Поэзия диаспоры

Автор публикации
Александр Габриэль ( США )
№ 4 (48)/ 2024

Единственный ход

В 2021 году, три давних года назад, совсем в иную, довоенную, эпоху, в журнале «Дружба народов» (№8, 2021) я отмечал в связи с выходом книги Александра Габриэля «Чёт и вычет», что несмотря на сатирически-юмористический интонационный ряд его текстов, всё больше воспринимаю их, как трагические. А характерный сарказм поэта – от осознания глубины катастрофы, в которую цивилизация сегодня погружается. Понятно, что за прошедшее с тех пор время «температура по палате» поднялась ужасающе, и при том, что стихотворения Габриэля юмор никак не покинул, трагедии в них всё больше и больше. И всё чаще обращаешь внимание на повествовательность, на потрясающие по изобретательности сюжетные ходы и остро/волшебно задуманные фабулы, которые наряду с пронзительными метафорами, центонностью, историческими, бытовыми и литературными аллюзиями, запоминающимися сентенциями-концовками стихотворений (это у Габриэля фирменный знак: «отговорила роща золотая / меня от суицида в сентябре»; «шумит, бежит река Гвадалквивир – / извечная услада логопеда»; «И во дворе сидит, согнувшись, Каин, / кровь Авеля смывая со штыка») можно и нужно сопоставить с тем, что пишут замечательные поэты-летописцы окружающей нас мистерии – Сергей Плотов, Вадим Жук, Александр Кабанов... Здесь я хотел бы коснуться лишь одного стихотворения в подборке Габриэля, иллюстрируя сказанное выше (хотел бы и больше, но объём этих заметок не позволяет). В коротком тексте-дистопии «Человеку вдребезги разбомбили дом», два героя – 13-летний, выживший после бомбёжки мальчик («Близких всех на радугу увела война»), и его сверстник, 13-летний кот, бредут по городским руинам. Мальчик плачет, хоть и прошёл бар-мицву, уже мужчина, но ещё маленький; кот же подслеповат, поскольку для кошачьих тринадцать – возраст старческий. А дальше – щемящая и совершенно ошеломительная картина: «И плывут по городу сквозь туман и дым / двое тихих выживших, ставшие одним». Соломон Волков в «Разговорах с Иосифом Бродским» приводит строчку из стихотворения Н. Заболоцкого «Где-то в поле возле Магадана», которую Бродский считал одной из самых трагических в русской поэзии: «Вот они и шли в своих бушлатах – / Два несчастных русских старика». Самые потрясающие слова о лагерном опыте, считал Бродский, вспоминая строку из Заболоцкого – и самая потрясающая картина об опыте начавшейся Третьей мировой у Габриэля: бездомный постаревший мальчик-мужчина и домашний кот-старик, которые бредут по дымящимся развалинам – куда страшнее?!

Геннадий Кацов

 

СЕВИЛЬЯ

Туристский хор шумлив и бестолков:
здесь все – от янычара до маньчжура.
Везде висят афиши: «Бой быков»
(И Бендер в бок толкает: «Сходим, Шура?»).
Поэты бродят, ожидая муз,
предвестниц эпохального хорея,
по улочкам квартала Санта-Круз –
еврейского, где не найти еврея.

Севилья строит парки и мосты...
Деля свой век на смех и перебранку,
она не растеряла красоты
ничуть от Педро Первого до Франко.
Смешение эпох, культур, карьер,
эклектика живого мирозданья:
почти венецианский гондольер
пересекает Пласа-де-Испанья.

Пульсирует прекрасный город-сад,
как на виске взволнованная венка.
И время словно движется назад,
совсем назад, от твёрка до фламенко.
Здесь почему-то чуть цветнее сны,
здесь в ноябре – вкус нашего июня...
Убавь на голове мне седины,
весёлая севильская цирюльня.

Как в старом романтическом кино
проспект Эль Сида наполняют тени
всех тех, кто соответствовал давно
понятиям «идальго» и «дуэньи».
И, не пытаясь чистить этот мир
от скверны, словно тело – аюрведа,
шумит, бежит река Гвадалквивир –
извечная услада логопеда.


ТАГИЛЬСКИЕ ЧАСТУШКИ 

Белая майка и чёрные треники,
кроссы не сильно моднее бахил...
Эники-беники ели вареники,
эники-беники, Нижний Тагил.

Мимо ходите, случайные странники.
и разучитесь отбрасывать тень.
Пряники-манники, чаки паланики,
взгляд исподлобья, заточка, кистень.

Мутные взоры, крысиные мордочки
в металлургическом зыбком аду.
Битые форточки... Сядем на корточки.
Мелочи нету? А если найду?

