Поэзия диаспоры

Автор публикации
Марина Гурман ( Израиль )
№ 1 (45)/ 2024

Обнимаю тебя через горе

Марина Гурман создала свой поэтический мерцающий мир, в котором все времена жизни впадают в зависимость от фосфорецирующей на глубине сознания памяти. Причём, память эта находится в самых разных координатах. Это, прежде всего, память шумов, шорохов, шелеста – во время дождя; ветра, который «свернулся улиткой» и морской волны, издающей «глухие протяжные стоны»; яблок, которые осенью «падают гулко, с оттяжкой»... Шум – это всегда неоформившееся слово, та звуковая руда, из которой старатель добудет всё, необходимое для поэтического высказывания; это тёмная сторона речи, её зазеркалье, не прикрытое смыслами, значением, но уже приспособленное для того, что Роман Якобсон называл «грамматикой поэзии». И речь в поэзии Марины Гурман словно продолжает свойственный её грамматике дуализм: где-то должен быть лучший мир («Куда же нам идти по краешку зари? / И где она, земля, которая приснилась?»), где-то осталась та самая, из детства, маленькая Марина, к которой элегически обращается автор («До востребованья, Киев, главпочтамт./ Я письмо себе пишу который год, / Этой девочке, ещё живущей там, / Но она за ним, конечно, не придёт»). Память – это то, что даёт силы выстоять в угнетающем настоящем («Тычется мордой память-дворняжка, / Просит её пожалеть»), особенно после 24 февраля 2022 года, а Гурман родилась в Херсоне; и после 7 октября 2023 года, ведь Гурман живёт в Израиле. Память об отце, о маме, о бабушке, о себе и любимом мужчине, как напоминание о том, что в жизни всё есть черновики, которые мгновенно отправляются временем в архив, и ничего никогда не исправить («И за стеклом дождя чужую жизнь живут»): «Меж утренним кофе и вечерним виски / По ощущению две минуты». Понятно, что речь здесь не идёт о символах и аллегориях – в поэзии Гурман память озвучена онейрическим мотивами, и в каком-то дистопическом ракурсе возникают такие видения: «Представь, что на земле вокруг / Нет больше ни друзей, ни близких, / Лишь мы, не разнимая рук, / Сидим и пьем последний виски». Картина мистическая, из сновидения, из мира, пограничного по отношению к реальности. Мне кажется это близким по ощущению к строкам Алексея Парщикова: «Да, есть у мира чучельный двойник, / но как бы ни сильна его засада, / блажен, кто в сад с ножом в зубах проник, / и срезал ветку гибкую у сада». Поэзия Марины Гурман – для тех, кто способен проникнуть в сад, а уже вишнёвый он, яблочный или райский – не нам решать.

Геннадий Кацов

 

ОБНИМАЮ ТЕБЯ ЧЕРЕЗ ГОРЕ


* * *

Всю ночь была гроза. Мой пес, ища защиты,
Толкался лапой в бок, заглядывал в глаза.
И гром не утихал, и яркие софиты,
Высвечивали двор, вонзаясь в небеса.

Он спать мне не давал и подвывал в прихожей,
А во втором часу пропал в квартире свет.
Лохматый паникер, он понимает тоже,
Что от судеб вообще нигде защиты нет.

Я обняла его и отложила книгу,
Ну как тут объяснить, что это не всерьёз,
Что кто-то наверху светил и мебель двигал,
Что скоро пронесёт грозу, трусливый пёс?

А я читала в ночь, как Блока хоронили,
И как его несли от Пряжки на плечах.
Потом прошла гроза, и в доме свет включили,
И я смогла уснуть, и слезы на щеках.


* * *

Обнимаю тебя через море,
Обнимаю тебя через горе.
Обнимая, беззвучно кричу,
Что обнять через море хочу.

Так хочу, чтобы флейтой забытой,
Одинокой и пылью покрытой,
Заиграло былое во мне –
В темноте этих дней, в тишине,

Чтобы ноты мостом между нами,
Чтобы лодкой под всеми мостами,
Чтобы ласковый дождь в небесах...
Впрочем, что я? Ты знаешь и сам.


