Поэтическая жизнь русского зарубежья

Автор публикации
Анастасия Винокурова ( Германия )
№ 3 (47)/ 2024

Мониторинг поэтических новинок

Марина Гарбер. БЕЗОТЕЧЕСТВО. – Киев: Друкарський двір Олега Федорова, 2024.

«Безотечество – удивительно точное название для этой книги. Отечеством для человека может стать (или не стать), как страна, так и целый мир. Но для поэта Отечество – это язык, на котором он пишет, а стало быть, утратить его невозможно, поскольку каждая строка, метафора, деталь воссоздаёт его снова и снова. Чуткого читателя (а он, к счастью, есть) не обманут спокойные, иногда – элегические ритмы этой книги. Марина Гарбер – поэт без кожи, всякое соприкосновение с жизнью для неё – радость и одновременно – ожог. Именно это сочетание и создаёт единственно возможную для неё гармонию, без которой стихи не выживают» (И. Евса).

«Образно и досконально Марина Гарбер ведёт поэтическое повествование, то есть возрождает на свой манер то, что начал в русской поэзии Пушкин. На свой манер, потому что перед нами роман в стихах как стихотворная автобиография. Необычайная чувственность любви ко всему, что осязаемо и зримо, не захлёбывается словом, но озвучивает свои открытия, следуя традиции, и эта страстная дисциплина становится тем совершенством, которого нет в мире. Но есть» (В. Гандельсман).

«Прочитав эту книгу, я ещё раз убедился, что никакие автобиографии и монографии не могут заменить тех волшебных частностей и подробностей в самой речи поэта, которые по его замыслу призваны, в конце концов, превратиться из «вещественных» в «вещие.» (В. Вебер).

 

ГОРЬКАЯ МЕДЬ. Стихи современных русских поэтов. – Санкт-Петербург, 2022-2023.

«Инициатором, душой, менеджером и редактором этой антивоенной книги стал поэт Александр Фролов, запустивший в Фейсбуке проект «ДЕЛО ПОЭТА – СЛОВО ПОЭТА». Деньги и стихи соавторы собирали вместе, что было непросто, ведь границы стали куда менее проницаемы. Но кордоны всё-таки не смогли помешать воплощению замысла: и будучи в разных странах, мы всё равно – вместе, поскольку существуем в одном общем пространстве – пространстве совести» (Ю. Касянич).

«Сборник Горькая медь стал первым подобным в России. Его создатель Александр Фролов принял на себя эту миссию 1 марта 2022 года и попросил помощи близких друзей – только это ему и позволило осуществить издание в самые короткие сроки, пока вся страна ещё находилась в шоке. Сейчас, когда вышла вторая часть сборника, уже понятно, что чувство скорби слишком деструктивно, чтобы продолжаться долго в чистом виде, и требует какого-то логического продолжения, если не разрешения. Именно поэтому в сборнике присутствует чёрный юмор и едкие пародии на «патриотические» стихи. Тоже вариант.

Сейчас Александр Фролов начинает работу над третьей частью сборника, но мы надеемся, что причины, по которым стала издаваться «Горькая медь», исчезнут как можно скорее. Я хочу дожить, хочу увидеть время, когда эти песни станут не нужны, – как пел Александр Башлачёв» (А. Караковский).

 

КАК НАМ ЭТО ПЕРЕЖИТЬ (составитель – Татьяна Бонч-Осмоловская).EPUB, 2024.

«Среди двадцати шести авторов этого сборника известные поэты, на счету которых немало книг, и те, для кого основным ремеслом были проза или перевод. Живут ли они в России или в других странах, их объединяет родной язык, приверженность гуманистическим ценностям, сознание ответственности и насущная потребность пишущего, да и просто каждого человека, преодолевая немоту, проговаривать ужас сейчас-происходящего. Предельно сгущенное время катастроф требует концентрированных, то есть поэтических текстов. А поскольку никто не в состоянии осмыслить его в одиночку, под этой обложкой совместное, коллективное усилие, голоса, окликающие друг друга в попытке найти ответы на самые мучительные вопросы современности. Благодаря восемнадцати переводчикам эти голоса могут быть услышаны в мире» (Т. Бонч-Осмоловская.).

 

Борис Кутенков. 25 ПИСЕМ О РУССКОЙ ПОЭЗИИ. – М.: Синяя гора, 2024.

«Это принципиально внеиерархичная книга – не столько о лучших, сколько о любимых стихах; написанная с желанием определить, чем же дорог конкретный поэтический текст – и как его проживание соотносится с моими внутренними истоками. Двадцать пять эссе объединены чувством благодарности к любимым стихам – но за всем этим стоит попытка выяснить, что же такое подлинное стихотворение. (На этот вопрос я отвечаю себе бесконечно; бесконечно же не могу ответить, и, возможно, это один из немногих вопросов в жизни, которые меня по-настоящему интересуют. Но, может быть, ответ – пусть и не данный мной впрямую, – вы найдёте в книге).» (Б. Кутенков).

