Алексей Прохоров. Не одинокий рай. – М., Издательский дом «Зебра Е», 2023. – 162 с.
Лирике Алексея Прохорова присущи пассионарность, философичность, романтичность. У героя Алексея, словно у космонавта – «вид с орбиты». Орбита для поэта – это достигнутый уровень понимания жизни, благосостояния, реализованности. Это взгляд сверху по отношению к своей юности. Стихотворение «В юность» – своего рода диалог со своим прошлым: «что с тобой / я схожу с ума / подожди я схожу с тобой / ведь казалось бы / просто взмах / мысли ставшие тетивой». Тетива мыслей помогает луку жизни попадать в цель на расстоянии многих лет. Стихийно-сновидческое начало ощущается во многих стихотворениях Алексея Прохорова. Думаю, такова природа его поэтического таланта. Алексей пишет вдохновенно, не ограничивая условностями поток сознания, словно бы следуя завету Пастернака: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать». Герой Прохорова идёт «сквозь всполохи иллюзий», чтобы «найти Бога, не покидая душу».
Книга Алексея Прохорова, в широком смысле, посвящена любви. «Кто любит – тот не повторяется», – афористично говорит поэт. Ради любви надо всё время быть новым и неожиданным. Жизнь – многоликий герой лирики Алексея Прохорова. Порой у него это диалог отражений: «Зеркало зеркалу что может дать? радость? любовь? благодать?». Из стихов Прохорова мы много узнаём о нём как о человеке: что он любит ходить в горы, бывать в Питере, что его любимая улица в Москве – Шаболовка. Герой Прохорова активен и харизматичен, он увлечён жизнью, проживаемой здесь и сейчас. И, вместе с тем, герой Алексея – космичен. Жизнь и космос, подобно влаге в спаянных сосудах, перетекают в его творчестве друг в друга: «Возможно, космос это просто свет, / рассеянный среди слепых дорог. / И наши души оставляют след / там, где его забыл оставить Бог». Космос у Алексея – это и сам человек. «Мы рождались, рождаемся вновь», – говорит поэт. И рождаемся мы из самих себя, часто – путём преодоления: «к своему персональному раю / ты шагаешь / со дна» (стихотворение «В юность»). В сущности, это философия «бесконечных зачатий», о которой писал Павел Флоренский.
Алексей Прохоров – модернист с лирическим уклоном. Многие его стихи – на грани сна и яви. Вместе с тем, во многих стихотворениях Прохорова ощущается эстетизм, внимание к красоте. Не чуждо Алексею и словотворчество, в котором слышится влияние авангарда: «неборосли», «пеплопад», «разроялится маэстро». Поэт пришёл к отсутствию знаков препинания и заглавных букв путём сознательного выбора. Это укрупняет смыслы стихотворений, позволяет читать их объёмно, и сверху вниз, и слева направо. Обращает на себя внимание афористичность строк Алексея Прохорова. «Память всегда лассо», «фениксы в глазах», «красота – в тишине», «потерянный рай расформирован». Вот как образно Алексей говорит об опыте заточения в домах во время пандемии ковида: «пустеют улицы / в домах пустеют души / никто уже не просится наружу / живые превращаются в стихи». Последняя строчка представляется мне очень важной в контексте нашего разговора: «шанс превратиться в стихи есть только у живого, непосредственного, увлечённого, ранимого человека». «Время дышит на струнах, гусли мира во мне», – говорит поэт, – надо только всё это увидеть и услышать.
Прохоров – автор «драйвовый». Многие его стихи хочется положить на роковую или свинговую музыку: «как забыть поэтов / их никто не помнит / кладбище предметов / скрыло подоконник / книжечки на полках / имена забыты / за окном надолго / тишина разлита…/ потому и мне здесь / креп Невы мерцает / я всегда без лести / жизнь благословляю / из окна с Дворцовой / тишина из знаков / нитью леденцовой / в мир прохладных маков». Раньше считалось, что деятель (Микеланджело) не может одновременно быть и созерцателем (Леонардо). Но «негромкая не тихая» лирика Алексея Прохорова демонстрирует нам, что это вполне возможно. Просто, может быть, – в разных стихотворениях. Вот мини-пейзаж от Алексея Прохорова: «Осень смело в старые дубравы / бросила цветные якоря». Или такая картинка: «льётся пушистый свет / в белый браслет зимы». В стихотворении «Крылья» мы снова видим поэта – наблюдателя и созерцателя: «двигающиеся крылья похожи на волны / даже если это крылья бабочки / которые меняют всё / где же ты есть / видящий эти крылья / управляющий ими / создающий волны / синхронно с другими». Не та ли это бабочка, которая снилась Чжуан Цзы? В этом стихотворении поэт фактически оперирует понятиями из квантовой физики, которая исследует волновую природу света.
В книге «Не одинокий рай» представлены как рифмованные стихи, так и верлибры. Попадаются и белые стихи. Критик Константин Комаров, говоря о поэтике Прохорова, отметил влияние на неё творчества Баратынского. Действительно это поэзия размышления: «никто не знает / почему / он должен умереть / зачем вся жизнь / своим лучом / нацелена на смерть». Многие стихи «Не одинокого рая» – имеют «гамлетовское» наполнение. Герой встречает своих двойников, заставляя поверить в дуализм души человека. Порой Алексей Прохоров парадоксально сводит вместе, казалось бы, несочетаемое, взаимоисключающее: «как забыть поэтов / их никто не помнит…». Он использует такой стилистический приём, когда контраст или оксюморон вызывают у читателя катарсис, создают объём восприятия. Из того же стилистического ряда – «жизнь это смерть похорон». Порой первопричина написания стихов отметается автором как нечто второстепенное, «пена дней»: главное – чтобы «душа взлетела». «Стихи – это мост читателя к автору», – говорит Прохоров. «Если звёзды зажигают – значит это кому-нибудь нужно», – заявил Владимир Маяковский. Лирика Алексея Прохорова показывает нам, что иногда это необходимо большому количеству людей: «в бронзе горькие слёзы / в серебре звонкий смех / разлетаются звёзды / и сияют для всех» («47-й кадр»). Новая книга поэта посвящена «жёлтому ангелу» – его супруге Юлии».