Альбина Гавриш из той породы любимых мною поэтов, которых совершенно невозможно отнести к числу сочинителей, бойких версификаторов. Альбина в своих стихах не высказывается, не преподносит читателю, как бы теперь сказали, значимый месседж, она просто выговаривается. И делает это с такой беспощадной и неумолимой по отношению к самой себе честностью, которая, на мой взгляд, возможна лишь в том случае, когда поэт находится под некой внутренней присягой, преступить которую невозможно. Что это за присяга и перед кем? Не знаю. Но в качестве общего эпиграфа к этой подборке я бы предложил всего две строки: «Я снова та, с могучими корнями, / В которой фальши не было и нет».
О. Г.
ОБРЫВ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОМУ Непроглядная память каких-то туманных дорог. Ощутимая осень, когда заступаешь за тридцать… Как же скудно мы платим за данный нам шанс возродиться. Как же поздно находим в себе затонувший восток. И на то нам телячье (кому повезло) «дотерпеть», И за то нам – решётка, за то нам – война и блокада. Всё, что будет… что есть – всё с собой и привет, Баден-Баден! Мы всё время в долгу… и вчера, и сегодня, и впредь. А потом натюрморт: табурет на боку и петля... Так управил не Тот, кто умыл духотворные руки. Так управился тот, кто платил за предсмертные муки! За посмертные муки с него не возьмут ни рубля. И приступочек тот на отвесной огромной скале Почему-то не всякий берёт, хоть всегда он задаром. Почему-то нам видится жизнь недостойной и старой, Если воли в ней нет. И гораздо вольнее – в петле. Всем хотелось с нуля, потому подвязались собой. Подвязались, как честным Господним нерушимым словом. Говорил? Говорил! И давал нам и Ветхим, и Новым Языком это Слово… и алой распухшей губой. То ли мы научились у времени камни кидать, То ль оно подглядело у нас и так злостно бросает, Чтоб потом полюбить, как хотелось вершине Синая… Как за все наши камни любовь – запоздалая мзда. БЫЛЬЁ Истаял год, а соловьи Молчат в грудной закрытой клетке, Там нет ни корма, ни воды. Болезнь – отсутствие любви, И я горстями ем таблетки От этой острой пустоты. А небо сеет за окном… Хоть град, хоть морось – всё погода, Посевов белая стена. Мы между Мамой и Отцом – На группах крови божьи всходы… Любви гнилые семена. А завтра первое число, Как новый мир его приветим, Но вскоре старым назовём. Пускай нас снегом занесло, Но всё как встарь на этом свете, Где мы, наросшие быльём. Я ТА ЕЩЁ… Я та, ещё умеющая верить, Хоть правда так застенчива со мной. Она из окон – вон, когда я – в двери. Когда из дома я, она – домой. Но вечно из щелей пекут мне спину Глаза её и волка, и овцы. Во всём виновна и ни в чём невинна... То держится, то держит под уздцы. Связали нас небесными узлами, Забросили в земные города. И Божий зонт, расправленный над нами, То порван, то поломан… но когда Земля лежит, расстреляна дождями, И скалится на звёздный рикошет, Я снова та, с могучими корнями, В которой фальши не было и нет. ПУТЕШЕСТВИЕ В РОССИЮ Захотите Россию увидеть – не надо в Москву. Разве только взглянуть на столичные будни вокзалов. Для Руси я своя… я с её языком совладала И на этом честном языке до бессмертья живу. А страна моя там, где мужик прикормил голубей. На ладонях его умещается карта России. Там израненный голубь, напившийся морем бессилья… Там и реки, и горы, и шрамы, и крест на себе. И серебряный крестик при нём, как рука, как нога И как всё, без чего он сегодня не может, не сможет… Как душа, что под аспидно-чёрной неряшливой кожей – Чтоб отмыться, с крещения песни поёт облакам. Посмотрите ещё на глаза, на судьбу, на постель… На расстёгнутый ворот его помутневшей рубахи… На тревогу в лице, на тоску и на детские страхи… И на этот его