Поэтический мир Валерии Казаковой настолько необычный, что невольно ловишь себя на мысли – не является ли её письмо неким ландшафтом, масштабной иллюстрацией к известному литературному приёму, названному Виктором Шкловским «остранение». В её текстах возникают странности, которые, как писал в 1916 году Шкловский, осуществляют «вывод вещи из автоматического восприятия» – это когда обычное появляется в таком незнакомом/странном виде, что читатель начинает ощущать окружающее по-иному. Даже в таких, и без того магических строках «отстранённый веслом от воды / челнок двухместный» – читаешь «остранённый веслом», и дезориентация с потерей перспективы происходит так мгновенно, что не только Шкловский позавидовал бы, но и искусственный интеллект Chat GPT, который мысль протяжённостью в десятки страниц способен выразить в считанные секунды. В поэзии Казаковой, кажется, есть такое встроеное свойство, которое позволяет открываться множеству порталов. Как поясняют несколько строк в одном из стихотворений, всё это возможно ввиду отсутствия вертикального притяжения, гравитации в системе «над-под», и благодаря горизонтальному скольжению вдоль реалий и фантомов, образов, аллитераций, с провалами в кротовые норы или в дыры в иную Галактику: «сила моя, поверхностного натяжения, / держащая нас на плаву / в объятиях тихой, могучей реки. / Неси». Ткань поэтического соткана благодаря такому натяжению, поэтому и не рвётся (не вспомним не к месту «рукописи не горят»): «Из платья – холст, из мака – / сон, который память»; «я бреду как слепая корова по минному полю, / с артхаусным прошлым, волочащимся / на оборванной привязи вслед / продавленным в рыхлую землю / отпечаткам копыт». Конечно, можно написать трактат о метафизике такого письма, с эпиграфом от обэриута Д. Хармса: «Стихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьется». Ведь странное это дело, поэтическое ремесло: мы в реальной жизни не говорим в рифму, не пишем короткой строкой, а если пишем, то никогда бы в голову не пришло поставить три фамилии подряд в соответствие с тремя стихотворными метрами – дактилем, амфибрахием и анапестом, как в строках у Э. Багрицкого:
А в походной сумке – Спички и табак: Тихонов, Сельвинский, Пастернак.
Странность – в самой форме и сути поэзии, и если она (у акмеистов, обэриутов, футуристов, метареалистов, отечественных имажинистов и британских имажистов, американских поэтов «Чёрной горы» и «Языковой школы»), как у Валерии Казаковой, составляет саму поэтическую ткань, то это даёт всему поэтическому еще и возможность постичь самоё себя. В такой поэтике, наряду с прочим, стихотворение получает ещё и импульс к саморефлексии, к самопроникновению и самопознанию.
Геннадий Кацов
* * * из льна голубого – белое платье, разлившимся молоком по руслу реки меж двух берегов; из поля широкого – холст живописный струится под солнцем мятостью льна и прильнувшими травами к лету, вдогонку из ягодных уст, где маки горят как маленькие маяки идущим по этому полю вдоль от края до края, с краюшкой ржаного, с горсточкой соли; из яблока наливного – сок молодильный, мимо сахарных уст, с присказкой, взрослому сказкой, в которой каждому урок с усмешкою мудрости и поцелуем в темя. Ввысь стремишься как цветок и славишь дождь косой стеной идущий рядом. Из платья – холст, из мака – сон, который память. 30.03.2024 * * * я бреду как слепая корова по минному полю, с артхаусным прошлым, волочащимся на оборванной привязи вслед продавленным в рыхлую землю отпечаткам копыт; солнечный одуванчик так горек, что прилипнув к верхней губе сам собою весьма недоволен, даже возможностью превращения в молоко; весточкой сладкозвучной взовьётся к зениту жаворонок из стерни, – в тот же миг молодым телёнком побегу по небесному полю, погодя понимая, что не жаворонок выпорхнул из земли. 04.04.2024. * * * мой дерзкий друг, мой брат желанный, – попутчик по странному аду Данте, вне откровений, отстранённый веслом от воды челнок двухместный, от берега к бережку – через условную границу между, с данью, положенной смотрителям сумрака и обитателям мутных глубин тихой, неспешной реки; мой отважный товарищ, освящённый золотом чешуи, отражённый сверкающим небом двойником золотистой ладьи, причудой как звонким предвестьем, прошитый алеющей нитью поэтического драматизма, тончайшей занавесью театральных сцен, на чистовую сыгранных мною дней; мой безголосый попутчик, помогающий на стремнине грести, – сила моя, поверхностного натяжения, держащая нас на плаву в объятиях тихой, могучей реки. Неси. 06.04.2024. * * * солнце, струной тоскующей