-- В поле зрения «Эмигрантской лиры»

Автор публикации
Даниил Чкония ( Германия )
№ 3 (15)/ 2016

Неопознанная речь

Рецензия на книгу Натальи Поляковой «Радио скворешен»

 

Наталья Полякова. Радио скворешен. – М. : Воймега, 2016. – 72 с.

 

Наталья Полякова – поэт свободной интонации, её ритмический рисунок сродни живому человеческому дыханию – оно может быть равномерным в спокойные минуты жизни, может быть прерывистым, а то и вовсе задыхающимся. Такое разное дыханье – свойство всякой настоящей поэзии, но у Поляковой оно ярко выраженное:

 

День вырастал навстречу

Калошкой, дикой иргой,

Вскипал неопознанной речью,

Веткой тугой,

Паутинковой сонной зыбкой,

Эмалевой синей рекой,

Пушинкой на глади зыбкой,

Травинкой сухой.

 

Ещё одно свойство поэзии Поляковой – яркое образное восприятие живой природы, часто очеловеченное или овеществлённое, подчёркнуто бытовое:

 

Яблони в белых гольфах. Яблоки переспели.

Падает нотой до виноградный лист.

 

Вечность торчит повсюду, как ржавый гвоздь…

 

Сыпется соль – на свежую рану обочин –

Опрокинутый кузов недоставленных дней.

 

Весна включила радио скворешен.

Язык скворцов и остр, и подвешен.

Он целится то в сердце, то в висок.

Но шум растёт во мне наискосок.

 

На поверхностный взгляд, стихи Поляковой просты, традиционны, прозрачны, если смотреть на текст скользящим взглядом. Но взгляд взгляду рознь – глубина философского осмысления, нерасхожий угол зрения раскрывают иное, глубокое содержание многих её стихотворений. Полякова видит и мыслит очень по-своему и неожиданно:

 

Человек – посторонний взгляд

На мир, сотворённый богом,

Обживающий дивный сад

С детским восторгом…

 

Но ветшающий изнутри

Перед последней дорогой

Вспомнит, Бог говорил: смотри,

Смотри, ничего не трогай.

 

Или вот ещё первый катрен из «Колыбельной»:

 

Ветер гладит против шерсти

Потемневший лес.

Спит младенец. Будет смерти

Жизнь в противовес.

 

Лирическая поэзия, наполненная философским содержанием, многозначная образность и метафоричность утверждают себя на многих страницах этой книги стихов поэта неординарного, способного подниматься над бытовым явлением жизни, привычным фактом повседневности до высокого драматизма:

 

Мы потёкшие фрукты доели вчера

И сложили свои чемоданы.

А с утра… Так любили друг друга с утра,

Как других, как других никогда мы…

Мы, как в воду, входили в сухую полынь,

Трав подшёрсток, целебные дали

Мятых склонов, где боги, сбежав от богинь,

Смертных женщин в бессмертье позвали.

 

Третья книга стихов Натальи Поляковой свидетельствует: автор в своих творческих поисках, в поисках своей самобытности на верном пути.