-- В поле зрения «Эмигрантской лиры»

Автор публикации
Даниил Чкония  ( Германия )
№ 3 (35)/ 2021

Уставшие корабли поэта

Рецензия на книгу Юрия Михайличенко «Юрьев день»

 

Юрий Михайличенко. Юрьев день.СПб.: «Алетейя». 2020. – 98 с.

 

Мне доводилось писать о творчестве поэта Юрия Михайличенко, но, всё же, хочется привлечь более пристальное внимание к его книге стихов «Юрьев день», вышедшей в минувшем году в издательстве «Алетейя». В аннотации сказано, что Юрьев день – народное название двух церковных православных праздников. Так оно и есть. Ещё и сложившаяся традиция называть так день, когда крепостной крестьянин имел право уйти от своего хозяина. Понятно, что автор книги стихов видит смысловые связи с этими традициями и своим именем. Это не какое-то преувеличенное самосознание даёт ему право на подобное самоощущение. Это поиск внутренней глубокой связи своей судьбы с православием.

Родившийся в Киеве, он с 1991 года живёт в столице испанской Каталонии – Барселоне. Выступает участником и организатором различных культурных событий. Приобрёл известность, как бард, исполнитель авторских песен. Поэт и переводчик. Композитор, продюсер, режиссёр. Автор двух сборников стихов, вышедших в 2008 и 2011 годах на испанском языке. Спустя несколько лет, в 2016 году выходит его книга стихов на русском языке «Горб». И вот перед нами сборник стихов – «Юрьев день». Сборник позволяет оценивать стихотворные тексты автора, как разнообразный способ отражения его внутренней свободы. Он с лёгкостью меняет способы рифмовки, ритмику стихотворения, смешивает рифмованные строки с верлибром и белым стихом, ставя перед собой задачу наиболее выразительного звучания поэтической мысли.

У стихотворений Михайличенко есть свой характер, своя интонация. Неустройство окружающей жизни – одна из главных его тем:

 

в заповедник неоформленных браков

недоеденных куриц

недопитых портвейнов, ершей, самогонов

недопитых бутылок, клопов, тараканов

паромщики, стрелочники, мошенники слова

бла-бла- бла-бла

 

Поток раздражающих поэта предметов, явлений, событий в том или ином облике возникает на страницах его сборника постоянно, превращаясь в образ времени, обретающий устойчивую стихотворную форму:

 

съедено холодом чувство приличия

водка при встрече давно под вопросом

совести нет, остались наличные

и папиросы

 

Образное, метафорическое мышление, которое Михайличенко проявляет по-разному в разных стихотворениях, порой достигает самого выразительного уровня:

 

мечети на якорях ночи уставшими кораблями

до первой молитвы

до первого предчувствия солнца, до первых петухов

голоса муэдзинов, как позывные приёмников

на наших советских кухнях

 

Цитата из стихотворения «Марракеш», но подобная поэтическая мысль могла бы возникнуть и возникает в стихах о Барселоне или Хельсинки. Главное, что пережитое в прошлой жизни, находит у поэта своё отражение, точное в слове и жесте:

 

наше стадное чувство или чувство плеча

локоть к локтю, сомкнись, колонна!

эту вечность в строю я давно промолчал

подчиняясь другим Законам

 

Читаем сборник стихов и обнаруживаем, что он перерастает в книгу жизни поэта!