Поэзии Владимира Мялина присущ удивительный эффект, весьма редкостный для нашего оголтелого времени и всё более оголтелого в своей постмодернистской актуальности искусства. В его стихах время замедляется, будто Некто, управляющий этим незримым процессом, осаживает безрассудных коней Хроноса. Тексты поэта, будь то интроспекция, живописание или некая жизненная история, предоставляют возможность неспешно рассматривать мир в его самых явственных и самых зыбких, тонких, непостижимых проявлениях пристальными глазами поэта, постигать всю его полноту и трагичность. И это настолько увлекательное занятие, что хочется обратиться к поэту его же словами: «Пряди, тяни, веретено,//Врезаясь в дыры перфораций»…
О. Г.
* * * Когда похмельный дед заплачет – То сядут рядом сыновья, Нальют и выпьют за удачу И за родимые края – Края, где холодно и сыро, И в долгой памяти дворов Есть колебание эфира И нимбы ветреных костров. И древний угольщик с корзиной – Как Ной, качнётся на волнах; Тугой воскресной паутиной Засвищет скука в проводах… В квартире, раненной навылет, Застонут рамы и паркет… И сыновья нальют и выпьют Тогда – когда заплачет дед. * * * Ты – смоквы мешочек лиловый Зелёный мешочек – в пурге. Назло моей скуке столовой, Моей коммунальной судьбе. Назло моей горькой кручине – Мучнист ты и розов и трезв; Такой же падучий и синий, Как мой заметённый подъезд. Освенцима узник на стуле, К сиденью примёрзший старик, Что дремлет под липой в июле, – Положит тебя на язык. И речь оживёт молодая, В иссохшем его существе... И сложит старик, умирая, Метельную быль – о тебе. ВСПОМИНАЯ БРЕЙГЕЛЯ. МИЗАНТРОП 1. Там где мельница, овцы и луг – Черный скептик в лиловых одеждах. Вынул сердце крестовый паук – Режет жилу последней надежды. Впрочем, это – крестьянин-сосед, В шар стеклянный по брюхо упрятан, Отсекает кровавый кисет Иль мошну, где и злато, и ладан... Не заметил пропажи старик. А брюхатый хитрец не в убытке: С липким сердцем в трактире возник, Шар разбил – и пропился до нитки. 2. И пошёл он дорогой своей, Не любя и не зная людей. Весь иссох, бородёнка седа. Чёрный куколь, сутана; беда, Как трава приминалась под ним. А навстречу желтеющий нимб – Может – солнце; А может, святой Шёл от мельницы лёгкой водой. * * * Мы будем любить твою душу всегда – Гудели в осипшей ночи провода, Прогорклая ухала арка с огнём – И ветер качался в зрачке золотом. Ты только продлись, пустотелая ночь, Убьёт тебя утро – гони его прочь! Пора пробужденья, похмелья пора... Баюкаю душу твою до утра. И в светлый височек целую её. Уходит на цыпочках время моё. * * * Липы отцвели уже в июле. Мельница на облаке стоит... Чтоб ветра осенние подули, Держит путь Кихано инвалид. Хороши доспехи у Алонсо – Затекает в стремени нога... И толстяк, вкусив вина и солнца, Бьёт осла в упругие бока. Липы, липы с порошковым мёдом, Со шмелиным зудом ... Не ханжой Губернатор острова – с народом; Господин – с потешной госпожой... Много в жизни разных обстоятельств – И случайность в них, и Божий перст... Липы отцвели уже, приятель. И ветряк – зерно и ветер ест. * * * На колокольне свален свет; Небес темнеющих прорехи. Как странно: нас с тобою нет Ни в этом, ни в прошедшем веке. Куда девались? – вот те на – В такие благостные годы: Не трус, не голод, не война, Лишь – прибывающие воды... Лишь полюс тающей свечой Да Фукусима, да Невада; Да плавно сходим мы с тобой В горючий шорох листопада... * * * Пряди, тяни, веретено, Врезаясь в дыры перфораций, – Скупое серое кино Секунд, к которым не пробраться. Не за рогожей, не в окне, Не в чёрных кубиках паркета – Они, как башмаки во мне, Как шаг, проткнутый шилом деда... Как бас, задет струной отца, – Они и в доме – на подмостках Кино... И не было конца Разлукам, встречам – перекрёсткам... И башмаков взбирался шаг Над всем, что верило и жило... И были: струны и пиджак; И нить суровая, и шило... * * * Напиши мне всего два слова Про лазурь, белотелый храм – И про то, как земля сурова К передрогшим родным гробам. Этот вкус сладковатый клея На губах – и сургуч, и мёд... Опусти ты конверт, жалея, В синий домик... «Почтовый» ждёт. И дудит он в дуду златую, И чудно ему без дорог... И лежим мы в земле не всуе: Ничего чернозём не сжёг. * * * Всё выдумка на свете – правды кроме... А правда что?.. Луна в забытом доме; Паркет щербатый, голая стена, Обрывки ветхие обоев, тишина. – Та, что наполнена буфетом, шкафом, полкой, Шекспира бюстиком, прабабки сказкой долгой, Лампадой медленной, железною швеёй, Дверной накладкою да лампой жестяной; В прихожей – грудой башмаков старинной, Бархоткой, щётками да банкой с гуталином... Что выдумка на свете?.. В темноте Всё правдой кажется в душевной простоте; Всё истиной зовётся сквозняками – В забытом доме – вечными гостями... * * * И когда я уйду непроторенным днём, Будут слепо мигать фонари, Будут лампочки вспыхивать в сердце моём; Только стёкла от слёз оботри. Всё по-старому, всё на привычных местах: Книжный шкаф, небеса, табурет. И дождями давящийся город в глазах Человека, которого нет. И теперь лишь подумай, пойми, разберись, Чья в окне усмехнётся судьба... И огнями забрезжит дождливая высь, Неутешная наша вдова. * * * Заклубившийся змей паровозный, Языки золотого огня... Топкий снег, голубой и бескостный, Сохраняет следы для меня. Елей лапы и пальчики белки, И семян ноготки на снегу... Перевод ожидаемой стрелки Я никак угадать не могу... Голубеют снега и заносы, Змей клубится, деревья обняв. У него и у смерти белёсой По зиме одинаковый нрав...