянешь: «На-та-а-а-ш…» Я найдусь, мой братёнок... ребёнок... Ты адрес возьми: Вот он: «Детство. Сестрёнка Наташка. Отдел пропаж». ТЕБЕ ХРАНИТЬ МОЙ СМЕХ Тебе хранить мой смех: (устрой мне эту малость!), мой смех остался там, где больше нет меня. Хранить до той поры, пока в одну усталость мы вместе упадём, и нас – соединят. И в комнате одной, в каком-то иномире мы будем хохотать беспечно и светло; тебе хранить мой смех в коробочке зефирной и приходить ко мне за синее стекло. Здесь ауры цветут геранью в цвет индиго, непониманья нет, нет зависти и зла; здесь ты читаешь мне главу из детской книги, а я тебе стихов охапку принесла. Здесь подадут мой смех к жасминовому чаю, вишнёвый поцелуй и… неоплатный счёт. Я помню этот мир и по нему скучаю. Сейчас там сильный дождь, стекающий со щёк. СТРАХ ГЛУБИНЫ Позволь мне на прощанье целовать и греть губами знобкие ладони, смотреть в твои глаза – они бездонны: я в них боюсь надолго заплывать. В них нет материков и островов ни одного надёжного причала... Пока обоих нас не укачала бескрайняя любовь без берегов; Пока шторма обыденных обид наш парус на клочки не истрепали; пока врасплох нас беды не застали, пока предательство под килем не бурлит – прости и постарайся осознать: хроническое счастье невозможно. Я не хочу любовь опошлить ложью и болью неизбежной изнурять. Пусть в Волге распластается закат и быстро вечереют наши лица, и больше никогда не повторится ни берег, ни волна, ни этот взгляд, вся наша нежность – скрытая тоска. ...Ну отними с лица мои ладони! Всмотрись в мои глаза – они бездонны: в них берег не пытайся отыскать. ХРУПКИЙ, КАК ИНЕЙ, РАЙ... Там, где дрожат на волне одной нервы наши и вены, где дирижирует тишиной внутренней, сокровенной осень, которой печален лик; где за полётом – паденье: после мига паренья листья к корням легли... …Там, ощутив по-новому мир, нежим свою усталость: только бы состоялась сага нашей зимы. Только б, в четыре глаза глянув за льдистый край, не уронить ни разу хрупкий, как иней, рай. ВСЁ ДЕЛО В СИРЕНИ А кроме сирени, и нет ничего. Ни слёз, ни смертей – только это мгновенье. И я обживаю, смакую его: Ведь время – ничто во вселенной сирени. ...И нет ничего! Лишь ликующий куст У древней стены, где узорчаты тени. И я умереть навсегда не боюсь: Всё дело в сирени. В цветущей сирени. Случится когда-нибудь май без меня, И я отойду в мир иных измерений. Но сути своей не хочу изменять: Люблю вас, любимые. Правдой сирени.
- Лаокоон – мудрый прорицатель, уничтоженный за свою дальновидность. Пытаясь спасти троянцев, он стучал палкой по бокам дарёного «коня» с воинами внутри, чтобы люди услышали звон оружия. В качестве мести богов два чудовищных змея убивают Лаокоона и его детей. Обманутая Троя пала.