Михаил Этельзон – поэт прямого высказывания, многие его стихи почти сюжетны, повествовательны, что могло бы послужить упрёком иному автору. В ситуации с Этельзоном эти качества текстов оборачиваются поэтическими достоинствами его творчества. Бытовой, житейский факт в интерпретации автора превращается в художественно осмысленное произведение. Броская рифма, богатая аллитерацией строка, экспрессия, публицистичность в её лучшем смысле – характерные приметы его поэтической речи.
Д. Ч.
ЭМИГРАЦИЯ Это линия, черта, грань, граница, заграница, за которой ни черта – всё кончается, кренится, за которой ты никто, ты нигде, ты не родился, ты преступник, понятой – сам собой распорядился, соучастники твои по этапу, по цепочке, в неизвестность на двоих – через цепи ради дочки, оставляя мир и мор – и роддомы, и могилы, объявляя приговор и чужим, и самым милым, в немоту и глухоту, в темноту и наважденье, всё меняя на ходу – жизнь, страну, идеи, деньги, наконец-то не боясь, говоря о сокровенном: из какой ты грязи князь, что за кровь течёт по венам... Это новый материк и оборванные нити, плач родных, таможни крик, жребий твой, а не планиды, и в руке последний грош, и судьба, что ты кроишь сам, и земля, где ты умрёшь, и родишься... И родишься. С БРУКЛИНСКОГО МОСТА Въедешь в Манхэттен с Бруклинского моста, ахнешь от вида, ухнешь по тормозам, вот они – шпили, высятся на местах, бьющие в небо, в нёбо и по мозгам; вот они сети стритов и авеню, жёлтые лихорадочные такси, глотки витрин и вывесок – сome in, уou! шоу бродвейских опиум и токсин. И забываешь будни свои и дни, втуне и тине тянущие на дно, только откройся, звуки в себя втяни, сотни наречий, расы, наряды... но не растворяйся, не исчезай в толпе, с мира по нитке ткущих живую ткань… пусть растворяясь, силы дают тебе снова вернуться в бруклин – тьмутаракань. МАНХЭТТЕН Как допотопный ящер, внушая миру страх, уверенно стоящий на лапищах-мостах; вцепившийся в соседей – Нью-Джерси, Бруклин, Квинс, сквозь уличные сети смотрящий в даль и высь; шипами небоскребов распугивая птиц, кроя небес утробу и облачный батист, шипящий и ревущий, на то и остров – остр, на части часто рвущий людские души – монстр; запретный и заветный и плод, и дикий зверь – на въезде в заповедник народов, рас и вер. ВИННИЦА Не виниться мне перед Винницей, не виниться ей предо мной, всё иначе за далью видится, да и сам я вдали иной. Замурована в Муры Винница¹ и расписана по чинам, словно жизнь моя, половинится – Южным Богом рассечена.² Коцюбинского или Порика – с днём рождения и прощай: обжигая меня без пороха, город выбросил, как праща. Над лесами и над болотами долетел до чужих земель, с перелётами-переплётами и обиду забыть сумел. Затянулись рубцы на памяти – затерялись среди других, но из прошлого не пропала ты – там друзья мои и враги. Строя новые над могилами ставки, офисы, этажи, не накажут и не помилуют – исковеркав мою фамилию, помянут, шо когда-то жил... ¹ Муры – стены иезуитского монастыря (1610г.). ² Южный Бог – древнее название реки Южный Буг. НЬЮ-ЙОРК – СМОЛЕНСК В. Лаврову Письма медленные из Смоленска, и оборванные в хвосте... интерниточка – тоньше лески – не выдерживает вестей... И читаются с переводом, открываются не всегда, только в адресе есть – «Володя», рядом «Кара» – твоя беда. Просмолённый, в сети посетуй за Оку и за океан, рассылая мольбу по свету – грешен, брошен и окаян. Я и сам бы, да не умею – больше верю простым стихам, как твоим, посвящённым Меню, от которых я затихал. Дошепчись, докричись до Бога – до оглохших его ушей... Не услышал... Помог Набоков – вместе с Гатчиной он в душе. От музея и встреч теплея, я разглядывал потолок, словно