натощак заливаемый хмель. Посмотрите на землю, застрявшую в горле комком… Он и сам для неё то кузнец, то никчёмный нахлебник. Отрезвеет и с рук, что похожи на всклоченный требник, Голубиное счастье отдаст зачерствевшим куском. Он отдаст всё, что есть… всё, что пить – у него не проси. Кабы было, то не был бы крест так надёжно поставлен. Он не справился с общеземельной бутылочной травлей, Стали русскою кухней теперь анальгин и карсил. Так что Кремль – не страна… И мосты – это только мосты... Но по-русски кричат изнутри третьяковские стены, Что пропитые души России бывают бесценны… Там на вечность глядят свысока, ослепляя, холсты. КОГДА МОЙ ВЗОР… Когда мой взор сливается с землёю, Карабкаясь по рёбрам битых стёкол, – Я не пытаюсь скрыть глазных отёков И в худшем облике чего-то стою. Взрослею. Так болезненно взрослею Не от страниц глубокого романа, Не от любви скупой и безымянной, Не от прощанья с гордостью своею, А оттого, что порвалось внезапно Всё, принятое мной за бесконечность. И ветер, рядом шедший, стал вдруг встречным, И жирной правдой снова мир залапан. МЕЖА Дожигает октябрь свой короткий и пламенный век, Оставляя деньков угольки на бессрочную память. И прощальный дымок закружился в моей голове, Как сухая листва, что давно хороводит с ветрами. Тут холодная твердь, как граница с катуньской водой, И повсюду следы заклеймили песчаные тропы. Я, наверное, здесь, чтоб когда-то расстаться с тобой И разлуку принять, как любви обязательный опыт. Чтоб принять за исход… и за самый счастливый исход Деревянные стены сколоченной кем-то избушки, За которыми мы на окошке рисуем восход, Но опять нарисуем заката стеклянное брюшко. Чтоб вот так в тишине, темноту за ладони держа, Оказаться готовыми здесь разгореться и сбыться. Где горячая кожа, нежнейшая эта межа, Оставалась меж нами единственной тонкой границей. ЛАСТОЧКА Лови её ртом – стаканы тесны. Торпедный аккорд до дна! Рекламный плакат последней весны Качает квадрат окна. А. Башлачев А сердце рвётся к выстрелу, а горло бредит бритвою. В бессвязный бред о демоне растёт моя тоска. В. Маяковский Я слышу ночи голоса, полёты с этажей и стульев Под свист, направленный в сердца и головы порочной пулей. Мне снятся смелые до ужаса, который корчится в гробах На лицах без души и мужества, но с синей ниткой на губах. Они, прижатые к углам в своих душевных страшных спаленках, Пустили жизни по стихам, свалившись к чёрту на завалинку... Я тоже русская и смелая, и также с вечностью на «ты», И брезгую строкою белою, не знавшей звука высоты… Как вы, богата прозорливостью, я знаю всё и обо всех… Когда зарежусь Божьей милостью, не взяв на душу адский грех. Негоже падать спелой сливой, пускай земля закроет рот, И Гавриил меня красивой сорвёт и Богу отнесёт. Святая Алла бросит скатерть, подаст Христу меня, помытую Всё хорошеет Божья Матерь, отборной ягодою сытая. Но это после, а пока ведут меня мои Хранители Надёжно, но без поводка… и я читаю с глаз обители, Что стану птицею такой, которая поставит точку На всех височных многоточиях, бегущих алою строкой. Я буду ласточкой подраненной, но не удушенной в силках, Присевшей на открытых ставенках, но не шагнувшей в облака. Я буду старой и великой, лицом Лолиты молодей, Сводить подстрочной земляникой умы и зубы у смертей, Которые придут ко мне на званый, но не мною, ужин В какой-то прожитой весне, такой знакомой, что ненужной… Я здесь и там нужна Тому, кто рифмы отточил, как стрелы, Кто мне без «как» и «почему» сказал губами рвать пределы. И я, боясь Его ослушаться, давно не ведаю границ… Листами впитываю лужицы пробитых пулями зарниц. И небо, как ангина, красное с моей сливается строкой, И в ней заранее доказано, что птицей стану я такой.