Дорогие друзья!
Начиная с этого номера мы будем предварять обзоры публикаций в изданиях «Журнального зала» ответами одного из этих изданий на несколько наших вопросов – из тех, которые обычно интересуют и рядовых читателей литературных журналов, и поэтов, желающих опубликовать в них свои стихи. Всем нам хочется знать, что и по каким критериям сотрудники редакций отбирают для публикации. От номера к номеру вопросы могут незначительно изменяться. Отвечать на них будут главные редакторы журналов или заведующие отделов поэзии. Надеемся, что это нововведение поможет вам лучше сориентироваться в мире печатных периодических изданий и уменьшит дистанцию между поэтом и редактором.
Ведёт опрос Даниил Чкония – заместитель главного редактора и редактор отдела «Поэзия диаспоры» нашего журнала.
Сегодня на его вопросы отвечает главный редактор журнала «Арион», поэт Алексей Алёхин.
Алексей Алёхин родился в Москве в семье научного работника. Учился на оптико-механическом ф-те Московского ин-та инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (1966-70), окончил ф-т журналистики МГУ (1982). Работал в журналах «Советский Союз» (1969-90), «China Pictorial Magazine» (Пекин, 1990-91). Создатель и главный редактор журнала «Арион» (с 1994), на протяжении многих лет остававшегося единственным специализированным поэтическим журналом России. Печатается как журналист с 1965-го, как поэт с 1987 года. С 1994 года стихи и лирическая проза Алёхина печатаются во всех ведущих российских литературных журналах. Изданы пять книг. Опубликовал также книгу поэтической прозы о Китае «Письма из Поднебесной» («НМ», 1995, № 2). Стихи и эссе Алёхина переведены на англ., итал. и нем. языки. Член СЖ СССР (1975), СРП (1995). Секретарь СП Москвы (с 1999).
1. Сколь часто самотёк приносит произведения дебютантов, которые обращают на себя внимание?
Часто: в том смысле, что многие печатающиеся в «Арионе» авторы, в том числе и теперь уже весьма известные, попали в журнал из самотёка. Очень редко: в том смысле, что из всех стихов, поступающих в журнал – не только «самотёком» (а мы его весь читаем), но и от известных авторов, – в печать попадает хорошо если одна тысячная. Считаю только важным уточнить: «дебютант» совсем не означает «юный». Например, когда мы выловили из самотёка и первыми в России стали печатать Бориса Херсонского, ему давно шёл пятый десяток.
2. Насколько велики шансы дебютанта увидеть свои стихи опубликованными?
Если стихи получились – стопроцентные.
3. Предлагая подборку автора на рассмотрение редколлегии, Вы настаиваете на публикации, или отдаёте редколлегии приоритетное право принимать решения?
У нас не советское издание, мы не держим редколлегии. Все предлагаемые к печати стихи обсуждаются творческим коллективом редакции. А окончательное решение принимает единолично главред.
4. Есть ли у Вас – пусть условное – соотношение в объёмах и количестве известных авторов и дебютантов, столичных и провинциалов, авторов диаспоры и «поэтической метрополии»?
Никакого заданного соотношения нет, выбираются и публикуются все достойные печати стихи, вне зависимости от «ранга». Но известные авторы потому как раз известны, что у них таких стихов больше. Хотя бывает, что у «маститого» печатается одно стихотворение, а у никому не известного провинциала – подборка на 7 полос (примеры были). То же и с провинцией, и с диаспорой. В среднем от половины до трети авторов каждого номера оказываются немосквичи. Но мы это не нарочно.
5. Видите ли Вы какие-то особые признаки выбора текстов для публикации, отличные от других журналов?
Мы печатаем не авторов, а тексты: «всё совершенное по замыслу и исполнению следует печатать» – это из нашего манифеста 20-летней давности, и мы его блюдём. Удачное и даже выдающееся стихотворение может написать и начинающий поэт, и дилетант, поэтому никаких гарантий, что все напечатавшиеся в «Арионе» – истинные поэты, – нет. Главное, чтобы все истинные поэты – оказались напечатанными! И наоборот: даже крупный поэт может оказаться не на высоте, и мы этим его стихам откажем в публикации. Но это не значит, что порочен противоположный принцип, которого придерживаются многие другие редакции: год за годом отслеживать, предпочтительно, творчество важных для данного журнала, зарекомендовавших себя поэтов. Оба подхода имеют право на существование, просто мы выбрали свой.