– Я присоединюсь. «Журнал – дело полезное и даже благородное. Во-первых, журналов не так много. А талантов много. И в России, и за её пределами. А главное для автора – это, конечно, печататься. То есть журнал помогает автору самореализоваться», – это слова о журнале «Эмигрантская лира» Евгения Степанова[1], поэта, прозаика и владельца медиа-холдинга. Благородное дело – издавать журнал. Отражать литературные вкусы времени. Вообще – заниматься пропагандой культуры. Что такое, к примеру, поэзия? Не самый, скажем прямо, популярный вид искусства. Однако зачем-то она нужна человечеству, человечество зачем-то накапливает эти файлы и хранит. Возможно, для будущего. Пусть этих файлов станет больше. Тем более что поэзия в «ЭЛ» есть интересная. Желаю успехов редакторам и авторам «Эмигрантской лиры».
Евгения ДОБРОВА,
поэт, прозаик, литературный критик
Десять лет назад, после выхода на «большие экраны» фильма режиссёра Алексея Балабанова «Брат-2» многие молодые люди разговаривали после его просмотра цитатами:
– А в чём сила, брат?
– А вот в чём – в деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше.
– Ну, хорошо, вот много у тебя денег. И чё ты сделаешь?
– Куплю всех.
– И меня?
В принципе, о художественной ценности фильма пусть спорят кинокритики, но «сбацанный на коленке» трэш, ещё надолго останется знаковой картиной в истории российского кинематографа, потому что очень хотелось и хочется верить, что сила в правде.
Так и с поэзией. Иногда трудно понять, как смысл очень простых слов, или совсем непростых, или видоизменённых словесных конструкций в стихотворении, выходит за пределы объективного мира, чтобы показать нам, возможно, совсем непохожую на существующую, реальность. В этом и заключается безграничная сила поэтического слова, в этом его вечная правда.
Поэзия – это жизнь после смерти, где смерть совсем не является финалом. Поэзия – это отношение к человеческому бытию, вопросы о месте, роли и судьбе человека в этом постоянно меняющемся мире. Благодаря острому мировосприятию поэты в состоянии почувствовать и понять этот мир. Но далеко не каждый поэт в состоянии отобразить то, что происходит в его субъективной реальности, далеко не каждый приближается к правде, чтобы наиболее точно и верно раскрыть смысл вопросов, недосягаемых и отдалённых, заставить человеческие души волноваться из-за того, что, кажется, ещё один миг, и все мы познаем истину.
Правда поэзии в слове, музыке и Боге, только представления об этих понятиях у каждого свои. Слово, обретающее власть и силу над человеческим состоянием, может создать ауру моральной и духовной красоты, а может создать оскорбляющую, унижающую, убивающую реальность. Это поэт ищет правду.
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают
– значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда!
В. Маяковский, 1914 г.
Сто лет прошло с тех пор, как были написаны эти строки. Мы храним эти файлы в своей памяти, перечитываем, истолковываем, восторженно делимся пережитым опытом с родителями и детьми, друзьями и коллегами. Мы в поиске. И пока мы ищем, у каждого из нас есть будущее.
[1] «Эмигрантская лира», №°2/2013, стр. 212.