Эх, на Монтажников психолечебница,
эх, травмопунктов стыдливый неон...
Ротики щерятся, ждут развлеченьица:
стенку на стенку, район на район.

Фирма не вяжет венки или веники,
мало рождений и много могил...
Эники-беники ели вареники,
эники-беники, Нижний Тагил.


БРИТАНИЯ

Лодчонкой правит хрупкою когда-то грозный бритт,
и опиумной трубкою курится Бейкер-стрит.
Смешались в звуках рондо бандюга и ботан,
и врос в Восточный Лондон Восточный Пакистан.

И места нет укромного, когда (ты б только знал!)
встаёт страна огромная на «Челси» - «Арсенал»,
и пьёт отборный херес, вся в буклях голова,
в экран футбольный вперясь, Елизавета Два.

Биг Бен и битломания – не в столь большой цене.
Давай же, правь, Британия, правь бритву на ремне.
Там медресе с йешивой, там оксфордский капслок...
Ну что ж, с овцы паршивой – хоть шерсти файв-о-клок.

На Трафальгарской площади парад туристских рож.
Гвардеец – глянь! – на лошади. На Ржевского похож.
А здесь, в кафешке – саммит. Прищурившись хитро,
Джеймс Бонд беседой занят с Эркюлем Пуаро.

Британские учёные, лорнеты ввысь воздев,
исследуют точёные фигурки юных дев.
Им не свершить открытий, ведь ни на жалкий байт
ни цезий и ни тритий их мозг не occupied.

Богатства смесь и сирости даёт лихой приплод.
И тянет зябкой сыростью от Гримпенских болот.
Мир снова перемерили, и гимн сменил слова...
Пощупай пульс империи: жива ли? Не жива?


БРАТЬЯ

Когда в стране отрублен интернет,
и за плакат, в котором слово «Нет!» –
удар по почкам и билет на нары,
когда запас ракет важней всего,
а теледиктор, резвый и нестарый,
готов дрочить на комплекс ПВО,

и каждый день, с какой ни встань ноги,
кругом враги, кругом одни враги,
что норовят отнять и покуситься,
когда важней прогресса марш-броски,
когда страна берёзового ситца
на белый свет ощерила клыки,

когда от страха даже ветер стих,
а триллион нейронов мозговых
готов привычно жрать бурду всё ту же,
когда в стране – блатной закон двора,
и разрезает и жару, и стужу
безумный, исступлённый крик: «Ура!»,

когда такой огонь да волчья прыть,
и «Всех порвём!», и «Можем повторить!»,
что дым идёт от мартовских проталин,
победа – в двух шагах. Она близка!..
И во дворе сидит, согнувшись, Каин,
кровь Авеля смывая со штыка.


НОЧЬ В СТЕПИ 

Сухой прохладой тянет из степи.
Поспи, сынок. Хотя б чуток поспи.
Мы в тесноте, как зэки на этапе.
В подвальном корабле задраен люк.
И темнота. И страшен каждый звук.
Глотни, сынок, водички пару капель.

Никто не ждёт весёлый фейерверк.
Был фильм для взрослых, «Не смотрите вверх» –
боюсь, что это правда. Лгут поэты.
Не слышно здесь угроз про «мир в труху»,
и безразлично, что там наверху –
кровавый Бог? Крылатые ракеты? –

одна упала к югу метрах в ста,
как будто клякса на простор листа –
земля дрожала и трещали стены...
Сынок, нам нужно выжить. В этом суть.
Хотя, конечно, мудрено заснуть,
когда всесильный страх вползает в вены…

И мир, который стал для нас чужим,
так странно, ненормально недвижим,
как детская игрушка без завода...
Там два часа осталось до зари,
и звёзды зреют, словно волдыри
на обожжённой коже небосвода.


МАЛЫШ БЕЗ КАРЛСОНА 

Плачь и дальше, Малыш. Папа с Мамой, увы,
к дню рожденья собаку тебе не подарят.
«Обстоятельства, – скажут они, – таковы...»
Странно. Мама добра, да и Папа не скаред.

Плачь и дальше, Малыш. Ты опять не у дел.
И с тобою не дружат ни люди, ни вещи.
Карлсон, слопав варенье, опять улетел,
обещая вернуться. Обманщик. Изменщик.

Как словами он в веру свою обращал,
как случайным прожектом легко увлекался!
Да и шахматам он обучить обещал.
Типа, Карлсон ничуть не слабее, чем Карлсен.

Под окном горделиво планирует стриж,
но в квартире темно. И в душе не пернато.
«Вот и Швеция...» – думает с грустью Малыш. –
«А ещё кандидат на вступление в НАТО...»

