Поэзия диаспоры

Автор публикации
Наталья Крофтс ( Австралия )
№ 3 (43)/ 2023

Век миражей

Наталья Крофтс живёт в настоящем, настоящим и это на-стояние не ждёт подсказки от прошлого и не задаёт будущему риторических вопросов – в проживаемом сегодня, как зарубки на прикладе ружья, фиксируются раненные мгновения, подбитые надежды и враги земли родной. Ретроспектива удаляется на мерцающую глубину в текстах Крофтс, ведь прошедшее, независимое от настоящего и будущего, выступает единственной безопасной территорией на фоне разворачивающейся на глазах у всего мира трагедии в Украине. Однако, эта «безопасность» прошлого меньше всего подходит уроженке Херсона, оказавшегося в самом адовом пекле нынешней войны. В перекличке с известной строкой Пастернака, прошлое появляется у Крофтс текущим вспять, в обратной хронологии, чтобы всё тот же безнадёжный вопрос повис в последней строке: «то Звёздные войны, / то – пылает Рейхстаг, / то – пылает над полем рассвет – / Куликовым, кровавым – / скажите, какой это век?..» В текстах Натальи Крофтс катастрофа становится аллегорией и, подобно мифической Медузе Горгоне, раскрывает глаза в глаголах, которые жгут, и вглядывается в читателя пристально, словно переводя на себя известную фразу одного из сюрреалистов: «Взгляд – самое страшное, что есть в человеке». Однако, в стихотворениях Крофтс и это в человеке не самое страшное, страшней – смерть души, то самое поле битвы добра и зла «где нагло распускаются герани – / цвет мяса в ране. / Где ты уже – игрушка на экране». Актуализируя, сегодня это ещё и поле информационное, со всеми его первичными признаками, в виде «зрелищ, твиттов, хлеба, / убойных кадров: нас на фоне неба – / красивых, / молодых, / в гробах». Некое событие настоящее, с торчащими из метафор открытыми переломами, в котором «время прёт, взрывая города, / когда-то не построенные нами». Мгновенно запоминающаяся жёсткая стилистика письма, акмеистическая чёткость деталей, визуальный ряд реализованной дистопии, в финале которой «лают “лайки”». И всё же, в наступившей безысходности, когда поэтический язык становится такой же мишенью, как и всё прочее вне его, есть надежда на спасение: «… в “прогресс” не верю. Просто верю / в своих детей».

 

                                                                                                                                                                                    Геннадий Кацов




* * *
 
Какую землю мы изгадили сварами,
какие выси испохабили сворами,
аллеи тихие да парки с бульварами
в куски изрезали враждой и заборами.
 
Кромсаем землю мы до самозабвения,
над ней грызёмся, как братва над наживою,
и слишком поздно к нам придёт откровение –
что мы любить могли – пока
были живы мы.
 
 
* * *
 
Разрыв. Фигурка схватится за бок –
живой лубок.
Час новостей. Адреналин. Игра.
Ты щёлкнешь кнопкой – и конец. Нет ран,
потери, смерти, зла… Застынет крик.
Ты – в капсуле. В скафандре. Ты – внутри.
Замри.
 
Замри. Ни с места. Стой, нельзя наружу –
за рамки, за обложку, из себя –
к соседям, соплеменникам, со-душам –
задушат.
Ты – мишень. Рога трубят.
Охота. Крёстный ход на абордаж,
на брата, на врага, на тот этаж,
где нагло распускаются герани –
цвет мяса в ране.
 
Где ты уже – игрушка на экране.
Ты раб. Под рьяный рёв других рабов
на солнечной арене Колизея
ты умираешь. Крик – и мы глазеем
на красное на острие зубов.
Агония. И гонка – мчатся снимки
в Facebook, диктует Canon свой канон:
у трупа, у меча, со львом в обнимку.
И лают «лайки»: кадры – как в кино,
где даже смерть кошмарная – прекрасна,
где люди растворяются на красном –
заката, крови. Жажда на губах –
адреналина! – зрелищ, твиттов, хлеба,
убойных кадров: нас на фоне неба –
красивых,
молодых,
в гробах.
 
 
* * *
 
Чернеет червоточинами дыр
наш мрачный мир. Утрата за утратой.
Мы отступаем – хмурые солдаты
своих надежд, зачёркивая даты,
пропавшие напрасно, без возврата,
средь ерунды и мелочной вражды.
Кровавый снег. Колючий, едкий дым.
 
Да ладно. Ты не сгинул молодым,
не видел ни трагедий, ни страданий,
ни голода, ни жатвы палачей.
Ты просто прожил жизнь в параличе
баюкающей стужи ожиданий.
Надеялся – засветится звезда
шальных удач – украсят орденами
нас – хмурых, сонных, мелочных солдат.
 