* * *

Мы бросим пить саке или другую дрянь,
Мы замки на песке построим и разрушим,
Мы выйдем налегке, причем в такую рань,
Когда фонарщик Ганс вот-вот фонарь потушит.
Мы выйдем налегке, в дорогу не возьмём
Золу сожжённых дней, неразбериху споров,
Ведь не улитки мы – таскать с собою дом,
И запираться в нём на тысячу запоров.
Полярная звезда бледнеет, посмотри,
Фонарщик Христиан, скажи-ка, сделай милость,
Куда же нам идти по краешку зари?
И где она, земля, которая приснилась?


* * *

В цепочках из дождя, где капли вдеты в капли,
И странной бахромой сползают по стеклу,
С той стороны окна, где тополя озябли
И вымокли цветы,
Другого я люблю.
С той стороны луны, которую не видно,
Наверно тоже есть
Такая же, как я.
Сидит, глядит в окно сквозь занавеску ливня
И думает: как жаль, любила не тебя.
И там, и здесь зонты плывут по тротуару
И мокрые цветы поспешно продают,
И целый ворох астр идет почти задаром,
И за стеклом дождя чужую жизнь живут.


* * *

За безнадёжность ноября,
За года смертную усталость
Давай-ка дёрнем вискаря,
Плесни мне, сколько там осталось.
Пусть сумерки заходят в дом,
Не надо жать на выключатель.
Представь себе, что мы вдвоём
Остались тут в живых случайно.
Представь, что на земле вокруг
Нет больше ни друзей, ни близких,
Лишь мы, не разнимая рук,
Сидим и пьём последний виски.
И этот день – последний день
И года больше не осталось.
Лишь мы и на обоях тень
Деревьев нашего квартала.
Да старый пёс наш втихаря
Закуску со стола таскает
И этим всё же разбавляет
Всю беспросветность ноября.


* * *

В трамвае место уступает
Вчера мне девочка одна,
(О как же это убивает.).
Ну как она не понимает,
Что я такая, как она?
Ну, без кудряшек и без ранца,
С лицом, пускай немолодым
Но я такая же пацанка,
Не повзрослевшая ни разу...
Полвека унесло, как дым,
С тех пор, как я была, как эта
Девчонка. Так оно и есть,
Что в джинсы рваные одетой,
В крутых очках и модных кедах,
Мне все же лучше бы присесть.
Но я ей говорю: ну что ты,
Я на ногах стою вполне,
Но, понимаешь, как-то годы
Бегут, как... фонари в окне.
Трамвая. Нет, не понимаешь.
И слава Богу, ангел мой.
Ты мне в трамвае уступаешь,
А я тебе освобождаю
Местечко в будущем, за мной.


* * *

Покупаю что-то про запас,
Я запасы делать не умела
Потому что, мам, война у нас,
Это же не шуточное дело.
Гречка, мыло – кругом голова.
Мыло с гречкой или гречка с мылом?
Мама, если бы была жива,
Ты б меня сегодня похвалила.
Мамы знали, цурес мит а юх 
Все-таки полегче, чем без юха.
Слышишь, мама? Напрягаю слух –
А в ответ, естественно, ни звука.


* * *

Шла собака по роялю,
Шли каникулы, июнь. 
Одуванчики стояли
Все такие – только дунь.
Огороды по линейке
Окружали городок.
Шёл гудок с узкоколейки
И по полю ветерок.
Помню, в заросли крапивы
С ходу плюхалась звезда.
И совсем неторопливо
Шли и шли мои года.


