Поэтическая критика

Автор публикации
Александр Карпенко ( Россия )
№ 4 (28)/ 2019

Невинность в опыте

Татьяна Данильянц родилась в Батне (Алжир). Впрочем, духовной родиной своей она считает Венецию. Татьяна – одна из самых экзотичных, ни на кого не похожих русских поэтов. Вспоминается, применительно к стилю её письма, разве что одинокая фигура Геннадия Айги. Коллеги единодушно признают Данильянц безусловным и очень талантливым поэтом. Высокая оценка при тотальном доминировании рифмованной поэзии. Но поэзия, по большому счёту – это не столько рифмы, сколько весть о душе. Это духовная практика. Стихи Татьяны ёмки, лаконичны и минималистичны. Но это только веточки большого дерева, которое уходит кронами в вышину. Лучшие, на мой взгляд, стихи Татьяны – это лирические мини-поэмы. Свиток, палимпсест – в стихах Данильянц есть нечто от старинных способов записи человеком самого важного, что происходит в жизни.

Для меня Татьяна Данильянц – поэт-философ. Её тексты, активируют во мне потребность мыслить глубоко и нестандартно. Хотя «претензии» на философичность вы в её строках не найдёте. Философия у Татьяны вытекает из житейской мудрости, из лирических откровений. Географические ландшафты помогают Данильянц глубже занырнуть в себя. Наднациональная символика позволяет ей быть понятой другими народами и переведённой на другие языки. Порой по форме её стихи напоминают хокку.

 

Время входит в нас,

как иголка в мочку уха.

Лишая бессмертия.

 

Татьяна Данильянц  реализовала себя не только как поэт – на её счету несколько короткометражных и документальных фильмов. Она брала уроки мастерства у Бориса Юхананова и Анджея Вайды. В поэзии Татьяна – другая, чем в кинематографе. Здесь она поднимает только самые серьёзные темы. Серьёзная тема – грустна. Развлекательная поэзия не позволяет взять большой объём бытия. В стихах Данильянц вообще нет случайных слов. Каждое слово выверено, взвешено и исчислено, подобно душе человека. Татьяна – перфекционист, который доводит свои творения до идеального состояния. «Мы сохраним, чего бы нам ни стоило, нашу невинность в опыте», – обещает она. Невинность в опыте – не является ли это определением поэзии вообще? Татьяна – метафизик. Её мышление строится на парадоксах и эзотерическом знании. Человек, согласно, Данильянц, уходит одновременно в небо и в землю. Душа расстаётся с телом; человек является и тем, и другим. Вот один из наиболее характерных фрагментов её поэзии.

 

к старости

чтобы уйти

в небо в землю

полым полным

к неизбывности

колосом

в колесе времени

и времён

голосом

 

Мы видим, что местами у поэта в ряду ассоциаций и аллитераций появляется даже рифма. И то, что она сводит в одном ряду противоположности, придаёт её стихам некую скульптурность. Творчество Татьяны Данильянц – прыжок в долготу. Оно, в сущности, опровергает известный постулат вождя мирового пролетариата о том, что из всех видов искусств важнейшим для нас является кино. У меня сложилось впечатление, что для Татьяны Данильянц поэзия важнее, чем кино.

 

Наполняется смыслом река,

а водою – живая речь.

Наполняется жизнью смерть.

И жизни не видно конца.