Детство – время тревог. Заучи назубок,
что давно устарели надежды на чудо.
Плюшку солнца печёт в небесах фрекен Бог,
Греты Тунберг протестов не слыша оттуда.

Пусть танцует июль перекатами крыш,
пусть исчислено всё в вековечном кадастре,
всё равно – выше нос! Хватит плакать, Малыш.
Спой ему, наконец, колыбельную, Астрид.


* * *

Человеку вдребезги разбомбили дом.
Он бредёт по городу со своим котом.
Горе-горе-горюшко нынче нарасхват.
Человек – заплаканный. Кот – подслеповат.

С неба крупкой сеется дождевой нектар.
Кот желает на руки. Он устал и стар.
Обнял кот хозяина, словно тёплый плед.
Каждому из парочки – по тринадцать лет.

Смесью гари с ужасом полон материк,
посреди которого – мальчик и старик.
Двое – в полутемени муторного сна.
Близких всех на радугу увела война.

И плывут по городу сквозь туман и дым
двое тихих выживших, ставшие одним.
Кто бы охранил тебя от земных невзгод,
коточеловеческий человекокот...


ВАГНЕРОВСКОЕ

Достославный город Мюнхен. С нотной грамотой листок.
Пребывая в бодром духе, но расслабившись чуток,
возлежит в горячей ванне, в мыльной пене до виска
композитор Рихард Вагнер, основатель ЧВК.

От Нью-Йорка до Калуги – всюду слава да хвала.
Уж ему-то Нибелунги всласть отмерили бабла.
Спинку композитор Вагнер, чуть покряхтывая, трёт –
он на днях узнал у Ванги, что вовеки не умрёт.

Мир – лишь талеры да сольдо, как душою ни криви.
Вас ведь нет, Тристан с Изольдой. Нет возвышенной любви.
Есть лишь нот сухие трели, струнный звон со всех сторон.
А ещё? Ещё евреи, имя коим – легион.

Вдохновенье смоет шлюзы, зыркнет оком Полифем.
И такой бывает Муза: «броник», каска, АКМ.
Рокот труб, мотив крылатый, взлёт души и адский труд...
Аты-баты, шли солдаты. Не дошли и не дойдут.

Позже Рихард в тёмной спальне незатейливо заснёт –
одиозный, гениальный, полный новых свежих нот.
И во сне его недлинном – чары новых бед и смут,
где Тангейзер с Лоэнгрином умирают за Бахмут.


НА ОСТАНОВКЕ

Вот человек стоит на остановке.
Скользит в воздушных струях лист неловкий,
бездумному покою антидот.
Пропитан поздним летом каждый атом.
Вот человек, подсвеченный закатом.
Автобус не идёт и не идёт.

А вечер чужд и горести, и неги.
Всё однородней делается небо,
свет выпивая за один присест.
А человек капризы тьмы и света
видал так часто. Но ему всё это
не надоело и не надоест.

Вот человек. Он стар, но ликом светел.
Он видел много смен десятилетий,
включая то, что видеть не хотел.
Былое – серый дождь и колкий иней.
Но человек не знает и поныне,
каков ему отмеренный предел.

Автобуса всё нет. Житейских правил –
всё меньше. Пролетевший дождь оставил
едва заметных лужиц зеркала...
Вращается планета, словно глобус...
Проходит жизнь, и не идёт автобус.
Автобус не идёт. А жизнь прошла.


ПЕРВОМАЙ

По рельсам полз раскрашенный трамвай,
охваченный ветрянкой красных пятен.
Весь город рдел стыдливо, словно мак.
И шёл по свету праздник Первомай,
для многих смысл которого невнятен,
но ведь весна. И праздник как-никак.

Не грохотал торжественный салют
в патриотичном пламенном припадке,
но выходной всегда по нраву всем.
И тёк по площадям рабочий люд,
доставленный согласно разнарядке
КПСС и ВЛКСМ.

В глазах рябило от духовных скреп.
Мир выглядел привычно и фальшиво
(лет через пять он превратится в пшик).
На каждом был банальный ширпотреб.
На некоторых – с ноткой индпошива,
будя в мозгу чужое слово «шик».

Не уважая дату ни на грош,
послав её в душе брезгливым матом,
но лезть не собираясь на рожон,
студент Евгений нёс плакат: «Даёшь!»
и думал в соответствии с плакатом
лишь о соседке выше этажом.

Людской организованный табун,
на солнце щурясь, двигался устало
по тонкой кромке непонятных вех.
Летели к небу здравицы с трибун...
Вздыхал Евгений. Ольга не давала.
По рельсам полз в депо двадцатый век.