* * *

Только не болей. Большего не прошу,
И состаримся вместе в этой квартире,
Где дырок в стенах больше, чем в сыре,
Где мы с тобой жили, в основном, в мире
Друг с другом, прислушиваясь к дождю,
Норовившему в дом, сквозь щели в рамах, 
И я ходила за ним с ведром,
И злилась, что жизнь меня ставит раком,
Что в этом доме, таком дурацком,
Это не жизнь вообще, а вообще, дурдом.
А потом смеялась и лезла под одеяло
На твой диван, прожжённый – вот чёрт,
И вонь твоих сигарет вдыхала.
И время двигаться переставало –
Когда целовала в смеющийся рот.
А когда ты входил, как дождь без спросу,
Мое «я! превращалось немедленно в «мы»,
А кожа – в одежду, что нет износу,
Состаримся вместе. Отведи эту косу,
Что нацелилась, острая, изо тьмы.


* * *

Алым неоном подсвечены клёны,
Жёлтые проблески в локонах ив,
Моря глухие протяжные стоны,
Яблоки белый налив.
Папа по пляжу идёт с сигаретой,
Темная тень на свету.
Боже, зачем же припомнилась эта
Осень в Железном Порту?
Падают яблоки гулко, с оттяжкой,
Столько до лета съесть не успеть.
Тычется мордой память-дворняжка,
Просит её пожалеть.


СТИХОТВОРЕНИЕ ДЛЯ КОШКИ

Утром встанешь, покормишь кису,
Хорошо, что нужен ещё кому-то!
Меж утренним кофе и вечерним виски
По ощущению две минуты.
Гладишь её и думаешь, Боже,
А ведь девятую доживает,
Ты уж продли ей, насколько сможешь,
Ну, и мою (а зачем, не знаю).
Спринтерским бегом несутся стрелки,
Что с часовым механизмом стало?
Пока накладываешь в тарелку,
Неделю, как языком слизало.
А мы ведь с ней попривыкли всё же
В этом мире, пусть и не лучшем,
Нам бы побыть еще трошки с кошкой,
Слышишь, Боже? Услышь, послушай.


* * *

Что видела, птичка, в чужой стороне?
О чём говоришь ты по-своему мне –
Взахлёб, невпопад по привычке, 
Как будто я знаю по-птичьи?
Скворец-торопыга, мой старый дружок,
Ты был в Украине, и видел снежок,
И голые вербы, и лёд на реке,
И ветер холодный трепал по щеке.
Когда же терпеть уже не было сил,
Ты встал на крыло и сюда поспешил,
Где теплое солнце в избытке,
И ветер свернулся улиткой.
В реке не вода здесь, а мёд с молоком,
И вербы не сыщешь, лишь пальмы кругом.
Они мне уже, как родные.
А ты говоришь – ностальгия. 


* * *

До востребованья, Киев, главпочтамт.
Я письмо себе пишу который год,
Этой девочке, ещё живущей там,
Но она за ним, конечно, не придет.

А каштанов лепестки, как мотыльки,
А в Днепре такая ясная вода.
У меня клевали голуби с руки,
И склевали потихонечку года.

Знаешь, девочка, я помню этот май,
Эту ночь и выпускной десятый Б.
Ты живи, и по Крещатику гуляй...
Как же я скучаю по тебе!


ПАМЯТИ МОЕЙ БАБКИ

Селёдка с картошкой, родная еда,
И бабушка Циля Мойсевна
Любила селёдку везде и всегда,
Как все мы, галутное семя.

Забуду ли этот отлив голубой,
Когда она шкурку снимала?
Вчерашней газетою, «Красной звездой»,
Клеенку стола прикрывала.

Я в память о бабушке водки налью,
На вилку надену кусочек.
Давно уже бабушка Циля в раю,
Она заслужила уж точно.

Абысселе  водка, и слезы пойдут,
Потоком, как детские, хлынут.
Откуда ж ей знать, что её отвезут
Свой век доживать в Палестину?

В ашдодской больнице селёдки в меню,
Конечно же, нет, как и водки... 
Ах, бабка, давай я тебя помяну,
Картошечки с маслом горячей намну
К родимой селёдке.

 

Сплетня
Ирина Копелевич. «Сплетня».

Бумага, акварель. 23х28 см. 2001 г.