Поэзия диаспоры

Автор публикации
Валерий Слуцкий ( Израиль )
№ 3 (47)/ 2024

Обнимаемы нерасставаньем

В восточной философско-поэтической традиции, как и в традиции русской классической литературы, поэзия рассматривает формы размышления о мире, о смысле жизни, о человеке особыми видами рефлексии. Таким образом, в поэтическом слове человек символически себя находит, сублимируя при этом общечеловеческое и универсальное. К такому типу поэтически осмысливаемой философии можно отнести то, что пишет на Земле Обетованной Валерий Слуцкий («Над провалами наводишь мосты словами, / Через зыби разностей – переправы, / Чтобы выразить ближним: я согласен с вами. / В полагании «быть» мы соборно правы»). В отличие от поэтов русского философского декаданса начала ХХ века, считавших окружающее иллюзорным и просматривавших дуализм бытия во всём (плоть и дух, черное-белое, безбожный Запад и духовный Восток – особенно, в теме города, Петербурга в частности), для Слуцкого бытие есть непрерывный/неиссякаемый поток, в духе подхода иудаизма к осмыслению сущего: ни один еврейский мыслитель никогда не стартовал с самого начала, поскольку иудаизм уже дан в тот момент, когда философ начинает своё исследование, как считал теософ, равин Элиезер Беркович. Понятно, речь не идёт об отрицании, к примеру, борьбы и единства противоположностей, но для Слуцкого важен не столько аналитически-экзистенциальный взгляд на мир, сколько обобщаюше-синтезирующий, с неизменной иронией: «Не усвоить. Фатальна загадка / Лба и грабель, их встреч впереди. / Чтобы не было тошно и гадко, / Философски на то погляди». Мне представляется, что в этом поэт за основу выбрал великодушие, как философско-поэтическую категорию. То, о чем писал Мераб Мамардашвили, знавший толк в философии языка и сознания, и призывавший к великодушию в жизни и в науке: «Великодушие – это допущение того, что может быть что-то другое, чем мы сами, и что нельзя требовать, чтобы мир соответствовал нашему или вашему уровню развития, нашим представлениям, нашим желаниям и нашим мыслям». У Слуцкого это звучит так (написано до общенациональной трагедии 7 октября 2023 года): «И если мыслю слово «дни» – / Не в сочетании «верни», / Но с ясностью иною. / «Не отбери» скажу, оставь / Их сотворившуюся явь / При мне, во мне, со мною». Строку Слуцкого ведёт рука мудреца, человека светлого и умного («он умный», как особо отметил Исайя Берлин об Иосифе Бродском после их знакомства в 1972 году). Хочется верить, таких ещё немало в сегодняшних всечеловеческих испытаниях на фоне войны и мира, и эти строки сразу врезаются в память: «Пока беда в упор не подползла / Усильями страдальца-побратима, / Благословенна жизнь в просветах зла, / Обещана, но неисповедима».

Геннадий Кацов

* * *

Со мной исход незримо соверша,
Созвездие ночей моих, Большая
Медведица, всесуща, как душа,
Встречаешь взор мой, небо украшая
Мерцанием прозрачного ковша.

Но в той дали, что юностью светла,
Ты чашей вверх над пасмурным заслоном
Копила благость, здесь же разлила,
Перевернувшись, рощицам и склонам.

Числом ли звезд в подобье меноры,
Щемящим узнаванием близка ли,
Раздвинула жемчужные миры,
Наместница небесной вертикали.

23-25.5.2021


* * *

За кипарисом стук мяча.
В окне субботняя свеча,
Вторая скрыта рамой.
Стою под звездами вдали
От незапамятной земли,
Но в центре нужной самой.

И только в мамином окне
Экранный отсвет на стене
И звук виолончели.
Её трепещущий мотив
Подобен, зыбкость воплотив,
Листве, звезде, свече ли?

И если мыслю слово «дни» –
Не в сочетании «верни»,
Но с ясностью иною.
«Не отбери» скажу, оставь
Их сотворившуюся явь
При мне, во мне, со мною.

