Книга стихов Светланы Крюковой «Иное небо» держит взятую ноту с первой страницы до последней, создавая её особый поэтический мир. Читатель быстро привыкает к её интонации, её жесту, её голосу. Крюкова видит окружающий мир сквозь призму свойственного ей мировосприятия. События, происходящие в этом мире, перекликаются с событиями её переживаний, занимая равновесные местоположения в дневниковой записи души. Регистры интонации разнообразны и объёмны.
Вхожу в холодные зеркала, ищу тебя,
но лишь отражения вижу.
Я расчёсываю свои волосы, свои длинные волосы,
тысячи лиц смотрят на меня, мои руки легки.
Тысячи моих лиц смотрят мне вслед,
когда иду к тебе – всё это разные зеркала.
Ходила как вода за тобой, следом ходила ненужная,
пока рекой не стала. Гляжусь в речную гладь –
зеркальные нити вплетаются в мои волосы,
золотые корни овивают меня, уносят на запад,
уносят на юг, но всякий раз вздыхаю у той же реки.
Мне бы уйти к тебе и не возвращаться,
следить за медленным течением,
сплетать волосы жгутом и ждать, когда запоёт птица.
Сила женской любви и страдания намечена тонким пунктиром. И каждая строка несёт свой груз, как река несёт своё течение. Вообще, тема влаги, воды, реки, моря звучит постоянно. Крюкова по-особенному видит и чувствует живое пространство воды, пронизывает его до глубины, до дна.
Роняя лепестки, вечер налегке спускается к морю,
где само время – окаменелость прошлой секунды.
Уплыть на лодке в дали,
где в тёмных глубинах мокнут рыбы,
где глаза старцев вглядываются в бесконечность,
где холодно и зябко, но так близко к небу –
потерянные облака плывут сквозь туманное время,
потерянное время таится в облаках.
Удивительный эффект происходит в ощущении ритма стихотворения. Не сразу ты понимаешь, что это верлибр, свободный стих, так мерно течёт стихотворение, так музыкально его звучание. У Крюковой тонкий слух и точный звук.
В придуманном нами мире туман,
вымышленные имена на запястьях.
Читаю твоё имя,
проговариваю вслух – мне нравится.
Да, был такой царь в Древнем Египте.
Нет! мудрец в Древнем Риме. Древнем мире.
Моё имя неизменно,
начинается на «Э» и не заканчивается;
на мне серая туника в тон туману, лёгкие сандалии –
здесь можно ходить босиком и не бояться змей...
А яблоки я не люблю.
Какова инструментовка этих строф! Аллитерация, игра слов, зеркальная их перекличка! А поэтическая мысль наполняется драматичным содержанием, болью.
Решишься жить,
а уже зима и птицы в далёких краях.
В сердце моём не было счастья –
это ветер пролетал мимо и задел прядь волос,
это твоя рука коснулась моей и стало светло и понятно.
Следить отсутствующим взглядом
за тонко осыпающимися песчинками, думать о нас.
Всему виной гроза,
сказанное тобой можно отпустить на волю –
это дождь говорил твоими словами,
это молнии врезались в моё сердце...
Эти молнии пронизывают и сердце читателя, которому открывается лирика Светланы Крюковой. И тогда он понимает слова Поэта:
Нужно бы жить медленнее...
Нам ли, летящим на свет, думать о вечном,
петь о любви и сжигать страницы нечитаных книг –
мы выйдем в солнце нагими
и будет ветер петь нам прощальные песни.