вибрирует лучом и вяжет, вяжет письмена по полотну от горизонта и до края, – я, заложив своё бессмертие за грош, ловлю на выходе волну, толкающую берег к сну от обволакивающей яви, – псалом ложится на скрижаль готовым отпечатком смысла, но тень, подспудной грустью накрывает будто ясный небосвод – божественное непереводимо на простой, доступный хоть танцующей пчеле, хоть голубям, воркующим весне, кузнечикам, стрекочущим в траве, влюблённым, шепчущим себе извечно поэтические мысли, – язык, понятный человеку. Мы унаследуем лишь пыль, и пену дней, и ржавчину бессмысленных цепей, упавших в тот момент, когда любое действие возьмёт себе подкожную первооснову речи. 07.04.2024. * * * сложить себя как книгу, с нумерацией сквозной, извлечь бумажный остов и нарастить узорочную крону слов, трепещущих и жадных к воздуху и свету, способных форму претворить в любой момент, из камня – в звук, из пламени – в звучанье аромата, с шлейфом полосатой маеты, перемежающейся мятою фольгою, - металл сквозь тело бумазеи; сложить листок к листу, с любого места будучи открытой твоя написанная книга меняет лик от летописи к дневнику, от лирики к интиму, и выхваченная фраза чуть парит над эпизодом, цитата выплывает из контекста заблудшим лебедем над гладью дней, листаемых до неопределённой точки. 08.04.2024. * * * я буду плакать... нет, не буду. или немного? скромно, в уголке, – платочком белым точно флагом белым сподоблюсь веки промокать, ну и вздыхать, украдкой, всхлипывая жалко – ... о нет. наверное, не стоит всё ж. Так плакать или нет? нелёгкий выбор, почти как между гладким и шершавым, направо иль налево повернуть, свернуть ли в тёмный лес с дороги торной, взойти на лодку с берега сухого, или обратно повернуть. Домой. Мне хочется рыдать. А я пишу. Вожу железным стилусом по глиняным табличкам. Стираю палимпсест, растапливаю печь, и растираю пригоршню сухого ячменя почти что в пыль, но всё бросаю, одеваюсь и иду искать шуршащие соцветья хмеля. Навзрыд. Глотая слёзы жемчугами, замешиваю свой животворящий хлеб. 09.04.2024. * * * звуком, речью, я из земли небесным древом расту к зениту, уравновешивая тяжесть маятника смены вех и лёгкость зелени полупрозрачной кроны в объятьях солнечного света и паутины облаков; я прорастаю в прошлое, меняя завтра сделанное ныне, витая кончиком ростка за осью мира, лаская дрожь листка шершавой гранью бури, испытывающей прочность веры в то, что мы преодолеем любое за и сверх, то или иное, переходящее за грань осмысленного жеста и горлового пения вслед каждому рассвету, и потому, – расту с миндальным цветом в волосах и тонким ароматом древесины свежих срезов, куда привой ложится новый и почти чужой, а чуть позднее свой, сращённый чудным образом с основой, и мы неразделимо держим свод, который полон звёзд, хотя их днём совсем не видно – в небесном океане вод. 10.04.2024. * * * косяк небесных рыб свивает мельтешенье межпространственных пустот, и всплеск сонарных звуков нас ведёт к лазейке потайной межличностных взаимодействий, – впредь я не позволю никому сминать мой горизонт под самый ворот, мне ленты из небес под цвет и впору, мне любы ощущенья вне земного тяготенья, и сладок вкус мрачнейших из глубин; косяк небесных рыб проходит частый бредень непринуждённо и легко – блистательный клинок лавирует у времени в ячейках, нет сил ловиться на уловки простофиль, которые всех остальных, кто не раскидывает сети, причисляют к сонму дураков; ловись, большой и малый, плети силки, черти смешные сцены из охотничьих рассказов, – зачем иначе мы коптим пещерный потолок почти божественным, но вот уже обыкновенным – костром – на чёрном полотне любой скребок главнее мастихина. 13.04.2024. * * * как будто проживая вновь наискосок проложенные тени штакетником в июльский день, гудящий цвет весенний с ветвей вишнёвых, полных пчёл, случайный взгляд ступающих навстречу, и мимоходом брошенный ответ; как будто проживая вновь уставший вечер, ложащийся у ног покорной тенью, риторику бесед, меж мною и тобою, и дивный, – от окна по полу, ложащийся закатный свет; и лёгкое смещенье дня за днём в журчащем сонме проживаемых забот, выращивает чувство смутных узнаваний себя во всём, во всех того, кто глубина и беспокойство, кто где-то в стороне, и рядом за спиной, кто чуть привычен внешним очертаньем, кто стыдно любопытен шорохом отличий, и так же, как и ты, безмерно одинок на многолюдной мостовой, кто сам и страж, и склеп, где множество сокровищ потусторонним блеском озаряют внутренние замкнутые стены изнутри, кто сам канва обыденных событий и чудо, даром явленное всем. 14.04.2024.