 

Анатолий Лемыш. МЫ ДОИГРАЕМ СПЕКТАКЛЬ. – Киев: Друкарський двір Олега Федорова, 2024.

«В новый сборник автора вошли произведения, большей частью написанные после начала войны РФ против Украины, а также избранные стихи прошлых лет.

Стиль Анатолия Лемыша отличается яркой образностью, внятной гражданской позицией и лирической интонацией. Несмотря на трагизм общего восприятия мира автора, его стихи оставляют ощущение надежды» (из аннотации).

 

Александр Мельник. ВРЕМЯ ЛЕТУЧИХ МЫШЕЙ. – Бельгия, Льеж, Maison de la Poésie d'Amay, 2024.

«Поэзия – только часть многосторонней натуры Александра Мельника, этого неутомимого странника, поэта и прозаика, доктора наук и предпринимателя, культуртрегера, устроителя поэтических конкурсов и фестивалей по всему свету и к тому же главреда, пожалуй, самого яркого литературного журнала русского зарубежья – Эмигрантской лиры. Но именно эта часть высвечивает его характер целиком, – в мелочах и деталях, которые он выхватывает из пёстрой мозаики мира, в именно таких, его собственных, реакциях на происходящее мельтешение событий, в именно таких образах и сравнениях. В сущности, стихи – это оговорки того, что мы обычно скрываем в бытовом или формальном общении с современниками. А лирический герой легко выбалтывает то, чего бы не надо говорить автору: тут и крупицы горького опыта, и самоирония, и внезапно расцветший сантимент...» (Д. Бобышев).

 

Ирина Пожарицкая. ЗОЛОТАЯ СОЛОМА СВЕТА. – София, Neofeedback, 2024.

«Ирина Пожарицкая – поэт, прозаик, художник, скульптор, керамист, автор сборника стихотворений Лю и книги для детей Самое полезное ископаемое. Золотая солома света“ – книга, включающая 102 избранных стихотворения, написанных в разные годы» (из аннотации).

 

Виорика Пуриче. ВЫСОЧЕСТВО. Сборник стихов. – Кишинёв. Garomont Studio, 2023.

«Родилась в г. Кишинэу. Училась в аспирантуре московского госуниверситета им. Ломоносова. Работает в сфере журналистики. Печаталась в периодической печати, в литературно-художественных журналах Молдовы и других стран мира. Лауреат премии Золотой Паркер. Член союза писателей Молдовы имени А.С. Пушкина» (задняя страница обложки).

 

Оля Скорлупкина. В СТРАНЕ ПОБЕДИВШЕГО СЮРРЕАЛИЗМА. – М. Стеклограф, 2024.

«...Наверное, всё, что мы можем, – выпускать своих маленьких горящих и горюющих жирафов, чтобы они постарались согреть кого смогут, осветить что надо, а что не надо спалить дотла.

Торжество муторного сюра не может быть долгим, оно мнимое и рано или поздно рухнет под собственной тяжестью; и мы чувствуем – иногда особенно сильно – как в какой-то истинной сверхреальности метафизическим этажом выше этот сюр уже терпит поражение, потому что ненависть с её изнанкой страха и лжи нежизнеспособна. Продолжаю, как в детстве и в Ненужных книгах, читать надписи на заборах, и один мне тут сказал в жёлтом и голубом цветах: Само любав, то есть – только любовь. Только любовь.

Господи, дай нам мир и свободу» (О. Скорлупкина).

 

Евгений Сливкин. СЕСТРА ОТЧАЯНЬЯ. – Ред. R. Mnich, F. Świerczyński. – Седльце (Польша), 2024.

«Многие образы из этой книги остаются в памяти: и по-прежнему летящий на гусе мальчик Нильс, и уличный музыкант в Берлине, и Набоков, уставший на охоте за бабочками-фашистками, и поэты, и пейзажи многих времён и народов – весь этот свод схвачен и окольцован кратким изящным словом. Мне хочется подчеркнуть именно индивидуальность авторского стиля и интонации. Сливкин всегда помнит о слове, его повороте, об аллитерации, добиваясь свежести звучания стиха» (Е. Сидоров).

 

Борис Херсонский. POST PRINTUM. – Киев: Друкарський двір Олега Федорова, 2024.

«Поэзия Херсонского упруга, поджара и всегда гонится за чем-то, словно молодая собака, ещё не уставшая от неоправдавшихся надежд унюхать нечто совершенно необычное. Он может написать стансовое, немного старомодное стихотворение, а следом – текст без заглавных букв и знаков препинания, где слова набегают друг на друга и смыслы, ломаясь, но не теряясь, переходят один в другой. Он разнообразен по тону и настроению: трагичен, яростен, меланхоличен, горек, ироничен, зол, сатиричен, нежен, саркастичен...» (из аннотации).