7 ОКТЯБРЯ

Вместо воздуха в ноздри ползёт ядовитая взвесь...
А они говорят: ничего, дескать, личного здесь.
Чьи-то крики, и кашель, и вдовий отчаянный вой...
А они говорят: дескать, ты не удался графой.

Сколько раз на всё те же вопросы – всё тот же ответ.
Не привыкну никак, хоть живу уже тысячи лет.
Я пытался забыть, хоть давно каждой клеточкой знал,
что сюжеты различны – но снова всё тот же финал.

Как перчатки, менял я сценарии стран и эпох,
но всегда и везде оставался не нужен и плох.
И горазда была на дары неродная земля –
пуля, газ или бита. Порою – костёр и петля.

Я открыт всем ветрам на безжизненном сером плато,
и хотел вопросить бы: за что?! Но я знаю, за что.
Перспективы мои и надежды мои хороня,
генетический код, как обычно, подводит меня.

Вот и снова наш мир в безвоздушном пространстве завис...
На колени, – они говорят мне, – и голову вниз!
– И тебя изведём, –говорят, – и твой мерзкий народ...
И освенцимский пепел опять заполняет мне рот.


* * *

Порой глядишь на мир легко и живо,
и вдруг – тебе становится паршиво
буквально ни с того и ни с сего.
Так накрывает, даже жить не хотца,
и в зеркалах – изображенье поца.
Глаза бы не глядели на него.

Как будто тёк ручей надежд – и вытек,
и ждёт в засаде психоаналитик,
поскольку без него – хоть волком вой.
И нет руля, ветрил, и нет причала.
Депрессия должна быть величава.
Должна! Но не бывает таковой.

Тогда спешу на волю я, в пампасы,
где нервов мне не портят п**сы
(плохие люди, проще говоря),
где нет тревог и горестных видений,
где множество зелёных насаждений
и горсточки нестрашного зверья.

Вот так не раз не водка и не сало –
меня природа местная спасала
в, казалось бы, проигранной игре.
Вот так не раз, багрянцем расцветая,
отговорила роща золотая
меня от суицида в сентябре.


В ПОИСКАХ ХОДА

Мир вышел вон. Он не такой, как прежде. Воды не удержало
решето. И всяк входящий что-то о надежде бубнит. Я не могу
расслышать, что. Всех слушая и ничего не слыша, я помню: это
было не всегда. От ленты новостей не только крыша, а всё готово
ехать хоть куда. Какой простор тревогам и бессилью, для нас с
тобой не ведомых вчера! Мы рождены, чтоб сказку сделать пылью,
и с этим явно справились. Ура! И каждый день – как многотонный
морок, забывший справедливости азы. Во всех колодах –
торжество «шестёрок», загадочно пробравшихся в тузы. Всё
холодней. Всё тише птичий гомон. И ничего не возвратить уже...
Моральный компас безнадёжно сломан. Танцует стрелка в пьяном
кураже.

Куда телегу смысла волочу я, коль этим смыслам нынче несть
числа? Мы жили, под собой страны не чуя, какою та страна бы ни
была. Да, мы виновны. Ты и я – виновны. На каждом океанском
берегу. Мы были так беспечны и бессловны, как в августе стрекозы
на лугу. А нас вели куда-то по-пастушьи, олимпы обещая да
парнас, и потихоньку крали наши души. Ведь это всё, что нужно им
от нас. Застрял в подводных безднах «Наутилус», ушедший в
никуда анахорет, лишь потому, что мы не научились прямому и
решительному «Нет!». И вот теперь, когда чума с проказой собою
отравили полземли, очнулись мы. Увы, к педалям газа
непостижимо ноги приросли. И надо быть пожёстче да построже,
спасать своих, цепляясь за края... Но, выше, на Олимпе – те же
рожи в электоральном цикле бытия.

Вот эти непроглядные печали у времени бездушного в кольце – они
терпимы, может быть, в начале. Ну, в середине. Только не в конце.
Разбилась об асфальт свинья-копилка, понуро обнажив пустое
дно... Но ведь была, была в пути развилка! Но где, когда?! –
припомнить не дано. Отара стала меньше, стала реже, всё тот же
стыдный стадный наш уют... А пастухи... А пастухи всё те же. Вот
разве что жалеют. Меньше бьют. А партия всё длится год от года,
хоть мы на дне. Давным-давно на дне. Но в эндшпиле, я слышал,
точность хода в цене способна вырасти вдвойне. Поди оставь
надежду! – въелась в поры, и оттого на финише пути мы ищем ход
единственный –
который
ещё способен партию спасти.