Сейчас о поэтах писать легко, даже их не читая – набираешь в поисковике «О стихах N» и смело черпаешь из полученного материала нужное. Это великий соблазн, поэтому лучше всё же сперва прочесть, составить мнение, а потом уже сравнивать его с мнением других. И редактор не впал в сей грех, прочёл сперва подборку, а после уже рецензии о стихах Майки Луневской с сентябрьского «Полета разборов» («Формаслов»). Подборка Майки Луневской в «ЭЛ» называется «Неотрывность взгляда». И такое название не случайно – зрение, взгляды, глаза постоянно встречаются в её стихах. Это и «тростник озёрных глаз», и «тёмные круги под голубыми глазами неба», и бабушка, что «не пользуется очками», и «зрачок у неба веком не прикрыт», и «лёд глядит прозрачными глазами», и «дерево смотрит птицами»… Зрение для поэта явно превыше прочих чувств, сами тексты очень «визуальны». И тут можно обратиться к вышеупомянутым рецензиям, в частности, к словам Нади Делаланд: «Самой сильной, завораживающе сильной стороной поэтики Майки Луневской мне представляется её способность пересматривать границы предметов и явлений». Позволим же и читателю включить своё читательское зрение и что-то увидеть, а что-то и пересмотреть.
Дмитрий Легеза
* * * Дано: проточный свет, проявленная слабость, шипы лесных помех, тростник озёрных глаз. Вода пришла в себя и навсегда осталась (не злилась, нет, бесшумно разлилась). Дано: пречистый день, такой, что жить бы надо, а ты стоишь в глуши и слушаешь кору, заметив, что жуков клюёт жилец пернатый, и мыслишь как мертвец: «Я больше не умру». Осока видит кровь и раздвигает сабли, не окосил никто и спряталась змея (не заржавел металл, а мускулы ослабли). Шиповник видит кровь и говорит: «Моя». В наполненности дней не истина, а роскошь, которую теперь наследует скупой. И лес молчит в упор, пока его не спросишь, и тоже видит смерть перед собой. * * * В середине пути вспоминаешь, куда ты шёл (не за этим). Вес иллюзий, когда их скинешь, тогда тяжёл, а пока несёшь – незаметен. И не то чтобы всё потеряно, свет не мил и упущен шанс, просто знаешь, каким подающим надежды был и какой сейчас. А они говорят: «Посмотри, как лежим в земле беспробудно, либо посмотри на живых и, найдя себя в их числе, за одно это скажи спасибо». А они говорят: «Что значит потенциал? Какого ещё рожна? Взял за талию жизнь, немного потанцевал, она тебе ничего не должна». * * * и солнце в дозах небольших и небо как жених в костюме светло-голубом кто не мечтал о ком такая видишь тишина что снег и тот притих как лодка в водах грунтовых со спящим рыбаком принять как данность как женьшень настойки на спирту теперь бессмысленность всего полнейшую причём что разрушается эмаль и даже речь во рту я человек сам на себя на что я обречён что всё кончается быстрей чем можно уловить лежи спокойно под землёй плыви во сне рыбак что я никто никто никто три раза повторить и больше вслух не говорить но знать что это так * * * День как кофе растворимый, чёрный с сахаром. Снег с землёй. Как ни посмотришь, снова сумерки. Выйдешь в сад – там воробьи летят на сакуру, а зайдёшь в пустой сенник – там гуси умерли. Пух летит и снег летит, а жизнь тяжёлая не летит, не поднимается по лестнице. И луна висит печальная и жёлтая, потому что в сад луна пришла повеситься. Потому что день и день похожи лицами. Не судьба, а результат слепого метода. Вот и дерево молчит и смотрит птицами, потому что время есть, а деться некуда. * * * Переизбыток леса, немыслима асфиксия. Никто не окликнет и не предъявит лика. Дальше-то что? Дальше опять Россия – красный солдатик, синяя ежевика. Воздух стоит – мы ноги ему связали. В деревянных одеждах смиренны братья. Тёмные круги под голубыми глазами неба. По справедливости не поделишь. И земля, как на вырост платье – ждёт, когда ты его наденешь. * * * то ли ей плохо видно (не пользуется очками) то ли бабушке всё равно на варенье вишня давится с червячками заодно как бы странно мне ни казалось вида не подаю но пенки снимать отказалась не пробую не плюю к вечеру поливали себя и корни водопровода нет есть бочка и буровая майонезным ведёрком (я же не посторонний) нагую бабушку поливаю в городе перед домом в кустах малины вдруг кто увидит но бабушке наплевать как говорится жизнь оказалась длинной теперь-то чего скрывать я раздеваюсь за домом везде соседи сразу неловко потом веселюсь с водой горячей из бочки холодной из буровой вдруг кто увидит уже не волнуюсь этим стыд с меня что ли смылся волной в ведре вечером летним видится в новом свете родинка на бедре родина во дворе ягодное варе... * * * Зрачок у неба веком не прикрыт, сплошной камыш ведёт к лесным озёрам. Там треугольник дерева стоит вершиной вниз, золой для чернозёма. Длиннеет шаг, споткнувшись на воде. И воздух узнаёт, зачем он замер. Там смерть лежит у рыбы в животе, и лёд глядит прозрачными глазами. Пространству словно вырвали язык – кто знал, что тишина такой бывает? Там лес сгорел и заново возник, но больше он пожар не вспоминает. * * * шум листового железа на