Елена Скульская – невероятно активна в своих творческих проявлениях, в подвластном ей разнообразии литературных жанров, в каждом из которых она – мастер, литератор – в самом широком старинном значении этого слова. Но убеждён: по призванию она – поэт. Страстный, задыхающийся, нагоняющий стихотворные строки волной на волну, её стих полон жизни, отражённой в её лирических монологах. Любовная лирика требует мужества распахнутости, раскрытости, щедроты и доверия. Этими качествами Елена Скульская несомненно обладает. Добавим незашоренную метафоричность и образность её поэтики, звуковую точность. Читательское наслаждение – прямая реакция на её стихи. Читательская благодарность за искренность, за силу поэтического высказывания, за душевность и теплоту автора – результат творческих усилий Елены Скульской.
Д. Ч.
* * * Помилуй Бог, я не хочу назад, где на стене дичится виноград, из рта камина сгнившие в огне поленья добывает пепел лени и как кувшин расколот сад. Помилуй Бог, я не хочу назад. Веснущатая сердцевина груши нанизана на черенок и слушать обязана и, завалясь на бок, поджавши ножки, в медленные соты сбирать из воска сок мадам Тюссо… Но там, где ночь стоит на страже плевел, где безразличен ход часов, и пепел, поднявши крылья, падает и вновь вздымается и снова опадает – как будто брызги чёрные в показе замедленном, и глубина бумаги сродни пригоршне муторной воды, которая прозрачнее в ладони, чем кажется на дне. – Мы не утонем? – Конечно же утонем, – шепчешь мне. Я знаю, ты был статуей в садах, и от того медлительность разбега в твоих словах, и мраморного снега избавленность от греческих прикрас. Я знаю, ты был статуей в садах. И мерный шум увлажненных рапсодий бренчит в ушах, как мелочь на трамвай. ТРИПТИХ Николаю Крыщуку 1 Ночь глубока, как нож, вошедший в плоть, и удержаться лишь за рукоятку в пространстве сём, где вещи по порядку разложены, и ты один – волчок, юла, елозящая по паркету, собой закрывшая отток для света по черенок. Ты не умрёшь, поскольку никому нет дела… Что же до причины: кленовых листьев стрельчатые спины подставлены пытливому уму. Певец предпочитает немоту за дверью выстроившемуся отделенью из соловьёв в кирзе и изумленью пернатым шлемам их на птичьей голове. Ты не умрёшь. И некого прижать к лицу, помимо дерева в проеме окна вагонного; и рыбу в водоёме, схватив за жабры, в губы целовать. Пыль в комнате, и падает листва на табурет и солнечную пряжу. Жаль – треугольник оставляет влагу тяжелую и пятна на бумаге, ещё сквозняк и ткацкий беспорядок внутри, где мясо ропщет, десять кряду ударов пропуская… Не грусти об умственности нашего уклада душевного. Искатель маскарада устал и сердце вынул из груди. А если о любви, то очертанья губ подобны наклонённой лодке, и это всё. А щебень и извёстка оставлены за волнами вдали; кленовый город, волны, корабли и порванная на груди рубаха особняка, и персонажи краха, и персонажи красок на крови. О подожди! Когда бы жизнь могла, она б с тобою поиграла в жмурки, нож – косоглаз и дремлет у печурки, как кот. Плод раскрывает плоть на дереве желанья и познанья. Мгла дачная дощата. Расставанье в тебе по черенок. И он – рычаг себя поднять как яблоко на небо; актёр качается, и зритель просит хлеба; и медленно течёт вода из хлева, и птичница несёт зерно в горсти. 11 ………………………………………. И птичница несёт огонь в горсти. И мальчик смотрит удлинённым глазом в щель между веками в ущелье лаза, в сад, где свинец огранивает стразы в ораторском беспамятстве дождя. Дом наклонён к закату. И трава вылизывает слипшиеся ноги растения, уставшего в дороге и наклонившего бутон ко рту. Ртуть катится по горлу. Листопад тяжелой птицы, раненной терпеньем к земле. Скворец теряет зренье на близорукой маленькой росе. Подумай сам – об чём твоя беда всё воет мимо выступов оконных, и вьюга плачет, падая в знамёна и не прикрыв лица. И нож проходит мимо милосердно не прикоснувшись к ране. Со стола ты скидываешь кость. Себе. Собака скулит в овраге около костра: надрез на шее – каждый позвонок – дыра в копилке. Медный звук в утробе фаянсовой. Фигурное надгробье. – Когтями расцарапана трава. Живой иль мёртвый, ты неотличим под белоснежной лампой, и прозектор кладёт батон тебе у входа в сердце и чай вливает в мутное стекло. И заполняют в поднебесье хоры кому за вредность платят молоко. Стой, где стоял вчера обрюзгший куст в тяжёлой жвачке листьев или почек. Ограда смирная и наклонённый почерк. Вода червём ползёт между урочищ и замыкает местность в окоём. Где на излом проверенный ручей, на поворот – дорога, и на хрупкость хребет проверен, и ещё подруга на синий шарф и вечер за окном. Ночь. Совы-фонари. Гремят засовы. И голова болит перед дождем. 111 …………………………………….. И голова болит перед дождем. И холм брюхатый с врывшимся по локоть кустом – в припадке соловья и хлопьев жасмина запыхавшегося – клонит к сердечной, с канцелярским номерком руке обгрызанное лентой темя. И трель топорщится – переиначить в воск губ глину. Распростёртый холст дарует соты, защищая спину, прижатую к стене. Идут домой молочные, как вымя, фонари, и крошечная бородавка куста отмечена у входа в арку – оставленный на зиму воротник. ………………………………….. …Там, где аккорды пышные измяты, продавлены ступени. И объятья упали на рояль, ещё хранят как недомолвку – влагу интермеццо из пива с поплавками из черешни на нотном разлинованном листе в тетрадке клетчатой с подтёком синим; и утро ворс сдирает со щеки, как старые обои; жизнь хранима мостом разъятым, чтобы не могли бы как клещи сжаться. ……………………………………. Холодно в груди – там, где топор, уткнувшийся в колени сосны. Песочек сыплется, и дети играют в сад. Брусника по лицу рассыпана, как корь из туеска. Когда-нибудь и нам наскучит ночь (домашний крот прожёвывает землю и сплёвывает камешки) и верность чему-нибудь, не знаю, ну к примеру, придумай сам: чтобы речной вокзал нас ждал в гирлянде лампочек. Корыто щербатое подставлено, чтоб крыша спокойно протекала на траву, на дерево в бумажных папильотках, на рёбра лодки в выскоблинах белых. И женщина вздыхает узким телом и раскрывает ноги как тюльпан. * * * Жизнь в ожидании жизни прошла, волчьи глаза фонарей провожали, скорбь обещали – дали печали, лица в мелу – сурьмила зола. Взбитый белок наступившего дня съехал и в бок ударял парапета, падал и тискал в поисках света изморозь стиранного белья. Не попадая во время, как в такт, белым шаром в оборвавшейся лузе, край черепицы лузгая, кружит память и виснет на проводах.