Андрей Грицман

Андрей Грицман
США

Поэт и эссеист, москвич, живёт в Нью-Йорке. Многочисленные книги и публикации на русском и английском языках. Главный редактор и издатель журнала поэзии «ИНТЕРПОЭЗИЯ».

Цитаты

Интересно наблюдать за развитием стихотворения Андрея Грицмана. Он – непредсказуем. Иногда это короткая строка, напористо-энергичная с первых слов, строго зарифмованный катрен, ведущий художественную речь по прямой логике её развития, эмоциональный – от первой до последней строки – взрыв мысли, выброс переживания. В другом случае – постепенный разгон, втягивание читателя в воронку поэтического движения – следи, следи, если не хочешь упустить нечаянную логику именно этого стихотворения! А скорость движения в этой воронке растёт, напряжение становится предельным – стихотворение достигает своей кульминации? Возможен и такой вариант. А иногда у Грицмана образуется некая синусоида – передышка-вниз, и снова вверх на ещё большую высоту, порой неоднократно – и уже не понимаешь: поэт стихийно держит эту ноту или стихия стиха владеет им. А скорее всего это confluencia – слияние обеих стихий!

Чкония Даниил

Характерная черта поэзии Андрея Грицмана – исповедальность. Он не боится раскрыть своё переживание, свою боль перед читателем. Но это ни в коем случае не истеричная жалобность, не бьющая сентиментальность. Это – мужской разговор в доверительной интонации. От житейского сюжета к библейской теме, от короткой зарисовки к балладному полотну, от глубокого размышления к эмоциональной вспышке – раскрывается дневник души поэта. А непредсказуемое развитие его стиха, о чём мне уже доводилось писать, прочно удерживает внимание сопереживающего читателя.

Чкония Даниил

Андрей Грицман краток в биографической справке, иначе читатель утонул бы в объёме информации о нём, широко известном. Он литератор в самом верном – пушкинских времён – смысле этого слова: поэт, критик, эссеист, редактор, издатель. И в каждой из этих ипостасей – блестящ и глубок. Его стихи часто не признают рутинных принципов рифмовки и размера. Рифма может исчезать и тут же всплывать в соседних строчках, она может «гулять» в начале строки, на цезуре, в конце строки, создавая ещё и богатство звукописи, размер то притормаживает, задерживая внимание читателя, то снова набирает ритм и скорость. Не раз автор обращался к короткой прозе, которая определялась как проза поэта. Тем интересней, что поэзия и проза сошлись: стихотворение в прозе, открывает эту подборку.

Чкония Даниил