12-13.3.2021


* * *

Последний день дождей, досадного безделья,
За коими, лови (с поправкой на прогноз),
Сиянию небес отводится неделя,
В какую, жизнь не ждёт, усердствуй на износ.

Где здравость не заслон, и сила не в оружьи,
Бушуют чёрный смерч и радужная тля.
Чего не может быть беснуется снаружи,
С не могущим не быть реальность разделя.

С дряхлеющими в такт ветшает время. Крышу
Снесло у бытия, лишенного опор.
На островке, где я лишь от дождей завишу,
Неделя – завершить от внешнего забор.

Непрошенному – стоп! Ворота на засове.
Нежданному – ступай! Незваному – замок.
Снаружи, пусть себе, игралище бесовье.
Свой мир огородив, я сделал всё, что мог.

24-27.12.2021


* * *

Пространства безумьем объяты.
С востока и запада – мгла.
И только святятся Шаббаты
В дурной бесконечности зла.
 
Молитвы их, звезды и свечи
Подобны держащей скобе.
Цепляйтесь, сыны человечьи,
Несомые к сточной трубе.
 
За трапезой боль очевидца
Шаббатним вином освятим,
Когда не о жизнях молиться,
Но лишь – о «тхият а-метим» .
 
9-10.3.2022
 
 
* * *

Опять война (добавить лишь – не здесь)
Готовит путь грядущему ацтеку.
И не помочь, хоть флаг его повесь,
Терзаемому брату-человеку.
 
В движеньи от «ещё не…» и «уже…»
Кто знает (в прошлом не было иль было?)
Чья очередь в разбойном дележе
На карте мародерского распила?
 
Что мнилось невозможным досмотри,
Дослушай безоглядную бредовость.
Реальность завершают упыри,
И дома на песке удел не новость.
 
Пока беда в упор не подползла
Усильями страдальца-побратима,
Благословенна жизнь в просветах зла,
Обещана, но неисповедима.
 
29-30.3.2022


* * *

Время берет своё, числившееся моим.
Всё учтено, – говорит, – поищи, пошарь.
Ведомству «Жизнь» (договор-де неотменим)
Взятый верни по описи инвентарь.

Ножики, прописи, с цаплями буквари,
Всю (сгодится другим) детскую чепуху,
Школьные «до парадной», скрипучие фонари,
Твой трамвай-троллейбус, пальто на рыбьем меху.

Клавиши пишмашинки, пепельницу, в пазы
Вещного ритма подобранные слова,
Чувство значимости, окрыляющие азы
Смысла, листы под копирку, читаемые едва.

Что хотел не усилием – явочным взять путём,
Дружбы, застолья, ёлочные огни,
Перемены к разному, возвращай, зачтём,
Сокровенное, светлое не забудь, верни.

Откровение ясности, «лехаим» с отцом,
На шкафу без надобы тиражи,
Опустевшую будку под разросшимся деревцом
Как домашнее к прочему приложи.

Где и кому помог, перед кем вина…
Стоп…погоди… дальше – никчемность, ржавь,
То бишь, надежда на лучшие времена,
Списана – это себе оставь.

19-21.3.2022


* * *

«Земную жизнь пройдя до…», скажем так,
До точки «не становимся моложе»,
Взираю без панических атак
На божий мир с творящимся «о Боже!»
 
Дивиться злу не позволяет вкус,
С безумьем спорить – опытность на страже:
Неси, мол, свой, тебе посильный груз
С готовностью – чем дальше в лес, тем гаже.
 
Нет «смысла жизни», смысл – она сама,
Как блага нет в ней, жизнь сама есть благо,
Которой данность – пробник для ума
В реальности святилища и флага.
 
Бог даст, очнемся в будущем. Каком?
Его помыслить нет первопроходца,
Но только всеми враз и целиком
Само каким-то образом поймётся.
 
