-- В поле зрения «Эмигрантской лиры»

Автор публикации
Александр Карпенко ( Россия )
№ 3 (43)/ 2023

Выйти из сухой воды

О книге Александра Лазарева «Пике»

 

Александр Лазарев. Пике.– М., Издательство «Перо», 2022. – 58 с., ил.

 

Поэт Александр Лазарев полагает, что сегодня мы живём в опасно накренившемся мире, где исподволь и неотступно происходит подмена основных человеческих ценностей и деградация во всех областях жизни. Что-то в экономике, в сфере обслуживания, в культуре организовано таким образом, что первыми востребованы не лучшие человеческие качества. А ведь мы долгожители, нам есть с чем сравнивать, и сравнение оказывается не в пользу современности. Вспоминаются строки Михаила Юрьевича Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье». Александр Лазарев – идеалист. Он остро (может быть, чересчур остро) воспринимает все эти изменения: «Когда всему познаешь цену, / то повредишься головой / и лезешь с лёгкостью на стены, / на лживый мир махнув рукой».

В новой книге поэт сравнивает свою «небритую» жизнь с «бреющим» полётом самолёта. Как человеку выйти из житейского пике? Говорят: он вышел сухим из воды». А как выйти из сухой воды? «Я привыкаю к одиночеству, / а одиночество ко мне, / оно зовёт меня по отчеству / и зазывает в сад камней, / где будто бы свободу полную / и мудрость обрету, ещё – / где никогда не будет больно мне, / прощу и буду сам прощён; / избавлюсь там и от сумятицы / невнятной жизни (шут бы с ней)… / Среди сухой воды приладиться / смогу к триадам из камней».

Александр Лазарев – спортивный врач по профессии, и многие его книги (поэт пишет и прозу) – это истории из врачебной практики и спорта. Но «Пике» стоит в этом ряду особняком. Здесь ничто даже не намекает нам, что автор давал клятву Гиппократа. «Пике» – это исповедь «лишнего» человека. Множество литературоведов защитило диссертации по образам Онегина, Печорина и Базарова в русской литературе 19-го века. Но тема никуда не ушла – она становится даже более актуальной, чем в позапрошлом веке. Почему человек по-прежнему не вписывается в своё время? Или это время делает какой-то неочевидный скачок, за которым человек не поспевает?

Стихи Александра Лазарева исповедальны. «Так устроено сердце моё, / но не я моё сердце устроил», – говорит поэт, цитируя строки Дениса Новикова. «Пике» – книга невесёлая. Но разве бывают весёлые исповеди? «Скоро и на взлёт – / износилось тело, / а душа поёт, / как и прежде пела, / но уже сильней / и проникновенней… / Тяжко с телом ей / управляться бренным», – сетует поэт в стихотворении «Горькое». «Всё рушится вокруг», – вторит он своим мыслям в другом стихотворении. «Пике» – это состояние души. «Я по крупицам прозреваю, / мне кровью это достаётся», – говорит Александр. Поэт пишет короткой, несколько старомодной, но вдохновенной строкой. Преобладают хореи и ямбы. Часто всё стихотворение – это одно предложение, написанное сразу, «в один присест»: «Прожитое – возня, / без тепла прогорел, / слишком мало познал, / слишком поздно прозрел, / опоздал, опоздал, / о пустом я радел, / опустела казна, / слишком близок предел…» (У предела»). И таких стихов в новой книге много. Читая стихи Лазарева, я почти физически ощущаю его боль, отчаянье и наполняюсь состраданием.

Мне кажется – это моё личное мнение – в прозе Александр Лазарев более органичен. У него – великолепное чувство языка, он почти никогда не ошибается во фразировке, в нюансах родной речи. Но у поэта такой прекрасный звук! С таким звуком нельзя не писать стихи! Хорошо, что Александр Лазарев работает в обоих жанрах.

 

Немела Вечность на кресте,

густело время, замер анкер…

Мне бес шептал о доброте,

хлестал крылом, как плетью, ангел…

Явилась истина на миг,

тьму отворила вспышкой света.

но я ослеп, и не постиг,

и не сумел найти ответа…

 

Александр всегда интересно оформляет свои книги. Вот и на этот раз он взял в соавторы знаменитых художников Николая Фешина, Жана-Франсуа Милле и скульптора Анну Голубкину. Графика великих мастеров дополняет новое издание, создаёт в нём ещё одно измерение.