лом спутанных проволок ржавые гнёзда серое море из шиферных волн каплями вниз ледяные наросты долго смотреть и тебе надоест что это между провал или проблеск столб или дерево кажется крест поиск себя а похоже обыск свет закругляется что за стеной там электричества тянутся стебли там отвечают вопросом на твой камни слепые давно ли ослепли время пускает по кругу стрелу к чёрному там припадают стеклу верят вранью потому и не свергли страх берегут поклоняются смерти выбрать не могут но выбрали мглу я это видеть уже не могу * * * Когда заканчивался минус и вверх подпрыгивала ртуть, я замечала: жёлтый вырос, и шла гулять куда-нибудь. А город, к празднику готовый, уже стоял навеселе. На остановке пахло сдобой, собаки спали на земле. Летали в воздухе пакеты, бумажки плавали в грязи, и мальчик, в лёгкое одетый, садился в белое такси. Во всём предчувствуя удачу, смеялась юность и ждала (не так, как ждёт больной лежачий, а так, как крови ждёт игла). Я шла по набережной к парку, там музыкант для денег пел, а ворон всем бесплатно каркал, пока на дереве сидел (оттуда было видно трубы, в другую сторону – вокзал). Я подставляла солнцу губы, а мне их ветер целовал. С тобой не встретившись ни разу, я шла, сверяясь по звезде. Весна была – как метастазы – не только в лёгких, а везде. Я шла и шла, земля кончалась, «вчера» звучало как «пчела». А в парке девочка качалась и нежность розовым цвела. * * * пена дней бутылка тёмного прохлада капилляров преждевременный рисунок привлекательна эстетика распада желтизна фонарных склер и летний сумрак из окна квадратный свет ложится ромбом вероятно прямота углам приелась а деревьев переломанные рёбра не рутина а руины вот в чём прелесть голубь камушки клюёт как зёрна что ли каждый хочет быть похож на декадента штраф пятьсот и распишитесь в протоколе я не помню вечер весь но помню это поздний сквер не самый юг а так динамо (эта точность ничего не означает) на скамье сидит одна и смотрит прямо на качелях пустота себя качает * * * Это не город, а частный сектор, публично повешенное бельё. До последней воды выкручивает соседка постельное и своё. Невольно, но подглядишь – просвечивают дворы. Что там? Строительный хлам, мусорные дары – русский стиль «Сделай сам». На вопрос «Из какой ты дыры?» – все из одной, сестра. Эти здания были отданы под торговлю, этот воздух – рекламным вывескам. Если мир – театр, то сколько довольных ролью? Больше всего в любительском. Что ещё? Вещевой/овощной рынок, где пахнет рыбой. Пивной магазин «На дне». Жизнь как табличка на входе, словом «закрыто» повёрнутая ко мне. * * * Вертикаль железа, лишившись своей опоры, открывает длину для взгляда (внешнего и отсюда), и стоят столбы обрывками разговора, а подспудная жизнь жуков уже не совсем подспудна. Как с приходом гостей прячется в спешке хаос, но разрастается дерево энтропии. Всякая вещь, с вещами соприкасаясь, не задаёт вопроса: вы кто такие? Жабы, консервные шайбы, с дождём бутылки, пазлы стекла, поливальные шланги с течью. Перед глазами ночи – выцветшие картинки, изображающие увечье (до́рог не взгляд, а неотрывность взгляда) по возможности непредвзято. Дерево тянет ветку, чтобы её пожала птица (как руку – здравствуй) или другая ветка. В это время другая птица на дне пожара путает чёрный низ с голубоватым верхом. И расходятся швы на бочке, в которой лежит зола. Она своё отлетала. Она глубоко легла. Ни в какую цельность не собираются пазлы стекла. * * * прохладный выдох травы вечерней сверчащий хор в пересохшем горле реки́ ольша́нки в пастушьих сумках тяжёлый ветер ложится сумрак а стебли клонит к земле не хор ли пары́ полоской вдали чернеют (когда не вышло – не значит плохо) деревья сбились к воде как стадо вспорхнут синицы и снова сядут рукав реки закатав по локоть я шла на дно глубину потрогать * * * Выкручена лампочка в торшере – так с лицом опущенным стоит до зимы оставшийся подсолнух. От других остались только стебли, в корни уходящие штыри. Впереди кончается оврагом, а внизу обугленные о́льхи, вечно воскресающие тра́вы, под водой замёрзшей пузыри. Скоро ночь и день часы сравняют, этот свет ненужный и последний. Белый цвет у чёрного внутри – шелестит лузга, торчат штыри, кость уже лежит в земле соседней. Видишь смерть людей и жизнь растений? Не смотри. * * * повторю уже в который: «я» стирается в «Росси…» а лишаешься опоры то в себе её носи сколько можно сколько надо это видеть и молчать огради меня ограда охрани меня печать ходят кони над рекою ты неси меня река ходят кони с ними трое ждут четвёртого пока след копытный рожь златая и куда ни бросишь взгляд не видать конца и края тишина стоит такая тишина стоит такая молча с косами стоят где воронка рядом с домом где разбита колея ну-ка дети скажем хором воронóк ворóнка вóрон это родина моя не вини не соболезнуй приучай себя к труду сколько гусениц железных соберёшь в своём саду обескровленные осы и бескрылые шмели дети учимся доносы что вы дети принесли воробья для ямочки овода на палочке смерть давай в считалочки