-- В поле зрения «Эмигрантской лиры»

Автор публикации
Даниил Чкония ( Германия )
№ 4 (36)/ 2021

Удержать равновесие

Рецензия на книгу Михаила Сипера «В тени луча»

 

Михаил Сипер. В тени луча. Книга стихов. – Хайфа-Москва: АО «Первая Образцовая типография». 2021. – 160 с.

Михаил Сипер – замечательный поэт. Крупный, шумный мужчина. Он несёт в себе такой позитив, что, заметив его приближение, люди начинают улыбаться. Рос Михаил в уральском Нижнем Тагиле, участвовал в студенческом театре. Он лауреат многих конкурсов авторской песни в бывшем СССР. Но прочней всего Михаил утвердился, как талантливый поэт. Автор шести книг стихов. В 1991 году перебрался в Израиль и поселился в кибуце. Человек, заряженный на самоиронию, называет себя поэтом-кибуцником. «В тени луча» – новая книга Михаила Сипера. Недавно мне довелось писать рецензию на его книгу воспоминаний. Сильный духом, масштабный, он творит свою легенду. Автор предисловия к этой книге, Алла Боссарт пишет: «Если бы в реальности фотограф Александр Ефремов и поэт Михаил Сипер не знали друг друга – их дружбу следовало бы придумать». Мысль совершенно точная. Однако, несмотря на сказанные выше слова о весёлом, бесшабашном Михаиле, взгляд на жизнелюба Сипера, как на вечного шутника, не оправдан. Поэт переживает всю полноту жизни во всех её обстоятельствах, фиксируя состояние своей души:

Где ты, город, где страна, где держава?
Пустота, что не заполнишь собою…
Горы пыли удушающе ржавой,
Круг палящий над моей головою.
 
Всё распалось, хлеб ушёл на мякину,
Невозможно залечить эти раны.
Твой народ тебя навеки покинул –
Кто в могилы, кто в заморские страны.

Тут не до шуток. И лирик, таящийся за весёлыми эскападами поэта, будто выглядывает из-за угла, намереваясь найти повод для шуток. Сипер готов поддержать читателя, помочь ему обрести равновесие в жизни, но изменить правде не может. Боль прорывается на поверхность, поэт пытается иронией удержать равновесие:

Холм далёкий, ветер пыльный, размагниченный компас,
След на небе от звезды, сгоревшей, в общем, понапрасну…
Сверху смотрит мироздание в лицо мне безучастно,,
Округляя, как монету, бестолковый лунный глаз.
 
Что мне лодка, что мне парус? Двадцать первый
 век рождён
В жутких схватках, что сгубили в тяжких родах век двадцатый,
Хоть порою не по силам, но прошу, не прячь лица ты,
Посмотри на синий шарик, что вселенной охлаждён.
 
Пряный запах, тихий шорох, нудный скрип земной оси,
Море времени убито наповал без приговора!
Пусть натянет юный Эрос лук до полного упора,
Не попасть ему в меня, хоть сколько в небе ни виси.

Поэт добр и внимателен к окружающему миру, глаз его приметлив. А лёгкая ирония, словно бы, прячет его сочувствие героиням его стихотворения «Общага» – живое слово поэта держит строку, меняется интонация:

Девочки играют в домино,
Возле каждой – шелуха и семечки,
Танька уфигачила в кино,
Дождь планете капает на темечко…
 
Валя, Оля, Лена, и Нинон,
Где найти адамчиков для евочек?
Девочки играют в домино,
А ещё они играют в девочек.
 
Белый свет – да так ли он уж бел?
Серый день – пятьсот оттенков серого.
Что Христос терпел и нам велел –
В это неохота даже веровать.

Лёгкий полёт пера. Тёплая ирония. Изящная рифма: евочек-девочек. А образ дождя, который «капает на темечко» планеты, великолепен. Горести и печали в стихах Сипера достаточно. Но хмурым он долго не бывает. Самоирония – постоянная константа его творчества. Блеск его иронического взгляда в поэзии неотразим! При всём при том, Сипер всегда остаётся лириком. Его стихи исповедальны, наполнены реалиями собственной жизни:

Никого с собою не беру.
Захожу в сентябрь дорожкой узкою,
Нити паутины на ветру,
На пеньке бутылочка с закускою…
 
…Над рекой висит табачный дым.
Да какой там дым, туман недвижимый.
Серый воздух, вставши от воды,
Угрожает листопаду рыжему.
 
Рюмку запотевшую допью,
И налью восьмую, полон смелости.
Я себя совсем не узнаю
В этой желтизне и в этой серости…
 
... Всё спокойно. Хватит умирать.
Кто от пустяков подобных бесится?
Посмотри, какая благодать –
Вся природа на девятом месяце.

Последние две строки дорогого стоят! Это чистые кристаллы поэзии! А фотографии Александра Ефремова оттеняют поэтический строй стихотворений Михаила Сипера. Соавторы этой книги, этого альбома, предлагают нам настоящий дар творческого содружества.