Поэзия метрополии

Автор публикации
Дмитрий Артис ( Россия )
№ 2 (14)/ 2016

Стихи

Поэзия экзистенциальных путешествий, когда автор стихов по-настоящему глубок, сложен, проницателен и, главное, обладает незаурядным образным мышлением, которое я иногда называю индивидуальным авторским сумасшествием – всегда большое удовольствие для читателя. Вот и поэзия Дмитрия Артиса, на мой взгляд, такое изрядное удовольствие. Правда, зачастую с горчайшим привкусом, потому как ощущение всей трагичности жизни вам в этих путешествиях гарантировано. Впрочем, это ощущение во многом компенсируется этаким ироничным художественным прищуром автора, позволяющим почувствовать, вернее, даже почуять, что определяющим в этом поэте является его принятие жизни.

 

О. Г.

 

* * *

 

В январе на море смотри, смотри

и не смей глаза от него отвесть.

Только всем, что есть у тебя внутри,

можно море съесть.

 

Горизонт повсюду, куда ни ткнись,

завалился набок небесный штырь,

и совсем не стыдно подняться ввысь,

растянуться вширь.

 

Ледяную крошку запьёшь вином.

К сорока годам, как подросток, тощ,

но какая сила в тебе одном

и какая мощь!

 

Будто кто тебя наделил движком,

в оборот пустил, отвалил щедрот –

в январе по морю ходить пешком,

разевая рот.

 

 

* * *

 

Раньше сауна, лес, рестораны,

а теперь по судам, по судам.

Завелись в головах тараканы –

вот и маемся не по годам.

 

Не хватило для брака двужилий

всем известного слова на «ж».

Вроде толком ещё не пожили,

но своё отгуляли уже.

 

Адвокаты из местной конторы

закопаются в нашем белье,

в осознании снов, по которым

измеряется небытие.

 

Друг на друге завязаны туго –

и туда не рвануть, и сюда,

вот и выйти из брачного круга

не смогли без решений суда.

 

Будто чай из опилок заварен,

пьём и думаем: «Что же мы тут?»

Размножаются рыжие твари

и себя за стихи выдают.

 

 

* * *

 

У Бога за пазухой тесно,

и всё-таки лестно, поди,

пластами слоёного теста

лежать у Него на груди.

 

Забыться, отринув печали,

не ведать земной суеты,

когда упадают ночами

с небес ледяные цветы.

 

Его аккуратные Длани

любого к себе приберут.

Каких ещё надо желаний

святому и грешнику тут?

 

 

* * *

 

Какая скука в Петербурге...

Махнув от ста до пятисот,

идёшь выдавливать по букве

однообразие пустот –

 

писать, нисколько не вникая

в происходящее с тобой, –

ночь скоротается, такая

похожая на день любой,

 

когда ни воздуха, ни дыма,

живётся только тем, что пьян –

внутри тебя непобедима

страна рабочих и крестьян,

 

демонстративная эпоха,

и, чтобы не было смешно,

тебе должно быть очень плохо,

а может быть, и не должно.

 

 

* * *

 

Мы с тобой на коне,

и вокруг ни единого мрака –

эта часть бесконечности

больше законного брака.

 

Восходящей прямой,

по наклонной,

неправильным кругом –

и друг другом промокнем,

как сны промокали

друг другом.

 

По траве ли, по гравию,

чувствуя сложенность крыл,

и не важно, кто правит

и кто кому спину прикрыл.

 

 

* * *

 

Война, война...

А жизнь всё так же

невозмутимо хороша.

Я заложу последний гаджет,

куплю винтажный ПэПэШа.

 

И негде будет ставить пробы,

когда, испытывая страх,

начну расстреливать сугробы

на отдалённых пустырях.

 

И день, и ночь. Без остановки.

За поддержание войны

меня погладят по головке

все коммунальщики страны.

 

Займётся болью поясница,

ладони сточатся до дыр –

погибну я, и мне приснится

весна, похожая на мир.

 

 

* * *

 

Приятен глазу белый цвет,

и я, весь в чёрное одет,

как неопознанный объект,

пересекаю: а). Проспект;

b). Тротуар; Тропинку – с);

газон с бордюром на торце...

 

Пересекаю (сквозь дома)

дворы, знакомые весьма,

затем – соседние дворы,

где не бывал до сей поры,

кусты, мосты, торговый ряд,

пересекаю всё подряд,

 

вокзал, газон один ещё –

он с тротуаром совмещён,

фонтаны, улицу, опять

газон, киоск «Союзпечать»,

эпоху, звёздочку в окне,

петра на бронзовом коне,

 

театры, площади, музей,

врагов, приятелей, друзей,

свободным шагом, на бегу,

пересекаю, как могу,

любовь, которой много лет,

любовь, которой больше нет,

и – выхожу на белый свет.

 

 

* * *

 

Не за горой, так за туманами,

под горизонтами чужими,

питаясь хлопьями овсяными,

когда-то жили, не тужили.

 

Поля, изгибы полумесяца,

равнины, выверенность кочек...

И мне хотелось не повеситься,

но с этим как-нибудь покончить.

 

То разворачивалась музыка,

то затихала, слышно еле,

и, будто крылья кукурузника,

ложилась в облако постели.

 

Ценилось большее за меньшее,

когда, подобно клавесину,

звучали песенки о женщине

и было одиноко сыну.

 

 

* * *

 

Куда бежать,

когда – тебе приснившись

вот этой ночью, этой вот зимой –

не ощущаю радости всевышней

и гордости не чувствую земной?

Каким галопом

вспенивать сугробы,

какие посетить монастыри,

шатаясь и расшатываясь, чтобы

хотя бы вера грела изнутри?

 

Пока ты спишь,

пока ещё настенных

светильников не вспыхнули бока,

пока ты спишь и видишь сон пока,

 

я по другую сторону вселенной

лежу в обычной позе неизменной,

разглядывая контур потолка.

 

 

* * *

 

В каком-нибудь избыточном раю,

где днём и ночью зреет чечевица,

зима наперекор календарю

к началу майских праздников

случится,

 

появится отчаянно, легко,

внезапно, как желание проснуться,

сгущённое польётся молоко

из облака похожего

на блюдце,

 

изогнутого облака, – и тут, –

пяти-, шести-, семиконечный атом

блеснёт своим божественным

распадом

 

и сызнова прокладывать маршрут

заснеженные мальчики пойдут

по самой главной площади

парадом.

 

 

* * *

 

Останься в одиночестве моём –

в моей высотке с выходом во дворик,

тот самый, где зацветший водоём

богат форелью на Великий вторник.

 

Влюблённому влюблённую в него.

Сжимается кольцо меридиана,

и над Москва-рекой, и над Невой

уже взошли туманы Иордана.

 

Неприхотливой женщиной, одной

единственной касавшейся престола,

останься, как религия, основа,

 

и в День благоволения – седьмой,

когда асфальт покроется землёй,

настанет Воскресение Христово.

 

 

* * *

 

Собака на коротком поводке,

газоном ограничена дорога

и жизнь моя, как в адресной строке

за три копейки скачанная прога,

 

теснится, ужимается, едва

вписавшись в общепринятые рамки.

Не слышно птиц, пожухлая трава

Топорщится, и солнце без огранки.

 

По тротуару мимо фонарей,

ларьков, заборов, мусорного бака,

хвостом виляя, шествует собака,

 

и поводок ослаблен, и за ней

трусит старушка голубых кровей,

услужливо отстав на четверть шага.