Мария ВАТУТИНА. ПОСЛЕСЛОВ. М.: – Издательство «Перо», 2015. – 110 с.
Книга стихов «Послеслов» Марии Ватутиной напоминает ставшую ходульной, но по сути верную, сентенцию: лирический поэт всю жизнь пишет одно стихотворенье. Её книга – это по сути монолог, с которым автор пробивается к одному единственному адресату. Монолог этот полон отчаяния, ибо он обращён к любимому человеку, ушедшему из жизни. Иногда этот монолог обращён и к самой себе, что подчёркивает лишь степень отчаяния и безнадёжной надежды быть услышанной тем, к кому обращены эти строки:
В день пролетевший за
Жизнью твоей с небес
Выплакала глаза
Всю глубину и блеск
Влево через дома
Взгляд устремившись мок
Если сойду с ума
Значит Господь помог
Этот корпус стихов создан в кратчайшие сроки, счёт едва ли не на дни, и, по сути, стихи, составившие главную часть книги, это дневник души поэта, мечущейся между надеждой и осознанием потери всякой надежды. Это путь от Господа, способного одарить безумием измученное страданием человеческое существо до бога, написанного со строчной, путь от надежды и веры до ужасающего душу отрицания:
Если ты… скрежещущее слово
Не пущу из пропасти своей…
Я скажу, что я была готова
Да и мало проку от церквей
Я скажу ты голос не услышал
Велика предсмертья полоса
Да и бог наверное весь вышел
Разучился делать чудеса
И уже оглядкой на свой дневник измученной души брошены слова, полные внутреннего слома:
Листать дневник, где ты условен, зыбок,
И я в своём смиренье не права…
Я новых впредь не совершу ошибок,
Хотя бы потому, что не жива.
Ватутина – поэт открытого, распахнутого эмоционального склада. Её осмысление жизни идёт вслед за переживанием, отражение боли в этих стихах синхронно с жизнью души. Здесь прямая речь поэта проявлена в точном значении этого слова, и рождение поэтической мысли происходит на глазах у читателя. Перепады настроения, метания сердца, борьба между отрицанием, которое порождено отчаяньем, и обретением веры и внутренней стойкости – стержневая линия стихотворного повествования этой книги.
Горечь обстоятельств держит стихотворение на двух струнах: обиды не за себя и самоиронии:
Будет агнцем мой сыночек,
Раз уж мать его – овца.
У него в бумагах прочерк
На фамилии отца…
Он бы плотничал по отчим
По вертепам, пас овец.
Ты б считался Бого-отчим,
Пусть бы злился Бог-отец…
И вот так с тех пор возочек
С Богом-сыном под рукой
Тянем двое: я и прочерк,
Но божественный такой…
Эти три строфы вырваны из более протяжённого стихотворения, но контекст понятен. Книга приобретает характер не только плача, но и разговора с адресатом, спора, упрёков даже, но тем не менее движет ею сила женской любви! И это – прежде всего – книга о женской судьбе – в частности, о женских судьбах – в целом. В этом тоже достоинство поэзии Марии Ватутиной – книга не замыкается в герметичном пространстве стихотворения, она вызывает читательский отклик, она взывает к людям: умоляет их быть бережней друг к другу, помнить об ответственности друг перед другом.
А вера и надежда всё равно приходят к измученному страданием сердцу, приходят так, как и кто их по-своему понимает и обретает:
Когда я опомнилась – поле кругом,
Звенит тишина, как броня.
А я всё любила, любила потом
До самого Судного дня.
Любила тебя! Аж ребёнок зачат
В бесплодных моих телесах.
Поэтому рядышком нас приютят
На небесах.
Выплакать, выкричать, выбормотать боль и страдание – смысл этой поэзии, поэзии, лечащей душу.