Медицинский термин «ремиссия» вполне оправдан, как характеристика нашего времени надежд и скорби. То, что общая беда покинет, уйдёт в историю безвозмездно, как при ремисии – ослабление, исчезновение симптомов болезни, – в это верят и этим живут миллионы людей, ныне уведённых (куда?) военным роком событий. Соответственно, тема «психологии изгнанника» всё явственней звучит в современной русской поэзии, возвращая нас к проблематике «потерянного рая» и поднимая вопрос о том, как жить и творить «в поисках утраченного времени». Эдуард Побужанский, проживший в Москве тридцать лет и год назад вернувшийся в родную Молдову, говорит и о персональной одиссее, и об общечеловеческом фатуме – одиночестве в безбрежном времени, если угодно – в абсурдистском его, неизменно ювенильном, по Платонову, море. Мотив смерти становится символом не только мёртвой жизни, но воскресает в таких темах, как «человек и искусственный интеллект» («Я начал разговаривать с котом. / И с радио. А что потом, Алиса?»), «родные и близкие» («Господи, как высоко до небес! / Как же нас мало!..»), «поэтика и судьба» («И к нему, словно дикая птица, / Одинокая книга летит»). Силлабо-тоника вступает в диалог с верлибром, поэт («вся душа нараспашку»), с верой в Бога и в Баха, готов расплакаться перед читателем, «Но не от слабости – / От силы»; и если действительно у каждого умершего, как предсказывает Побужанский, есть право там на один звонок, то всё пока ещё не так скверно. Если бы не «родина внутри. / Она-то и болит, ещё живая…», то, помянем Чехова, «всякому безобразию есть своё приличие», и даже в таком катастрофическом сегодня поэт продолжает писать, а значит жить и «тонким телом, как антенной, / Он ловит вечности простор!». Поэзия Побужанского удивительным образом, при всей тяжести заявленных ею тем, не даёт повода для пессимизма – она преодолевает гравитацию и взлетает. Хотя, будем реалистами, оптимизма в ней ровно настолько, чтобы хватило «на всю длину потёмок».
Геннадий Кацов
ПУГОВИЦЫ «Вы, русские, всегда всё усложняете, – вздохнул чешский поэт и переводчик, закрывая мою книгу. – Кому сейчас нужны рифмованные стихи? Разве что детям! Рифмы сегодня так же нелепы, как пуговицы на голом теле!..» Я промолчал. Мне было неловко признаться, что в детстве, когда приезжал на лето к бабушке, я любил перебирать разноцветные пуговицы в жестяной коробке. Перламутровые, деревянные, стальные, разных форм и цветов – они казались мне настоящим сокровищем! Я даже хотел стащить одну, жёлтую пуговицу со звездой, чтобы выменять её на рогатку… А когда мы с дружком Сашкой убегали на озеро, то возвращались домой только под вечер, когда июньское солнце закатывалось за горизонт, словно большая красная пуговица. СТАРУХА А кошки эти – семья старушья: Семь во дворе да в квартире три. Но даже те, кто живут снаружи, У неё, у старой, тоже внутри. Утром выйдет во двор и в плошки То супу нальёт, то молока. Известно всякой бродячей кошке, Что пахнет лаской её рука. Старуха стала почти неходячей (Ах, ножки! – будто на каждой пуд), А всё выходила к родне кошачьей – Кормила, жалела… Может, врут, Но говорят, когда гроб выносили, Кошки в округе всей Голосили. РАЗГОВОР Я начал разговаривать с котом. И с радио. А что потом, Алиса[1]? Покрыться мхом и снулым стариком Поглядывать в окно с тоскою кислой? Я начал разговаривать с собой. И рад бы пошутить над этим, рад бы… Но вышел разговор