Поэзия диаспоры

Автор публикации
Галина Погожева ( Франция )
№ 2 (10)/ 2015

Стихи

У Галины Погожевой – крепкая рука, что видно читательскому глазу. Читателя пробирает и взволнованная приподнятость интонации. Драматизм её поэтического высказывания не терпит никакого соглашательства – Погожева смотрит в глаза собеседнику, ревниво взыскуя его мужества перед лицом бытия. Такие стихи пишутся скорее всего не часто, но каждый раз на грани разрыва аорты. Мне кажется, она – ещё непрочтённый – или невнимательно прочтённый – современниками автор.

 

Д. Ч.

 

* * *

 

Пусти. В нас ни мужского нет, ни женского.

Мы время, в нас часы заведены.

В свой бальный плащ, больную тень Нижинского,

Как будто в крылья мы облачены.

 

В краю ветров, июнем холодеющих,

Где моря вздох у горя на краю,

В саду дроздов, от яблок молодеющих,

Мы погубили молодость свою.

 

Как было жить с такой душой играющей

Сквозь эту жуть – не море, не листва,

А просто шут, от горя умирающий

В кругу родных, не помнящих родства.

 

Но в страны тех, у нас жестоко отнятых –

Что ж память их? – но вспомнить пробил час! –

Плывёт на парусах, высоко поднятых,

Небесный свод, печально ждущий нас.

 

 

* * *

 

Август, твоё ночное

Имя черней воды.

Было ли что иное,

Кроме одной беды?

 

Памяти птиц пропавших

Траурный свет террас.

В нас, до утра не спавших,

Августа серый глаз.

 

И повторенье круга

Видишь в конце прямой.

И никакого друга,

Кроме себя самой.

 

Август! В твою дубраву,

В праведный холод фраз.

Ни по какому праву.

Просто в последний раз.

 

 

* * *

 

Мы выбрали воду затем, что она, ладья,

У нас верховодит, она нам велит шутя.

Мы ей повинуемся, словно она дитя,

А мы молодые, седые её дядья.

 

Шустра она, мачты её как мечты, но вот

Она обнажает какую-то злую суть.

Она зарывает свою молодую грудь

В холодное олово северных серых вод.

 

Стремленье нас жжёт. Подождёт нас страна полей,

Ведь там, за стеною идущей войной волны,

Есть небо синее, чем наши родные льны,

Лишь курс проложить в направлении журавлей.

 

И мы обращаемся в землю и в ил на дне

Ильменя и Ладоги и многоводных рек,

Мы таем во мгле, но скажите моей стране,

Что ей завещает ваш предок, варяг и грек:

 

Пусть строит суда, пусть спускает она челны

В холодные волны – мы люди воды и льда.

Лишь тронутся льды, отпускает, как боль, беда

И губы невольно, а вымолвят: – Мы вольны.

 

 

* * *

                               Александру Радашкевичу

 

Семь городов у Бога, семеро львов у Бога.

Ты оглянись немного, не замедляя бега.

Мимо ведёт дорога. Что ж, что уделов много,

Но ни в одном у Бога не было столько снега.

 

И ни в одном так много северных светлых арок

В прочем краю хибарок. За ледяным стеклом

Только один огарок высветит море чарок

На одного живого, сникшего за столом.

 

В мире, что вечно ищет вещего в каждой вещи,

Был он последний нищий, но не последний певчий.

Вновь занывает вьюга. Только Тобой ведом,

Вот он помянет друга, вот он покинет дом.

 

Шпага, седло и фляга. Крылья, перо, бумага –

Иго моё бо благо. – Держится этот круг

Лишь положась на Бога. Не выпуская флага,

Не замедляя шага. Не покладая рук.

 

 

* * *

 

Остановите лошадей! — Заря

Вечерняя печалилась, качались

Над головой цветы, и лекаря

К остывшему Потемкину домчались.

 

...Из глубины раздался голос, бас,

И с высоты ответил голос Бога.

Летевшая помедлила немного

И села на резной иконостас.

 

И вздрагивали, как двойные створки,

Два пудреные крылышка сквозь сон.

Безвременье. Империи задворки.

Безрадостная молодость. Херсон.

 

И в прошлое проваливались ноги.

Туда, туда, подальше от судьбы

Ведите нас, тенистые дороги,

Под вязы, под дуплистые дубы...

Прошли века. Но точно так же, князь,

Я в поле умереть хочу, на дальней

Отеческой земле многострадальной,

Предчувствуя, тоскуя и винясь.

 

 

* * *

 

Владетельного герцога посланье.

Зажжётся к ночи новая звезда.

Но медлит день, несущий на закланье

Свой бледный свет. И грусть как никогда.

 

Ещё не вечер, но немножко поздно...

Кончается поэзия. К концу

Подходит август – холодно и звёздно –

Как блудный сын к хрипящему отцу.

 

Уходит день. Он где-то в Ливерпуле.

В России ночь, давно уж там темно.

Там снова занят отливаньем пули

Наш человек. Но это всё равно.

 

Зажжём свечу – темно мне. У огня же

Я вижу лучше, чем при свете дня,

Что жизнь прошла. Настала осень, княже,

И золотом осыпала меня.

 

Мне скучно, бес. Всех нет, но хоть бы слёзы...

Посмотришь в сад – и что же видишь ты:

Что всё прошло. Остались только розы,

Георгия Иванова цветы.

 

 

* * *

 

А счастья-то, впрочем, нам надо немножко:

Оно так безумно!

К берёзовым рощам приникнешь в окошко:

Куда-то везут нас.

По всем этим будням мы прожили глупо,

А нынче так звёздно!

Но всё, что сегодня, и всё, что могло бы... –

Прекрасно и поздно.

В холодном вокзале, в прокуреннном зале,

В ненужном: – Пишите, –

Вам что-то сказали. – Вы что-то сказали?

Ещё раз скажите! –

За блажь и дерзанья нам сны наказанье.

Приснится, голубчик,

Что где-то в Рязани запряжены сани,

Постелен тулупчик –

И снегом и лесом, и лесом и снегом,

С берёзами вровень.

Мы сыты железом и вспомнить нам не о ком.

Не о ком, кроме...