7-13.4.2022


* * *

Открывая глаза, говоришь себе: чудо! чудо!
Ты, отпущен сном, вернулся к себе и к людям,
К завереньям жизни, обнадеживающим «покуда…»,
К полюсам гаданий, из коих о коих судим.
 
Начинаешь день с шага к столу под кроной,
Продолжая последующими «надо»,
Защищён, как в боевике, круговой обороной
Человечности творящего взгляда.
 
Над провалами наводишь мосты словами,
Через зыби разностей – переправы,
Чтобы выразить ближним: я согласен с вами.
В полагании «быть» мы соборно правы.
 
8.10.2022


* * *

Когда необходимость впереди
Предаться заполняемым бумагам,
Завидуешь, Господь не приведи,
Бомжам, умалишенным и бродягам.

Объёмом слез наплакавши моря,
Живут потомки изгнанных из рая,
По разуменью нужное творя
И нужные бумаги собирая.

В стремленьи духа вырваться из граф
И прочего, расчерченного Змеем,
Мудрец, склонясь над формой, будет прав,
Твердя: «Что заполняем, то имеем».

13-14.10.2022


* * *

Если знак запрещает налево,
Шанса нет обойти лобовой,
Вроде песни, что нет без припева.
И, казалось бы, знаешь – усвой.
 
Не усвоить. Фатальна загадка
Лба и грабель, их встреч впереди.
Чтобы не было тошно и гадко,
Философски на то погляди.
 
Знак поставлен к его нарушенью,
Горек опыт, но толк не извлечь,
Лбу работать для грабель мишенью,
И дана к разобщению речь…
 
Наблюдение было б резонно,
Ни сули избавление от
Сей печали резон Соломона:
«Всё проходит. И это пройдет».
 
27-28.10.2022


* * *

Сознание – ясное дело,
Вселенская ёмкость ковша.
Ни пауз, ни линий предела.
Иное – в зарёберном тела
Попутчица сердца – душа.

И ей, как в трансконтинентальном,
Сочувственно скажет сосед, –
Де-общая выпала даль нам,
Реальная ты или нет.

По-своему пусть нелегко нам,
Сближает сердечный недуг
С тобой, эфемерной, в вагонном
Двухместном под стук-перестук,

В каком твои беды-печали,
Признанья «в ладу-не в ладу»
Успею дослушать едва ли,
Поскольку я раньше сойду.

29-30.10.2022


* * *

Мысль – Образ – Музыка – вот идеальная
тройственность, к которой стремится поэт.

Николай Заболоцкий

«Мысли», «образа», «музыки» мало.
Инструментом бряцая, триада
Сокровенное не досказала,
Без чего инструмента не надо.

Жизнь с дарами, делами, изводом,
Было горестно или светло вам,
Как фантом, отнимаема ходом
Жизни, но обладаема словом.

Тем, особенным: сказано – стало.
Было сказано – живо, что было,
Но гранясь, как мерцанье кристалла,
Нежно-раняще, горестно-мило.

Нет без «сказано» вкуса граната,
Хруста снега, кострового дыма.
Сущим словом творится «когда-то»,
Обладаемо-неотменимо.

Близость женщины, преданность друга
Вместе с трепетным существованьем 
В нем, как светом фонарного круга,
Обнимаемы нерасставаньем.

22.11.2022


* * *

Монстр берёзовый с хваткой вампира,
За каким по чинам упыри,
Без которого, якобы, сиро
И которого ради умри.
 
Покидая места дорогие,
Хлеб не с теми, с кем рос, преломив,
Понял явственно: нет ностальгии,
Ложь – «Отечество», «Родина» – миф.
 
Пусть не всюду как ждалось встречали,
Где скитания ни заверши,
Что любил – достоянье печали,
Грусть о бывшем – пространство души.
 
Вне угроз, вопреки укоризне
Здесь пристанище, мир твой, земля,
Озаренная святостью жизни –
Быть, несмертность с другим разделя.

 

Э. Суходрев. Фата Моргана.
Эдит Суходрев. Фата Моргана.

Компьютерная живопись, алюминиевая панель Dibond; 70 x 50 см.