Татьяна Алфёрова. Территория Евы: Стихотворения. – «Геликон Плюс», Санкт-Петербург, 2015. – 212 с.
Шестую книгу питерской поэтессы Татьяны Алфёровой можно назвать книгой избранных стихотворений. Она открывается новыми стихами, а следующие разделы представляют собой лучшее из предыдущих книг Алфёровой.
Характерной чертой творчества поэтессы является цикличность стихотворений. Иногда она сама подчёркивает это, давая общее название циклу и нумеруя стихи. Сами циклы образуются по своей внутренней логике – это порой вещи, связанные поэтическим осмыслением исторических событий, в другом случае это произведения, по-своему осмысливающие мифы, легенды, впечатления от произведений искусства, и к ним примыкают циклично расположенные стихотворения, где основной нотой звучат «географические открытия» самой Татьяны Алфёровой.
Иными словами, весь культурный слой проживаемой жизни автора воплощается в эти стихотворные циклы.
И речь становилась стихами,
и звезды спускались с небес,
когда электрички стихали
и в окна заглядывал лес.
Неудивительно, что эта тяга к открытиям, музейно-историческим, географическим то и дело напоминает о себе в лиричесих признаниях:
По первому снегу так хочется ехать куда-то,
чтоб ночь, и вокзал, и билеты с проставленной датой,
но без указания станции –
вперёд, наугад, что достанется.
И неслучайно возникают на протяжении книги картинки Рима и Флоренции, Греции и Колхиды, античные пейзажи и образы России, представленные огромными пространствами и расстояниями. Мир разнообразен и един одновременно в восприятии поэтессы. Человечество едино. У всех у нас общие истоки, что не мешает чувству родины, а любовь к ней никак не отрицает открытости к общечеловеческому, всем понятному и всеми ценимому. И потеря этого чувства общности трагична. По-своему это преломляется неожиданным образом в стихотворении «Вино» с подзаголовком «Праязык»:
…Были же грозди янтарно-прозрачные, сладко-,
были и терпкие синие, мелко-тугие…
Дни эти – ягоды – в памяти плотной закладки,
что ж открываешь всё чаще страницы другие?
Зреет вино – праязык наш коснеющий общий,
нимфы на нём вне времён о любви лепетали…
Видно, другое привез плутоватый наш кормчий,
время пытаясь объехать по горизонтали.
Жанровое разнообразие – характерная черта её творчества. При этом Алфёрова легко держит интонацию стихотворения, ненатужно меняет ритм и метр, демонстрируя свободное дыхание, доверяет своему читателю – не усложняя искусственно поэтическую речь, если этого не требует сюжет стихотворения. Она не боится простоты, за которой открывается движение поэтической мысли. Никакого псевдоглубокомыслия нет в её лирике. Ей известен прямой путь к сердцу и уму читателя:
Опять прилипнет простенький мотив,
ни подобрать к нему, ни вспомнить слов,
замрешь надолго, руки опустив,
как в поле средь травы болиголов.
Поэтому и веришь ее строке: «И речь становилась стихами».