…А время прёт, взрывая города,
когда-то не построенные нами.
 
 
* * *
 
От первых строк –
неровных, робких строк
беспомощных, смешных, косноязычных,
всю жизнь мою, сквозь бури, тьму и рок
я продираюсь к русской речи – зычной,
свободной, не умеющей молчать,
горючей, гордой, гулкой, говорливой,
врачующей, гарцующей игриво,
и плачущей от боли по ночам.
 
Печаль моя, с убогою сумой
иду к тебе по свету – и по мраку
юродивым, бездомною собакой.
И, кажется, иду к себе самой…
 
 
* * *
 
А кричать уже поздно. Нелепо. Смешно. Моветон.
В двадцать первом столетии крики не в масть и не в тон;
только щёлкают клики – мышиные, шустрые клики,
заменяют нам крики, улыбки, уловки, улики,
кулачки и щелчки, божий дар и пожатие рук.
И по норкам сидящие мышки всё тащат в нору –
жемчуга и объедки, масскульт и священные тайны.
Мы – полночное племя, несытая серая стая.
И когда-нибудь – пискнув от ужаса – я ушмыгну
от мышиной возни, от словесной резни – в тишину.
 
 
ПИСЬМО
 
Сквер завьюжила скверна
этих зябнущих дней.
Безысходность Инферно –
только здесь холодней.
В эти дни коронаций
и парадов-алле
жду тебя на Сенатской
у застывших аллей.
 
В эти дни коронаций,
в этот век миражей
мы с тобой на Сенатской
не встречались уже.
Но я помню: у кручи,
возведённой Петру, –
сероглазый поручик
на декабрьском ветру.
И я помню метели
всех заснеженных дат.
Кто там – эти ли, те ли
победили тогда?
 
Память, как эмигрантам,
нам подбросит ломоть –
Анатолия Гранта
полыхающий мост,
сказки: «Шёл по Шпалерной –
и домой не дошёл»,
горечь дней и Фалерна,
веселящий крюшон,
крохи, крахи, кровавый
петроградский восход,
днём – сияние славы,
ночью – крики «в расход».
 
Эра галлюцинаций.
Память шепчет: «Держи:
на притихшей Сенатской –
миражи, миражи».
Нам с тобой не угнаться
за безумием дней.
Жду тебя на Сенатской
у болотных огней,
в блеске иллюминаций,
у дворцов изо льда.
 
Жду тебя на Сенатской
в день – ты помнишь? – когда
наше дикое племя
вдруг
отбросит ножи…
И раскрошится время.
И окончится жизнь.
 
 
* * *
 
Любимая, нальём ещё вина.
Уходит август. Светлая волна
ребячится, гарцует, веселится,
как юная шальная кобылица.
И ласково за этой кутерьмой
следит Везувий, древний и немой.
 
Ты слышишь?
Нынче псы так мерзко воют –
надрывно, зло. Плывёт над мостовою
их лютый плач – и тонет в бодром гаме
весёлых улиц. Бледный, как пергамент,
идёт гуляка. Вкусно пахнет рыбой,
лепёшками, луканской колбасой.
Поёт юнец, беспечный и босой.
Стоит легионер суровой глыбой.
Кричит седой торговец. Кот бежит.
О, боги, как люблю я эту жизнь
и этот город, пёстрый и счастливый,
на склоне у лазурного залива.
 
Родная, до чего же хорошо:
так ветрено, так солнечно. Так жутко,
что всё пройдёт. Как зёрнышки кунжута
сметёт нас время, смелет в порошок.
Другие здесь, в тени, у колоннады
когда-нибудь…
 
Любимая, не надо!
Не плачь, родная, что ты?! Это сны.
Мы счастливы, здоровы, влюблены,
в начале доброй, светлой эпопеи,
нам годы жить – не дни или часы…
 
…О боги! Как зловеще воют псы.
Как будто к скорой гибели Помпеи.
 
 
МЛАДАЯ ЖИЗНЬ
 
Несётся время диким вепрем –
сметёт и нас. Среди смертей,
должно быть, страшно жить, не веря
в своих детей.
 
Да-да, конечно, брат, мы старше –
но кто из нас умнее стал?
Мы танцевали в ритме марша,
они – фристайл.
 
У них свои и путь, и чаша –
и свой добавлен в чашу яд.
И в головах не наша каша –
своя. И славно, что своя.
 
Что им до нашей колокольни –
берёзок-слёзок-тополей.
Они добрее и спокойней –
они светлей.
 
Лютует время шквальным ветром.
В наш век страстей и скоростей
в «прогресс» не верю. Просто верю
в своих детей.