Поэзия диаспоры

Автор публикации
Василий Трегубов ( Италия )
№ 4 (48)/ 2024

Жизнь цветка

На первый взгляд, да и на второй, в поэтическом цикле Василия Трегубова «Жизнь цветка. Тетрадь стихов» прослеживаются интонации восточной поэзии и философии, причём речь может идти и о форме в восточной традиции (тетрадь, циклы сказаний, восточный диван, означающий сборник/собрание, и пр.). Мне хотелось бы сделать акцент на японской поэзо-философии, поскольку у Трегубова через весь цикл проходит тема отсутствия, тема Ничто. Конечно, можно говорить и о западной традиции со времен Парменида, об учении о космической пустоте Демокрита и Левкиппа, о Божественном ничто немецких мистиков или о трансцендентности Канта с вещью-в-себе, которую невозможно познать – в этом плане западную философию ХХ века упущу, поскольку никакого здесь места не хватит. И все-таки, Трегубов в своей поэзии – это не западная, а японская традиция отсутствия («Посмотри, как прекрасны без нас / мы вдвоём»), для которой характерны представления о миге, как сжатой вечности («Будь прежним, будь вчера, / не превращайся в завтра»), о точке, как свёрнутой Вселенной; о Мироздании, как мировом океане и феноменальном мире, как его всплеске («и говорятся / речной волной – слова»). О странной связи единого и единичного, что порождает, как японцы называют, трёхполюсную, или трихотомическую логику. В ней, в отличие от дихотомической Гегелевской (тезис, антитезис, анализ, синтез), сохраняется единство разного, или как говорит современный философ Тэранака Хэйдзи, эта логика – «диалектика абсолютного ничто». Определение такого места и времени действия у Трегубова звучит в лингвистической форме эллипсиса, смыслового пропуска, ухода в окончании последней строки в никуда: «Здесь слово пребывает не в начале, / но как обозначение конца. / И, если смерть бы здесь не замечали, / то так бы и сидели»). Короткие строфы, лаконичные строки, сжатые до атома слова. Из такой формы выходит и соответствующее содержание: «Нам никогда не стать / большим, чем сумма строк». Отсюда и философия иллюзорности мира, насмешки над нами окружающих симулякров; мнимости, как в гештальте, всего происходящего: «Не покидает ощущение тюрьмы, / такой большой, что можно обмануться / отсутствием стены перед глазами». Об этом краткие записи в тетради, с минимальными лирическими вставками и мистическим ощущением исчезновения себя в каждом миге: «я ложился на мир невесомый как память / и лежал ни секунд ни веков не считая». Собственно, в этом и есть, видимо, «жизнь цветка», о чём автор предупреждает уже в названии цикла. Надо сказать, что сквозная тема Слова, его появления и исчезновения, ухода в ничто, напомнила о рассуждениях современного математика Эдуарда Френкеля (в работе Is The Universe A Stimulation?) о том, является ли нас окружающее реальностью или симуляцией? Френкель говорит о том, что если бы поэт не написал стихотворения, то оно никогда бы не появилось в мире – никто в будущем не смог бы воспроизвести Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье. Сонного ручья, не напиши этих строк Афанасий Фет. А вот если бы Пифагор не доказал, что его «пифагоровы штаны на все стороны равны», то за прошедшие более, чем два тысячелетия, обязательно кто-нибудь нашёлся, кто бы пифагоровы теоремы доказал. Таким образом, мир, созданный логосом – открытый словами – уникальней, чем мир математических открытий. Удивительным образом, поэзия Трегубова соединяет неповторимость слова с бездной Ничто, вместив это невместимое в небольшую тетрадь, концентрированно – в восточной традиции.

Геннадий Кацов

 

ЖИЗНЬ ЦВЕТКА. ТЕТРАДЬ СТИХОВ

Посвящается всем, кого я любил и люблю

I.

Где-то тронулся поезд, где-то кончилась ночь,
я курю сигарету возле запятых и точ-
ек, наглухо вбитых там, где сейчас трава,
цветы, магазин и храм. Слова
читаются слева направо, вспять же вершится рок.

Нам никогда не стать
большим, чем сумма строк.