бабочка до дисплея, изучал над собой «сачок». И вещал, как в горах Синая Моисей, получив Завет; исходил у метро «Сенная», и шутил... но упрёк в ответ. Распрямился тут без нагрузки, разошёлся – чуть из дверей, и смешно, и немного грустно: я в Нью-Йорке – ну, чисто, русский, ты в Смоленске – ну, прям, еврей. Письма хрупкие из Смоленска, оборвётся и «Травести»... Вот и слышится «из Моленска», вот и пишется мне – «прости...» МАЙДАН Переведи меня через майдан... В. Коротич Переведи меня через Майдан, он многим чужд, опасен, непонятен, там дым надежд и сладок, и приятен, там снова Сечь и вольное «Айда»! Сменяют трон бандит и казнокрад, одним – лафа, другим давно обрыдло. Верхи не могут, повторяя – Быдло! Низы – как быдло – больше не хотят. Что мне дороже – Север или Юг, какие реки наполняют вены? – в одних Невы державной бег степенный, в других кипит от боли Южный Буг. Я тоже помню с детства имена, где ложь и правду принял я на веру: Богдан, Махно, Петлюра и Бандера... Я помню всё – есть счёт и у меня. Но как принять и не сойти с ума – в который раз имперские оковы... Владыки мира и солдаты – кто вы, какая с Крымом к вам придёт чума? Сжимая зубы, пасынок трёх стран, за Украину, где родился лишним, прошу – Судьба, История, Всевышний, переведи её через Майдан. Переведи её через Майдан. ДО ВОЙНЫ Я поехал туда до войны... Тучи в небе уже нависали, озирались с опаской вассалы из-за Вислы, Дуная, Двины. Обречённо искали навес, продавая и межи, и вежи, бронепоезд, полвека ржавевший, ордена и знамёна – на вес. Но косились с других берегов, собирая орду за Амуром; к ним послом засылали Амура, за друзей принимая врагов. Соревнуясь, стрелу за стрелой запускали, безумно, за море, где растерянно правил заморыш неприлично богатой страной. И дышать становилось трудней, духоту объясняли погодой, до войны оставалось три года, а до лета всего пару дней... И на небо никто не глядел, даже если гроза и угрозы, на чеку и чека, и угрозыск, не исчерпаны нефть и берёзы, много пива, весны и блядей. Я поехал навстречу мостам... Жизнь казалась беспечной – с экрана, и спокойной, как глаз урагана, где не веришь плохим новостям. Но по трещинам стен и дорог, по тому, как плывут облака там, понимал – не кончалась блокада, и не выучен страшный урок. НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ Западный – так же, без перемен... новости на восточном, это разминка, другим пример, опыт, пока цветочки; проба терпения, глоток, сил, планов, детей подросших; это ударивший в мозг токсин нефти на бездорожье. Это двуглавый, сорвав кольцо, выпустив снова когти, тянет обратно в гнездо птенцов, крылья ломая, кости. Время державе играть с огнём – гордость опять задета, время в Европу закрыть окно, рядом создать Судеты. Время империю городить: с воплем рвануть рубаху – рубище старое на груди с дырами карабахов. Время возврата и дележа, выбора: «наши» – «ваши», на конституцию положа, руку поднять в реванше. Это сметающий ураган, плач – «за страну обидно», вместе кричащие «смерть врагам» нации цвет и быдло. Это ведущая в никуда та же тропа по трупам, снова равнение на Китай, жизни в обмен на трубы. Время разделывать под орех бывших друзей – поточно... это на западном – помнят Рейх, вспомнят и на восточном. ТАМ что случилось там – ничего почти. ничего. почти. говорят, война и немного трупов. немного трупов. не грузи себя, сочини стишок, у других прочти. остальное лишнее – слухи, новости. сам ты рупор. и труби в дуду, напевай, бубни, бормочи в ночи, ни о чём плохом, ни о чём таком – не грусти, не надо. о любви пиши, о красе пищи, о себе строчи. далеко гремит, над тобою – тишь: ни дождя, ни Града.