как ближний бой – На расстоянье вытянутой правды. Я начал разговаривать с отцом. Мы были с ним полжизни не враги ли… И вот я тут. Седой. С его лицом. Реву и рву пустырник на могиле. ЗВОНОК Каждый недавно умерший получает право на один короткий звонок – чтобы только сказать, что с ним всё в порядке. Обычно звонят детям, реже – родителям, звонят мужьям и жёнам (иногда даже бывшим!), и почти никто не звонит на работу, в церковь, в больницу, в собес. Никто не звонит на прямую линию с президентом или экстрасенсу из известного телепроекта. Говорят, таких номеров даже нет в телефонной книге. Есть только эти: мама, папа, сын, дочь, любимый, любимая… БАХ Когда в меня проникнул страх, Найдя прореху как проруху, Откуда-то явился Бах И фугу протянул как руку. Меня подхватывал орган Как музыкальный орган Бога И нёс к небесным берегам, И отступала прочь тревога. Звучала музыка как рок И в поднебесье уносила, И я б заплакал, если б мог, Но не от слабости – От силы. СТАРОРОДЯЩАЯ Пусть говорят «старородящая», Но ты-то знаешь: в сорок три Одно лишь важно – настоящее, Оно бьёт ножкой изнутри. Неважно, женится не женится И как ты до того жила, Сейчас ты женщина-роженица, А значит, богова жена. ОКАЯННЫЙ ГОД Здесь в окаянном году как в аду! Если от чада и смрада Я задохнусь и за грош пропаду, Так мне и надо! Больно кричать, но больнее терпеть, Свыкшись с отчизною бранной. Да и кому я тут нужен теперь С правдой орфанной? Бесы седые в погонах и без Души скупают обманом. Господи, как высоко до небес! Как же нас мало!.. ПЯТНАДЦАТЬ Предприятие «Росатома» закупило пятнадцать чугунных бюстов Лаврентия Берии… Из новостей Когда закрываются двери И выключается свет – Пятнадцать чугунных Берий Сходятся на совет. Шпионы засели в «Сбере», В каждом «Мак-Даке» – враг. Пятнадцать чугунных Берий Решают, кого и как. Взять бы – да к высшей мере! В числе неотложных мер… Всегда у отъявленных Берий Вальтер[2]важней, чем Вольтер. Время настало такое – Как тут уйдёшь на покой! «Лаврентий, на кой им биткоин?» «Хрен знает, Лаврентий, на кой!» Теряя в размере и весе, Страна оказалась в беде, Но не допустит диверсий Бессмертный НКВД. А в семь, пока тихо и пусто, В перчатках и с тряпкой хэбэ Придёт, чтобы вытереть бюсты, Возможный агент Душанбе. РОДИНА Ты говоришь мне: «Родина внутри. Её нельзя утратить поневоле…» Но вот опять я просыпаюсь в три И у окна стою. И чуть не вою. Не то чтобы мне виделась Москва, Чьи купола церквей как будто каски, Я с ней давно не чувствую родства, Лишь адский холод на могилах братских. Но на чужбине, что ни говори, Не обрести вовек земного рая, Всё оттого, что родина внутри. Она-то и болит, ещё живая… ПЛАТОЧЕК Я маме давно не читаю стихи: она всё равно ничего в них не смыслит. Как-то прочёл ей новый стишок, негрустный почти, почти весёлый, а мама даже не улыбнулась. Вздохнула только: «Как же болит твоё сердце, сынок…» И ещё сильнее сжала белый платочек в руке. РЕМИССИЯ Он больше не кашляет кровью И носит бейсболку на лысине, А на вопрос о здоровье Всем отвечает: «В ремиссии». Он верит: ему ещё рано, Но планы не строит на месяцы, А проходя мимо храма, Снимает бейсболку и крестится. Он хочет уйти из конторы И написать завещание. В субботу придут волонтёры – За рыбками и вещами…
[1]Алиса – голосовой помощник Яндекса (прим. авт.)
[2]Лаврентий Берия носил при себе трофейный вальтер, принадлежавший Генриху Гиммлеру (прим. авт.)