май 2021


II.

Будь ветром тихим в парусах
и нежным другом волн.
Будь грудью, что вдыхает страх
и выдыхает сон.

Будь прежним, будь вчера,
не превращайся в завтра.

Ты в памяти моей,
как тишина – в устах,
как первый жизни день,
и как последний сон.

январь 2020 - февраль 2022


III.

Не покидает ощущение тюрьмы,
такой большой, что можно обмануться
отсутствием стены перед глазами.

12 июля 2021


IV.

Е. К.

Здесь ветер спорит с тишиной,
раскинувшей себя по берегу и улицам.
Здесь старость отдаляет свой покой,
играя с временем, которое сутулится
и бьёт уже не в масть – но лишь бы сдали.
Здесь слово пребывает не в начале,
но как обозначение конца.
И, если смерть бы здесь не замечали,
то так бы и сидели.

ноябрь 2021, Лутраки, Греция


V.

А. Д.

в детстве я вскидывал будто мяч
голову к небу
и взгляд ускользая от глаза
всё выше и выше
улетал в направлении птиц

я держал его ниточками ресниц
а он плыл в облаках непокорный от ветра

я ложился на мир невесомый как память
и лежал ни секунд ни веков не считая

мы не знали числа больше двух
но знали что мир один
мы не знали что небо есть небо
но знали что небо есть
мы не знали зачем распускают листву
будто тысячи крыльев деревья
почему они не летят
почему только кликают море

мы не знали зачем на могилах растут цветы
мы не знали что это люди

волосы белой травой шелестели в лесу

18 мая 2022


VI.

Чёрные кудри в небе торчат,
не распрямляются.
Кто ими головы наши венчал,
в чьё посмотреть лицо?

Кто в предрассветное время держал
их перед лезвием,
тихо затачивая кинжал
с Далилой заподлицо?

Чёрные кудри вьются и вьют
символы раны
ими клеймят, и крестят, и куют
победу над нами.

Чёрные кудри ползут на глаза,
и слепят глаз.
Слова с языками смирительная лоза
подвешивает напоказ.

Чёрные кудри в небе, но
на земле распускается
вешнего ириса синий бутон
белою лилией.

26 февраля 2022


VII.

ветер приходит к деревьям в сад,
песня листвы.
тайно встречается в небе взгляд
с твоим.

песня разлуки поётся в саду,
она не слышна глазам,
только взгляни на морскую звезду,
там и я сам.

12 сентября 2022


VIII.

холодные слёзы женщин
на пустых улицах автозаки
молчание объятия

30 сентября 2022


IX.

Как хочется, чтобы листок никогда не сорвался,
чтобы он был недвижим,
как Бог и как небо.
И ветер в порывах не рвал его, но – целовался.

осень 2020


X.

Посмотри, как свет поутру
просыпается в складках тюли,
как два дерева на ветру
осыпаясь уснули.

Посмотри на постель, как ткань
очертила вершины Тибета,
а по ним пробегает рука, как лань,
как ребенок в первое лето.

Тихо.

Тихо руки танцуют вальс,
тишина им поёт.
Посмотри, как прекрасны без нас
мы вдвоём.

24 января 2020


XI.

что мне напишешь карандаш
через секунду,
какое слово в руки дашь,
и кем я после буду?

какое слово дашь любви
какое – марту?
каким опишешь дом, каким
его утрату?

и перед смертью в белой тьме,
в последнем слоге,
что скажешь Богу обо мне
и мне – о Боге?

28 марта 2022


XII. КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Посвящается А.

Пусть упадёт звезда
тебе за роговицу,
туда же, где слеза
и птицы
шумят, и облака дымятся,
где бьются о бока
и говорятся
речной волной – слова.

Колышутся твои ресницы,
как в августе трава.

О, что под ними тебе снится?

январь 2022


XIII.

бабочка на ветру,
я васильком цвету.
как коротка
жизнь цветка.

7 сентября 2022


XIV.

случись в несказанных словах
они не врут

они – как свет звезды которой нет
которая рифмует ожидание

случись во всём чему нельзя случится
оно твоё по праву нерождения

3 сентября 2021