Обзор литературных журналов

Автор публикации
Даниил Чкония  ( Германия )
№ 4 (20)/ 2017

На вопросы Даниила Чкония отвечает Евгений Беркович, главный редактор сетевого журнала «Семь искусств»

 

Евгений Михайлович Беркович – публицист, историк, издатель. Окончил физический факультет МГУ им. Ломоносова, кандидат физ.-мат. наук, доктор естествознания (Германия). Создатель и главный редактор журнала «Семь искусств» и ряда других сетевых изданий. Автор книг «Заметки по еврейской истории» (М., 2000), «Банальность добра. Герои, праведники и другие люди в истории Холокоста» (М., 2003), «Революция в физике и судьбы её героев. Томас Манн и физики ХХ века» (М., 2017), «Революция в физике и судьбы ее героев. Альберт Эйнштейн в контексте истории» (М., 2018) и др. Публиковался в журналах «Новый мир», «Знамя», «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Нева» и многих других изданиях.

 

 

  1. Сколь часто самотёк приносит произведения дебютантов, которые обращают на себя внимание?

 

Очень редко. Обычно самотёком приходят рукописи графоманов. Талантливого дебютанта надо искать самому. Этим и заняты члены редколлегии и главный редактор.

 

  1. Насколько велики шансы дебютанта увидеть свои стихи опубликованными?

 

Эти шансы определяются качествами текста. Если стихи настоящие, то будут напечатаны обязательно.

 

  1. Предлагая подборку автора на рассмотрение редколлегии, Вы настаиваете на публикации или отдаёте редколлегии приоритетное право принимать решения?

 

Не настаиваю и не отдаю никому своих прав: решение в конечном итоге принимаю я, учитывая, естественно, мнение редколлегии. Я и несу ответственность, если допускаю ошибку.

 

  1. Есть ли у Вас – пусть условное – соотношение в объёмах и количестве известных авторов и дебютантов, столичных и провинциалов, авторов диаспоры и «поэтической метрополии»?

 

Дебют в журнале отмечается у нас в оглавлении номера, а теперь и в названии публикации. Иногда доля дебютантов в номере доходит до 30%, но редко бывает меньше 10%.

Какое-то представление об интересующих вас соотношениях дает список победителей ежегодного конкурса «Автор года». В категории «Поэзия» «Авторами года» в последнее десятилетие становились: Лариса Миллер (Москва) – дважды; Виктор Каган (Берлин); Борис Кушнер (Питтсбург, США); Вероника Долина (Москва); Елена Аксельрод (Израиль); Юлия Драбкина (Израиль) – трижды; Вера Кузьмина (Каменск-Уральский, Россия); Бахыт Кенжеев (Нью-Йорк, США).

География победителей конкурса широкая: Москва (трижды), Израиль (четырежды), США (дважды), по одному разу Берлин и Каменск-Уральский.

Посмотрим на рубрику «Поэзия» в «Семи искусствах» за последние полгода.

Вот имена дебютантов последних шести номеров журнала: Михаил Анмашев (США); Валентин Нервин (Санкт-Петербург); Владислав Пеньков (Таллинн); Алексей Романовский (США); Александр Зевелёв (США); Сергей Николаев (Гатчина, Россия); Лидия Люблинская (Санкт-Петербург); Юрий Каплан (Израиль).

В тех же номерах опубликовали свои стихи наши постоянные авторы: Лариса Миллер (Москва); Борис Кушнер (США); Вероника Капустина (Санкт-Петербург); Наум Сагаловский (США); Юлиан Фрумкин-Рыбаков (Санкт-Петербург); Борис Григорин (Санкт-Петербург); Леонид Тучинский (Санкт-Петербург); Алексей Цветков (США); Татьяна Вольтская (Санкт-Петербург); Александр Бабушкин (Санкт-Петербург); Валерий Скобло (Санкт-Петербург).

Как мы видим, из 19 авторов стихов в шести номерах журнала (в среднем по три автора в номере) восемь дебютантов (42%). Девять авторов живут в Санкт-Петербурге (47%), шесть – в США (31%), по одному автору из Москвы, Гатчины, Таллинна, Израиля.

Понятно, что эта выборка недостаточно представительна, чтобы распространять выводы на все номера журнала, но определённое представление о структуре авторского корпуса она даёт.

 

  1. Видите ли Вы какие-то особые признаки выбора текстов для публикации, отличные от других журналов?

 

Я не знаю, какими принципами руководствуются в других журналах. У нас выбор определяется одним: качеством текста.

 

  1. Если хотите, ответьте на вопрос, который мы Вам не задали.

 

Вы не спросили о соотношении бумажных и сетевых литературных журналов и перспективах их развития. Не секрет, что многие журналы сейчас переживают не лучшие времена. Тиражи когда-то популярных толстых журналов упали с миллионов и сотен тысяч до жалких одной-двух тысяч экземпляров. Многие издания закрываются. Одна из популярных передач серии «Тем временем» с Александром Архангельским на телевизионном канале «Культура» так и называлась «Толстые журналы: грань исчезновения». В то же время некоторые сетевые издания активно развиваются, круги их читателей и авторов постоянно расширяются. Они уверенно смотрят в будущее. В чём главная причина такого положения?

На мой взгляд, всё дело в различном отношении к читателю. Редакторы традиционных журнальных «толстяков» пытаются существовать по старой схеме: государство дает деньги, редакции выпускают журналы. Читателя при этом можно и не замечать. Так было в советское время – читатели присылали письма в редакцию, на них следовало отвечать, но какую-то существенную роль в издательском деле они не играли.

Сейчас время изменилось, читатель хочет и может активно участвовать в обсуждении статей, давать свои оценки и предложения. Мы с самого начала сделали на этом упор, разработали средства, облегчающие обсуждение, поощряли всевозможные форумы и «гайд-парки», жёстко следили за тем, чтобы споры не превращались в свары. В результате вокруг журнала сложилась самая настоящая «социальная сеть», участники которой уже не представляют себе жизни без неё.

Оказалось, что именно социальная сеть вокруг журнала и обеспечивает его жизнестойкость, позволяет выжить в условиях, когда централизованной помощи «сверху» ждать не приходится. А традиционные «толстые» журналы эту возможность игнорируют. Они до сих пор ориентируются на «письма в редакцию», время которых безнадёжно прошло.